Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИАЛЕКТИКА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 августа 2016г.

Аннотация

 

Данная статья посвящена процессу создания дизайн-проекта, где в разных последовательностях и в самых различных сочетаниях взаимодействуют приемы и методы, используемые в процессах творчества и в научных исследованиях. Установлен характера взаимосвязи методов познания в процессе создания дизайн-проекта на различных этапах.

    

Abstract

 This article focuses on the process of the design-project creating, where different sequences and in various combinations interact techniques and methods which are using in the process of creativity and research. The nature of the relationship of cognition methods in the process of creating a design project at different stages has been identified.

   

Процесс дизайн-проектирования является чрезвычайно сложным и многогранным. В этом процессе в разных последовательностях и в самых различных сочетаниях взаимодействуют приемы и методы, используемые в процессах творчества и в научных исследованиях. Метод в дизайн проектировании заключается в порядке достижения проектной цели, решении поставленной функционально-прoстранственной, технолoгической и худoжественной задачи, последовательность приемов или операций, неoбходимых для пoлучения требуемого результата. Значение проблематики метода в теоретическом, практическом аспектах определяется тем, что проектная деятельность может отвечать параметрам успешности, продуктивности при использовании универсальных методов как способа проектирования объектов дизайна. Дизайн проектировщик осуществляет моделирование социально-эстетической пространственной среды с помощью методик дизайна, включающих в себя методы, применяемые в различных областях науки и искусства.

Ранее в нашей культуре дизайн-проектирование было унифицировано как для индивидуального проектирования, так и для промышленного строительства и регулировалось определенными стандартами. Использовались классические методы познания как в естественных науках. Однако в настоящее время стало востребовано индивидуальное строительство, которое выдвигает не только функциональные и эргономические требования, но и эстетические. Проблема методологии в современном дизайн проектировании заключается в расширении задач. Индивидуальное проектирование усложнило задачу, процесс стал включать в себя все уровни познания, не всегда взаимодействующие друг с другом.

Создание дизайн-проекта является не простой задачей в связи с его многокомпонентностью. Метод представляет собой совокупность различных приёмов и операций практического или теоретического характера, подчинённых оптимальному решению конкретных задач в достижении искомого результата деятельности. Безусловно, необходимо учитывать ряд социальных факторов, ведь использование метода не может быть механистическим. Необходимо учитывать такие аспекты, как развитие науки и технологий. В дизайн-проектировании метод регулирует проектную деятельность, позволяет добиться поставленной цели наилучшим способом, быстрым путем. Использование философских методов необходимо в связи с тем, что они наиболее точно и полно могут отразить специфику и состав дизайн проектирования.

Исходя из того, что философские методы представляют собой предельно возможную степень общности, то в сфере дизайн проектирования будут присутствовать общенаучные принципы и диалектический подход [3].

Диалектический подход обязывает рассматривать все явления и процессы во взаимосвязи и развитии. Оценивая дизайн-проектирование прошлых лет, можно сделать вывод, что в своем большинстве оно носило преимущественно инженерный характер и основывалось на теоретических методах, которые опираются на рациональное познание, включающее в себя понятие, суждение, умозаключение и логические процедуры вывода.

Рациональный процесс познания в инженерном проектировании осуществляется исключительно формой мыслительной деятельности. Основными формами рационального познания являются три логических формы мышления: суждение, понятие и умозаключение. Суждение - это некоторая форма мысли, которая посредством взаимоотношения понятий что-либо отрицается или утверждается о предмете мысли.

Рациональное познание опирается на законы логики и, конечно же, правилами вывода результатов из посылок в умозаключениях. Движение рационального познания происходит сознательно и контролируемо, т. е. познающий субъект представляет себе и обосновывает каждый свой шаг на пути к поставленной цели канонами логического мышления [3].

 Если для инженера смысл процесса проектирования заключается в создании материальной структуры (работающей конструкции), то дизайнер в процессе реализации и развития своего проектного замысла движется не только от функции к форме, но и от формы к функции, черпая импульсы для своей творческой работы из области формальных качеств предмета. Основой профессионального языка дизайнера является форма, закономерности ее сложения и зрительного восприятия [4].

