Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 августа 2017г.

В XXI веке проблемы культуры являются наиболее актуальными в силу строительства Нового государства - России, которому уже 27 лет и, которое, как и весь мир, переживает интеграционные процессы, связанные с глобализацией всего мирового сообщества. Тем более что глобализация удивительным образом связана с традиционностью мировой культуры в России. Взаимосвязь традиции и новации – характерная особенность современного мирового сообщества и, естественно, российского общества, которое испытывает определенные трудности в возрождении истинных идеалов многонационального государства. Для России специфичным и отличительным моментом является многообразие национально-этнических и религиозных особенностей, которые влияют на формирование нового понимания страны и её отношения к культуре. Россия в современный период предстает страной, где соединяются, казалось бы, несоединимые явления жизни, но которые формируют новый образ культуры капиталистической России.

Ведь в основе российской культуры лежит её дуализм, который характерен с самого возникновения Российского государства: в первые годы формирования Русского общества – это двойственность религиозного понимания картины мира, через язычество и, одновременно, христианство. Затем с мирным, казалось бы, расширением территорий – дихотомия – Восток-Запад. Как писал Петр Яковлевич Чаадаев, первый русский философ истории России, - «Россия одним крылом опирается на Германию, другим – на Китай» (8, т.2. с. 12). Двойственность российской культуры раскрывает её своеобразие и силу, которая помогает существовать в мировом пространстве более или менее гармонично. Кроме того, деление самой христианской церкви на Восточную и Западную, также деление на официальную церковь и старообрядческую. Все это вызывало определенные выяснение отношений и борьбу за преобладание одного над другим.

Начало осмысления культуры России лежит уже в религиозно-мифологическом понимании мира славян VI в., и с принятием христианства в X в. Но наибольший вклад вложила религиозно-идеалистическая философия, которая будучи теоретической основой культуры Серебряного века, исследовала сущность культуры как таковой. Особенностью религиозно-идеалистического понимания культуры является её непосредственная связь с Богочеловеческим процессом, в основе которого лежит культ Духа, религиозного Духа, по мнению философа-экзистенциалиста, Николая Александровича Бердяева. Ведь культура «ядром своим и корнем имеет культ … Культурные ценности – это производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа» (7, с. 22), так писал другой религиозный философ Павел Александрович Флоренский.

Культура – явление, рождающееся в процессе творчества, как деятельность человека, несущая нравственные основы совершенствования человека, наиболее ярко проявляющиеся в Российском государстве. Тем более, что отличительным признаком русской философско-культурологической мысли является проблема человека, как духовно-нравственного феномена. Религиозно-нравственное понимание человека в России приобретает характер закономерного естественноисторического процесса на протяжении всего исторического развития культуры. В результате потребностью российского мышления становится осознание себя, осмысление собственного “я” через преломление различных влияний и заимствований, где не последнюю роль играет русская идея. «Русская идея — идея соборного объединения человечества. Спасение не в опирающемся на насилие коммунистическом коллективизме и не в буржуазном индивидуализме, признающем лишь формальное право, а в высокой общности, построенной на диалектическом единстве общего и индивидуального. Только так возможна победа над смертью, возникновение «сверхчеловека», равного Богу» (3, с.25), который поможет достичь нравственные высоты. Ведь для советского и российского философа Арсения Владимировича Гулыги, понимание Бога как идеала и целевой причины может объединить верующих и неверующих при условии, если последние готовы принять христианство как моральную норму. Два других аспекта значения религии сегодня для А.В.Гулыги — аксиологический (сохранение святынь) и национально-цементирующий: объединенное человечество — это семья равноправных национальных организмов, а не скопление индивидов и коммерческих групп.

Человечество – это семья  народов, которые имеют единое начало и исходят из одного корня. Развитие человечества есть необозримая связь между народами, языками, религиями и вообще культурами. Что касается религии, то ведущая роль должна принадлежать единой религии – христианству, так как оно несёт в себе элементы всеединства. Стремление к объединению разных народов с разным вероисповеданием в единую семью народов В.С.Соловьев понимал, как содружество равноправных народов: «Христианская семья народов не есть еще непременно семья христианских народов. Эти два понятия могут и не совпадать в известную историческую эпоху, хотя их совпадение всегда желательно» (5. Т. 1, с. 30). Взгляд В.С.Соловьёва на процесс развития культур основан на его философии истории – он говорил, скорее, о культуре, как таковой, нежели о всемирной истории, так как видел в истории культуру: культура и история у него, в сущности, неразделимы, то ждестве нн ы и несут нравственную нагрузку.

Культура «разлита» во всех без исключения сферах общества. Это важнейшее положение постоянно подчеркивали ученые при анализе культуры как общественного явления. «Культура есть неотвратимый путь человека и человечества. Нельзя миновать его», – говорил Н.А. Бердяев (1, с. 260) .

«…Любая организованная группа неизбежно обладает культурой», – писал П.А. Сорокин. По его авторитетному мнению, «ни социальная группа, ни индивид… не могут существовать… без культуры» (6, с.220), из которых и состоит общество. Поэтому необходимо исследовать культуру как возделывание души. Классическое определение римского философа-просветителя Цицерона очень близко соприкасается с духовно-нравственными основами религиозных философов, которые видят в российском менталитете гармоничное соединение восточных и западных корней. Творческо-религиозное понимание мира дает возможность человеку совершенствовать свою душу во благо человечества, поскольку человечество раскрывает основы бытия, исходя из глубинных основ русской культуры. А синтез Востока и Запада в российской культуре в результате их согласованного взаимодействия, способствует становлению новой культуры. Так, по – мнению, Владимира Сергеевича Соловьева, мировая культура может получить новое развитие именно в России, поскольку в этой стране духовность приобретает творческое начало и раскрывается в полной мере, благодаря взаимодополнительности противоположных сторон.

