п. Рудногорск
04 августа 2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативных занятий по русскому составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, учебного плана МОУ.
Экзаменационная работа в 9 классе по русскому языку не выходит за пределы требований, предъявляемых к выпускнику основной школы, однако, как и любой экзамен, требует систематизации и обобщения изученного. В программах основной школы по русскому языку на отработку многих из этих навыков отведено минимальное количество времени, кроме того, в силу возрастных особенностей, не все школьники усваивают их в полной мере.
Актуальность программы состоит в том, что данный факультативный курс призван помочь учащимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла. В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.
Образовательная область: «Филология» Сроки реализации программы – 2 года – 67 часов (8 класс- 34 часа, 9 класс- 33 часа). Считаю, что, начиная с 8 класса, учащиеся более мотивированы для подготовки к сдаче ОГЭ.
Цель курса: подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Задачи курса:
- систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
- совершенствование умения излагать учебный текст;
- совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность,
системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам. Информационный материал сочетается
с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
Формы работы: сочетание индивидуальной и фронтальной форм работы.
Основные виды учебной деятельности Лекции учителя с различными видами заданий; Составление обобщающих таблиц и схем;
Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
Самостоятельный отбор материала; Работа в группах;
Проведение деловых игр и практикумов; Работа с пакетами КИМов;
Написание изложений и сочинений.
Средства обучения: справочная и учебная литература, тексты различных стилей и жанров, готовые образцы сочинений, тесты ОГЭ (и другие тесты), схемы, таблицы, опоры, компьютер.
По окончании курса учащиеся должны
иметь представление о структуре экзаменационной работы,
кодификаторе, спецификации ГИА по русскому языку;
знать:
- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка;
- нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
уметь:
- систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
- уметь писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему;
- уметь писать сжатое изложение.
Критерии ожидаемых результатов:
- повышение мотивации учащихся на учебную деятельность;
- качественная сдача ОГЭ;
- овладение общими ЗУН исследовательской деятельности;
- умение не только констатировать те или иные языковые явления, но и объяснять их;
- повышение орфографической и пунктуационной грамотности.
Личностные и метапредметные результаты освоения содержания программы факультативного курса.
Личностнымирезультатами освоения учащимися содержания программы факультатива являются следующие умения:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Метапредметнымирезультатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
– сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
– организовывать самостоятельную деятельность
–планировать собственную деятельность, распределяя нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный результат с заданным условием;
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Содержание обучения
Ра здел I. (14 ч)
ОГЭ-9.Методикаобучениянаписаниюсжатогоизложения.
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.
Извлечение информации из различных источников.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)
Ра здел II. (3 3 ч)
Культураречи.
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи. Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Нормы ударения и произношения.
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм. Исторические изменения в произношении и ударении.
Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы.
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности. Тестовые задания.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов.
Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Грамматические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии.
Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Синтаксические нормы.
Словосочетание. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Правильное построение предложений. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Синтаксический анализ сложного предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с разными видами связи
Ра здел III. (20 ч)
ОГЭ-9.Сочинение-рассуждение.Структурасочинения- рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 15.1, 15.2, 15.3
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм работы над сочинением – рассуждением 15.1,, 15.2, 15.3
Как начать сочинение-рассуждение? Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.
Аргументы, способы оформления аргументов, речевые клише для аргументации. Тематика сочинений-рассуждений. Лексика и фразеология. Лексика и грамматика. Морфология. Синтаксис и пунктуация. Речь. Язык и речь. Средства речевой выразительности.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Для учителя:
1. Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2016.
2. Львова С. И. ОГЭ 2016. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс– М.: Эксмо, 2016.
3.Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ-2016: УМП для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на- Дону: Легион, 2016.
4. Сычева В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2016.
5. www:fipi.ru:
- документы, регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2016г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);
- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ
выпускников 9-х классов 2016 г.;
- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену.
Для учащихся:
1. Давайте говорить правильно!: Трудности грамматического управления в современном русском языке: Краткий словарь- справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2013. – 176 с.
2. Давайте говорить правильно!: Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник/ Л.А.Вербицкая и др. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2011. – 160 с.
3. Егораева Г.Т. Русский язык. ГИА. Выполнение заданий части С.М,. Экзамен, 2016
4. Егорова Г.Т. Русский язык ГИА 2014. Сборник экзаменационных тестов. М, Экзамен, 2016
3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.
4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 2011. – 704с.
5. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? – Лениздат, 2010. – 332с.
Календарно -тематическое пла ниро вание
№
|
Тема
|
Дата
План факт
|
1
|
Изложение. Виды изложений.
|
|
|
2
|
Способы и приемы компрессии текста.
|
|
|
3
|
4
|
Определение, признаки и характеристика текста как
единицы языка.
|
|
|
5
|
Тема, идея, проблема и способы их определения и
формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и
абзацного строения текста
|
|
|
6
|
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.
Главная и второстепенная информация в тексте.
|
|
|
7
|
Ключевые слова и их роль в определении границ главной
информации.
|
|
|
8
|
Способы компрессии (сокращения) текста:
грамматические, логические, синтаксические.
|
|
|
9
|
Текст как продукт речевой деятельности.
|
|
|
10
|
Смысловая и композиционная целостность текста
|
|
|
11
|
Извлечение информации из различных источников
|
|
|
12
|
Тестовая работа
|
13
|
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью
|
|
|
14
|
свёрнутости (сжатое изложение)
|
15
|
Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют?
Нормы ударения и произношения
Трудности современного русского произношения и ударения
|
|
|
16
|
Основные нормы литературного произношения:
произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения
иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
|
|
|
17
|
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.
Омонимы. Лексические нормы
|
|
|
|
Трудности современной русской фразеологии.
|
|
|
18
|
Фразеологические обороты. Группы слов по
происхождению и употреблению. Лексический анализ.
|
|
|
19
|
Выразительность русской речи. Выбор и организация
|
|
|
|
языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой
|
|
и ситуацией общения.
|
20
|
Средства выразительности.
|
21
22
|
Правописание корней
|
|
|
23
|
Трудности современной русской орфографии.
|
|
|
24
25
|
Правописание приставок
|
|
|
26
|
Трудности современной русской орфографии.
|
|
|
27
28
|
Правописание суффиксов
|
|
|
29
|
Трудности современной русской орфографии.
|
|
|
30
|
Словосочетание. Виды связи в словосочетании.
|
|
|
31
|
Синтаксические нормы.
|
32
|
Трудности грамматического управления в современном
|
русском языке
|
33
|
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа
|
|
|
34
|
предложения. Грамматические нормы.
|
35
|
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в
|
|
|
36
|
простом осложнённом предложении: при обособленных
|
37
|
определениях, при обособленных обстоятельствах, при
|
|
сравнительных оборотах, при уточняющих членах
|
|
предложения.
|
38
|
Знаки препинания в предложениях со словами и
|
конструкциями, грамматически не связанными с членами
|
предложения
|
39
|
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
|
|
|
40
|
Союзы в сложносочинённом предложении:
|
соединительные, разделительные, противительные.
|
Присоединительные конструкции. Наличие и отсутствие
|
знаков препинания в сложносочинённом предложении.
|
41
|
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
|
|
|
42
|
Указательные слова в сложноподчинённом предложении.
Отличие союзов от союзных слов. Виды придаточных предложений. Запятая при наличии двойных союзов.
|
|
|
43
44
|
Синтаксический анализ сложного предложения.
|
|
|
45
46
|
Сложные бессоюзные предложения.
|
|
|
47
48
|
Сложные предложения с разными видами связи. Знаки
препинания в сложном предложении с разными видами связи. (Последовательное, параллельное, однородное
подчинение.)
Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.
|
|
|
49
50
51
52
|
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-
рассуждения. Алгоритм работы над сочинением – рассуждением
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении- рассуждении.
Аргументы, способы оформления аргументов, речевые клише для аргументации.
Тематика сочинений-рассуждений. Критерии оценивания. Комментарий, аргументы
|
|
|
53
|
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую
|
|
|
54
|
тему. Комментарий, аргументы
|
55
56
|
Анализ сочинений на лингвистическую тему
|
|
|
57
|
Написание сочинения – рассуждения 15.2.
|
|
|
58
|
Комментарий, аргументы
|
59
60
|
Анализ сочинений – рассуждений 15.2
|
|
|
61
|
Написание сочинения – рассуждения 15.3.
|
|
|
62
|
Комментарий, аргументы
|
63
64
|
Анализ сочинений – рассуждений 15.3
|
|
|
65
|
Написание сочинения-рассуждения 15.1, 15.2, 15.3 (на
|
|
|
66
|
выбор)
|
67
|
Обобщение.
|
|
|