 Главное отличие дизайн проектирования от инженерного заключается в использовании помимо  рационального  метода, чувственного и иррационального. Проектировщик в процессе своей работы постоянно обращается к этим методам познания. Объектом этих методов в дизайн проектировании является не только дизайн-проект, но также и окружающая среда, поскольку архитекторы и дизайнеры в своей работе должны понимать и представлять, как впишется созданным им объект в окружающее пространство. При создании проектировщик должен также учитывать культурный аспект, поскольку созданный объект в результате дизайнерской мысли можно рассматривать как культурную форму.

 Методологические основы дизайн - проектирования дают совокупность проектной деятельности, идущей в противовес канонической (ремесленничество и инженерное производство). Если для инженера смысл процесса проектирования заключается в создании материальной структуры (работающей конструкции), то дизайнер в процессе создания и развития своего проектного замысла движется не только от функции к форме, но и от формы к функции, черпая импульсы для своей творческой работы из области формальных качеств предмета.

Вначале создания дизайн-объекта используются методы эмпирического исследования, включающие в себя наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. Все эти методы можно отследить на стадии формирования концептуального решения при сборе информации. Проектировщик на стадии замысла проводит поиск вдохновения, рассматривает имеющиеся дизайн- решения, проводит наблюдение за существующими формами и т.д. Далее дизайн-проектирование переходит от эмпирического уровня к теоретическому.

На теоретическом уровне познания дизайн проектировщик делает умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений. Следующий этап проектирования на теоретическом уровне включает в себя моделирование. Проектировщик использует методы макетирования, моделирования, методы художественного воспроизведения и т.д. На этом этапе создается визуальный образ.

При создании дизайн-объекта наиболее часто происходит обращение к методам познания, поскольку требуется создание концептуального решения, исходя из чувственного видения решения вопроса и из проработанных решений, выполненных впоследствии на скачке к рациональному. Однако в самом конце этого этапа опять происходит активное взаимодействие чувственного, рационального и иррационального у проектировщика и заказчика во время диалога, ввиду обсуждения проекта. Результатом этого этапа становится полноценный дизайн-проект, включающий в себя все необходимые для строительства материалы схемы и чертежи.

Таким образом, проведя анализ методологии в дизайн – проектировании можно сделать вывод, что развитие методики дизайн - проектирования, начавшийся    с    формирования    промышленных,     инженерных объектов, развилось в целую дизайн-деятельность включающую широкие культурные аспекты. Методология дизайн-проектирования заимствована из различных видов искусств, разных инженерных областей, эргономики и частично из самих дизайнерских технологий. В работах по методологии дизайна описываются многочисленные методы, отражающие инновационность и технологичность современного мира, а диалектика методов познания позволяет рассматривать все явления и процессы во взаимной  связи  и  развитии.  Использование  всех   форм   познания, как комплекса решения проектных задач, является актуальным. Методы в области дизайн - деятельности имеют универсальный характер, позволяющий решать конкретные социокультурные задачи. Применение диалектических методов позволяет наиболее глубоко понять процессы, сутью которых является получение знаний.

 Дизайн проектирование выступает в качестве способа моделирования мира, создавая целую цепочку связей, взаимодействий людей и новых форм.

Данный вид проектирования влияет на организацию, композицию, совершенствование и развитие окружающей человека и общество среды. Дизайн – проектирование моделирует и совершенствует окружающий мир, заставляя в тоже время определяться с ее предметностью в созидании взаимодействий и связей. Диалектика методов познания позволяет обобщить и связать все многочисленные и обособленные процессы создания дизайн - проекта в единое и целостное.

 

 

Список литературы

 

1.     Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. -105с. 

2.     Ветошкин   В.И.   «ДИАЛЕКТИКА  ПОЗНАНИЯ   АРХИТЕКТУРЫ».«Архитектон: известия вузов» № 32 Декабрь 2010 

3.     Власова И.М., Бердник Т.О. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ.     АРХАИКА    И    СОВРЕМЕННОСТЬ (ИСТОРИЧЕСКЙЙ АНАЛИЗ)  //   Современные  проблемы  науки  и образования. – 2014. – № 6.;

4.     Московская школа дизайна: Опыт подгот. специалистов в Моск. высш. худож.-пром. уч-ще (б. Строгановском) / Е. С. Аверина и др. М.: ВНИИТЭ, 1991. -180 с.

5.     Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. М.: Архитектура-С,2006. -368с.