Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОГЭ НА «5»! (ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ) ФКГОС УРОВЕНЬ: ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 8-9 КЛАСС

Авторы:
Город:
п. Рудногорск
ВУЗ:
Дата:
04 августа 2016г.

Пояснительная записка

Рабочая  программа  факультативных  занятий   по   русскому составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, учебного плана МОУ.

Экзаменационная работа в 9 классе по русскому языку не выходит за пределы требований, предъявляемых к выпускнику основной школы, однако, как и любой экзамен, требует систематизации и обобщения изученного. В программах основной школы по русскому языку на отработку многих из этих навыков отведено минимальное количество времени, кроме того, в силу возрастных особенностей, не все школьники усваивают их в полной мере.

Актуальность программы состоит в том, что данный факультативный курс призван помочь учащимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. Актуальным становится умение сокращать текст   до   минимума  информации  без   ущерба  для   смысла.  В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).

Не     предусмотрено    программой    основной     школы     и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.

Образовательная область: «Филология» Сроки реализации программы – 2 года – 67 часов (8 класс- 34 часа, 9 класс- 33 часа). Считаю, что, начиная с 8 класса, учащиеся более мотивированы для подготовки к сдаче ОГЭ.

Цель   курса:  подготовка  учащихся  к   новой  форме  сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.

Задачи курса:

-   систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;

-   совершенствование умения излагать учебный текст;

-   совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность,

системность,   доступность.   Это   позволит   школьникам   лучше подготовиться к экзаменам. Информационный материал сочетается

с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

Формы работы: сочетание индивидуальной и фронтальной форм работы.

Основные виды учебной деятельности Лекции учителя с различными видами заданий; Составление обобщающих таблиц и схем;

Самостоятельная  работа  учащихся  (наблюдения  над   языковым материалом, их анализ, выводы);

Самостоятельный отбор материала; Работа в группах;

Проведение деловых игр и практикумов; Работа с пакетами КИМов;

Написание изложений и сочинений.

Средства обучения: справочная и учебная литература, тексты различных стилей и жанров, готовые образцы сочинений, тесты ОГЭ (и другие тесты), схемы, таблицы, опоры, компьютер.

По окончании курса учащиеся должны

иметь представление о структуре экзаменационной работы,

кодификаторе, спецификации ГИА по русскому языку;

знать:

-   теоретическое содержание основных разделов курса русского языка;

-   нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

уметь:

-   систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-   уметь писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему;

-   уметь писать сжатое изложение.

Критерии ожидаемых результатов:

- повышение мотивации учащихся на учебную деятельность;

-   качественная сдача ОГЭ;

-   овладение общими ЗУН исследовательской деятельности;

-   умение не только констатировать те или иные языковые явления, но и объяснять их;

-   повышение орфографической и пунктуационной грамотности.

 

Личностные и метапредметные  результаты освоения содержания программы факультативного курса.

 

Личностнымирезультатами освоения учащимися содержания программы факультатива являются следующие умения:

 — развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

 — развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

-   активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-   проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

 – проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

 Метапредметнымирезультатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:

 – находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

 –   сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

 – организовывать самостоятельную деятельность

 –планировать собственную деятельность, распределяя нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

 - участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение аргументировать его;

-   выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

-   аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

-   сопоставлять полученный результат с заданным условием;

 - участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Содержание обучения

 Ра здел  I. (14 ч)

ОГЭ-9.Методикаобучениянаписаниюсжатогоизложения.

Изложение. Виды изложений

Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.

Извлечение информации из различных источников.

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)

 Ра здел II. (3 3 ч)

Культураречи.

Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.

Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи. Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

Нормы ударения и произношения.

Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.

Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм. Исторические изменения в произношении и ударении.

Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы.

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительность русской речи.

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности. Тестовые задания.

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов.

Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Грамматические нормы.

Нормы в морфологии и орфографии.

Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных,      глаголов,      местоимений,       числительных.

Правописание корней. Правописание приставок.  Правописание суффиксов.

Синтаксические нормы.