Русская культура неразрывно связана с судьбой народа и исполнена веры в светлое будущее. Идеи об освобождении народа, возникшие в XIX в. явились отражением социальных процессов, происходивших в России. Поэтому и русская классическая культура отличается патриотизмом, гуманизмом, демократизмом, в её основе лежит и нравственный идеал. По словам А.В. Гулыги, в России этого времени возник своеобразный философско-религиозный и культурный Ренессанс, вышедший за рамки страны и всколыхнувший духовную жизнь Европы, “определивший поворот западной мысли в сторону человека”, ибо “корни таких философских направлений, как феноменология, экзистенциализм, персонализм в России” ( 2, с. 5).

Историю культуры и взаимодействие культур религиозные философы понимали, как духовное развитие, охватывающее и религиозную, и нравственную, и художественную жизнь человечества. Вместе с тем, В.С.Соловьёв считал, что и на Востоке, и на Западе представлены разнообразные типы культуры и религиозного сознания; особенно это касается Востока, где распространены и мусульманская, и буддистская, и христианская религия, китайская, японская, индийская культуры. При всём этом многообразии форм “истинное человечество” должно объединить их в нечто целое, ибо “настоящая империя есть возвышение над культурно-историческою односторонностью Востока и Запада, настоящая империя не может быть ни исключительно восточною, ни исключительно западною державою”. Уже с самого начала человеческой истории, писал Владимир Соловьёв, «обозначилась противоположность двух культур – восточной и западной» (5, т. 1. С. 26). Хотя на Востоке он различал три типа культуры, основанием всей восточной культуры он считал “подчинение человека во всём сверхчеловеческой силе”, а основание западной культуры он видел в “самодеятельности человека”. Следовательно, оба проявления всемирной культуры являются закономерными и в равной степени необходимыми. Поступательное развитие всемирной истории, ведущее  к прогрессу человечества, у В. Соловьёва, сводится к признанию равноправности и равноценности различных культур, устремлённых к синтезу, к объединению. Культурное всеединство достижимо в результате слияния этих противоположных типов культуры, ибо жизнь вообще есть «соединение духовного начала с материей или натурой, воплощение духа, одухотворение материи» (5, т. с. 23). Видеть в них абсолютно противоположные начала нельзя, ибо они – две стороны одного и того же процесса, сущность которого состоит во взаимодополняемости этих сторон. Поэтому В. Соловьёв говорил, что Всеединая Христианская Церковь должна объединить под своей эгидой Восточную и Западную церкви, а значит и противоположные культуры. Положительное, что существует в каждой культуре будет способствовать прогрессу всего человеческого общества. Роль западной цивилизации состоит в том, что она несёт в себе элементы активности и действия, чего нет в восточной цивилизации.

В.С. Соловьёв пришёл к выводу, что примирение противоположных сторон в рождающемся едином целом есть закон человеческой истории. И примирение этих противоположностей – миссия России, ибо она вобрала в себя черты восточных и западных народов и располагает огромными культурными богатствами, традициями, обычаями, тесно переплетёнными в жизни её народов. Россия может дать миру совершенно новое прогрессивное государство, которое вберёт в себя черты той и другой стороны и, тем самым, откроет возможность познавать мир во всей его полноте и со всеми особенностями. Россия действовала как согласная семья народов. И чем более расширялся семейный круг подвластных ей народов, входили новые члены, «и крещенные, и некрещенные, но начало истинного единства, основанного на том, что каждый находит для себя место и простор для своего мирного роста под сенью общей державы, оставалось непри- косновенным». Россия должна выступить, согласно В.С. Соловьёву, как новая модель всемирной культуры. В силу того, что он  предвидел в России  коренные изменения и возлагал на нее большие надежды в примирении различных миров (культур), он считал, что полное самораскрытие всемирной культуры только в соединении различных и относительно самостоятельных культур. При всем разнообразии культурных характеров и направлений, все-таки в смысле объективном - в смысле задач и результатов исторического труда, - «существует только одна общечеловеческая культура для всех народов, как одна для всех истина, одна справедливость, одно Божество» (4, т. 5, с. 381). Разнообразие способствует прогрессивному развитию всемирной истории и культуры. Во всех своих работах он проводил мысль о неповторимости каждой культуры и об их взаимодействии как процессе становления единой гуманистической культуры на основе Всеединства.

Таким образом, культурологические взгляды представителей русской религиозно-идеалистической философии на рубеже XIX-XX вв. положили начало мощному движению русской интеллигенции, направленному на преобразование общества не путём социальной революции, а исключительно средствами культуры и искусства, т.е. путём духовного совершенства, через познание искусства. Духовная культура, и прежде всего художественная, определялась религиозными философами как необходимый элемент традиционной культуры.

Список литературы

 

1.        Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. С. 260.

2.         Гулыга А.В. Владимир Соловьев. //Литературная газета, М., 1988, №3. С.5.

3.         Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995. Стр. 25.

4.         Соловьев В.С. Собрание сочинений в 10-т. – М., 1923-1924. Т.5. С. 381

5.         Соловьев В.С. Три силы. - //Собр. соч. в 2-х тт. М., 1990. С. 26.

6.         Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 220.

7.         Флоренский П.А. //Цит. По Культурология (в исходных научных понятиях, структурно- логических схемах, исторических феноменах культуры). – М., 2010. Стр. 22.

8.         Чаадаев П.Я. Сочинения и письма в двух тт. М., 1914, т.2. стр. 12.