Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ-ЭМИГРАНТЫ БРАТЬЯ ЗАДОРОЖНЫЕ В КИТАЕ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2016г.

В первые годы эмиграции в Харбине сложилась довольно большая группа профессиональных и самодеятельных художников и декораторов, специализировавшихся на выполнении стеновых росписей и иконописи. Они работали не только в Харбине. Наиболее известных из них приглашали в другие города Китая, где строились православные храмы, и даже в Японию. В первую очередь хотелось бы назвать имена пяти братьев Задорожных, посятивших свой труд в период эмигрантской эпопеи иконопискому творчеству.

С 1898 по 1910 год, в семье родились пятеро сыновей – Федот, Николай, Петр, Иван, Василий. Больше всего росписей в храмах Харбина создано братьями Задорожными. Пять родных братьев, четверо из которых выбрали одну и ту же творческую профессию. А Иван Задорожный, как и все его братья, тоже имел художественные способности, но он в Харбине продолжил образование сначала в общественной гимназии, затем в политехническом институте, и стал не художником, а инженером-архитектором [2, с.6].

Федот Задорожный, старший из пяти братьев. Вместе с братьями Петром и Николаем эмигрировал в Китай. В Харбине работал в Доме милосердия, был рукоположен в сан дьякона, служил в церкви, писал иконы для православных храмов, и даже целые иконостасы. В частности его кисти принадлежат почти все иконы нового иконостаса для Свято-Николаевского собора в старом Харбине. Спустя несколько лет Федот Степанович уехал в Шанхай, служил дьяконом в женском монастыре, протодьяконом в архиерейской церкви, из Шанхая выезхал в другие города для выполнения заказов. В июне 1939 года, в Богородице-Владимирской женской обители был отслужен торжественный благодарственный молебен в честь дня ангела и 25-летнего юбилея иконописного труда Ф.С. Задорожного.[3,с.156] В 1942 году Федот Степанович выполнил значительную часть икон для нового Свято- Покровского собора в Таньзине. В 1947 году вместе с монастырем Задорожный эвакуировался в США, где продолжал службу при церкви и занятия живописью.

Второй из братьев, Николай Степанович Задорожный. Он был эмиграции в 1924 году в Харбине, где занялся иконописью, преподавал рисование в средних учебных заведениях Харбина (1925-32). Выполнял настенные росписи и писал иконы для восстановленного после землетрясения Токийского православного кафедрального собора. Во многих храмах он не копировал уже известные по другим храмам России росписи, а разрабатывал собственные композиции. В 1932 году выполнил 20 икон для иконостаса Свято-Николаевской церкви в Затоне, а также настенные росписи в этом храме ("Рождество Христово","Рождество Пресвятой Богородицы", "Успение Пресвятой Богородицы", "Сошествие св.духа на апостолов" и др.) собственной композиции [2,с.84]. В 1933 году уехал в Шанхае. Там он устроил несколько выставок своих работ. Основал Российскую художественную школу в Таньцзине и преподавал в ней более десяти лет. Выполнил вместе с братом Федотом росписи стен Свято- Покровского собора в Таньцзине. В 1947 году выехал в США, создал большое количество икон для храмов в Детройте, Сиэтле, Бирмингеме и других городах.

Петр Степанович Задорожный, был не только художником церковной живописи, но и церковнослужителем. В 1917 году Петр поступил в художественно-промышленное училище,игде его преподавателями были Въюнов, Жизневский, Баримбаум и другие художники. Эмигрировал в Харбин, стал заниматься иконописью, за двадцать лет жизни в Харбине им написано около одной тысячи икон и росписей для православных храмов Маньчжурии. Работал в портретной, сюжетной и пейзажной живописи. Им выполнены иконостасы Благовещенской церкви, Успенской церкви на новом кладбище. Большинство произведений являются собственной композицей Петра Задорожного. С 1926 по 1936 год, он преподавал рисунок в женский гимназии и реальном училище М.А.Оксаковской, гимназиях М.С. Генерозовой и в педагогическом институте. В 1937 году, выполнил громадную по размерам (3,5 сажени в длину) роспись с изображением господа Саваофа в Благовещенской церкви (копия с росписи художника Маркова в храме Христа Спасителя в Москве), а также поясное изображение Спасителя (копия росписи художника Васнецова в Киевском Владимирском соборе). В 1952 году из Маньчжурии уехал в Америку, где продолжал заниматься и живописью [3, с.158].

В данной работе автор делает попытку анализа иконописного стиля Петра Задорожного на примере его иконографии. Необычная композиция предстает взору зрителя в храме из США: подкупольное пространство апсиды не имеет изображений; преобладает голубой небесный фон. Перед иконостасом Христос-вседержитель благословляет входящих. Христос Вседержитель в храме в США фактически повторяет композицию плафона купола Владимирского собора в Киеве работы В.М.Васнецова. Цветовое решение Задорожного более светлое и праздничное. Необычные царские врата. Второй ряд иконостаса открывается в полукружии молитвенного пространства. Обращает на себя внимание желание автора группировать участников евангельских сюжетов в группы, связанные с идеей Христианской Троицы. Особая орнаментика иконостаса вокруг обликов Богородицы и Христа восходит к византийским и древнерусским истокам. Облики святых восходят к стилю русского сказочного романтизма в сочетание со стилем модерн Виктора Михайловича Васнецова.

Василий Степанович Задорожный, младший из пяти братьев. В 1925 году вместе с матерью выехал в Маньчжурию. В 1927 году поступил на художественные трехгодичные курсы художника Н.А. Въюнова, после окончания курсов первым учеником работал в художественной студии брата Н.С.Задорожного с 1929 по 1933. Он выполнял росписи и иконостас в разные храмы Харбина, два иконостаса и иконы для Воскресенкого кафедрального собора в Токио. В 1933 году выезжал в Циндао для написании иконостаса и голгофы. В 1934 по 1936 годы работал художником в Харбине, выполнял росписи в Японских ресторанах, писал портреты и этюды. В 1945 году незаслуженно репрессирован, находился 10 лет в ГУЛАГе, реабилитирован в 1960 году. В 1975 году выехал к братьям в США, где продолжал заниматься иконописью.[2,с.85]

К сожалению, сегодня в Харбине и других городах Китая, где работали брятья Задорожные, практически ничего из их работ не сохранилось, многие храмы утрачены, исчезли и тысячи икон, выполненные ими.[3, с47]

Вместе с тем, автор данной работы надеется в архивах Китая найти следы деятельности творчества братьев Задорожных: их работы, имена их учеников и их работы, изучить влияние их творчества на художников Китая. Поэтому имена русские художников-эмигрантов не должны быть забыты, автор отдает должное их заслугам. Они оставили нам ценное художественное богатство.



Список литературы

1.     Крадин Н.П. Русские художники-эмигранты в Китае // изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского Зарубежья. -СПБ.: "Дмитрий Булании", 2008. -с.45-52.

2.     Крадин      Н.П.      Художники      Дальнего      Востока      (XIX-середина      XX       вв.): Библиографический иллюстрированный словарь. -Хабаровск: Изд-во «РИОТИП» краевой типографии, 2009.-176 с.

3.     Крадин  Н.П.  Харбин  -русская  Атлантида: Очерки  - Хабаровск:    КГУП  «хабаровская  краевая типография», 2010.-368 с.

4.     Колпакова Галина. Искусство Византии. Поздний период. Санкт-Петербург. Азбука-классика. 2004.