Словосочетание. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Правильное построение предложений. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Синтаксический анализ сложного предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с разными видами связи

 Ра здел III. (20 ч)

ОГЭ-9.Сочинение-рассуждение.Структурасочинения- рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 15.1, 15.2, 15.3

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм работы над сочинением – рассуждением 15.1,, 15.2, 15.3

Как начать сочинение-рассуждение? Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.

Аргументы, способы оформления аргументов, речевые клише для аргументации. Тематика сочинений-рассуждений. Лексика и фразеология. Лексика и грамматика. Морфология. Синтаксис и пунктуация. Речь. Язык и речь. Средства речевой выразительности.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Для учителя:


1. Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2016.

2. Львова С. И. ОГЭ 2016. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс– М.: Эксмо, 2016.

3.Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ-2016: УМП для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на- Дону: Легион, 2016.

4.     Сычева В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2016.

5.    www:fipi.ru:

- документы, регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2016г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий    с    развернутым    ответом    экзаменационных    работ

выпускников 9-х классов 2016 г.;

- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену.

Для учащихся:

1.        Давайте  говорить  правильно!:  Трудности  грамматического управления в современном русском языке: Краткий словарь- справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2013. – 176 с.

2.   Давайте говорить правильно!: Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник/ Л.А.Вербицкая и др. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2011. – 160 с.

3.    Егораева Г.Т. Русский язык. ГИА. Выполнение заданий части С.М,. Экзамен, 2016

4. Егорова Г.Т. Русский язык ГИА 2014. Сборник экзаменационных тестов. М, Экзамен, 2016

3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.

4.          Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 2011. – 704с.

5.    Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? – Лениздат, 2010. – 332с.

   

 Календарно  -тематическое  пла ниро вание


Тема

Дата

План факт

1

Изложение. Виды изложений.

 

2

 

 

Способы и приемы компрессии текста.

 

 

3

4

Определение, признаки и характеристика текста как

единицы языка.

5

Тема, идея, проблема и способы их определения и

формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и

абзацного строения текста

6

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.

Главная и второстепенная информация в тексте.

 

 

7

Ключевые слова и их роль в определении границ главной

информации.

8

Способы компрессии (сокращения) текста:

грамматические, логические, синтаксические.

 

 

9

Текст как продукт речевой деятельности.

 

 

10

Смысловая и композиционная целостность текста

 

 

11

Извлечение информации из различных источников

 

 

12

Тестовая работа

13

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью

 

 

14

свёрнутости  (сжатое изложение)

15

Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют?

Нормы ударения и произношения

Трудности современного русского произношения и ударения

 

 

16

Основные нормы литературного произношения:

произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения

иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

 

 

17

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.

Омонимы. Лексические нормы


Трудности современной русской фразеологии.

 

 

18

Фразеологические обороты. Группы слов по

происхождению и употреблению. Лексический анализ.

19

Выразительность русской речи. Выбор и организация

 

 

 

языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой

 

и ситуацией общения.

20

Средства выразительности.

21

22

Правописание корней

23

Трудности современной русской орфографии.

24

25

Правописание приставок

26

Трудности современной русской орфографии.

27

28

Правописание суффиксов

 

 

29

Трудности современной русской орфографии.

30

Словосочетание. Виды связи в словосочетании.

31

Синтаксические нормы.

 

32

 

Трудности грамматического управления в современном

русском языке

33

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа

34

предложения. Грамматические нормы.

35

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в

 

 

36

простом осложнённом предложении: при обособленных

37

определениях, при обособленных обстоятельствах, при

 

сравнительных оборотах, при уточняющих членах

 

предложения.

38

Знаки препинания в предложениях со словами и

конструкциями, грамматически не связанными с членами

предложения

39

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

 

 

40

Союзы в сложносочинённом предложении:

соединительные, разделительные, противительные.

Присоединительные конструкции. Наличие и отсутствие

знаков препинания в сложносочинённом предложении.

41

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

 

     

42

Указательные слова в сложноподчинённом предложении.

Отличие союзов от союзных слов. Виды придаточных предложений. Запятая при наличии двойных союзов.

 

 

43

44

Синтаксический анализ сложного предложения.

45

46

Сложные бессоюзные предложения.

47

 

 

48

Сложные предложения с разными видами связи. Знаки

препинания в сложном предложении с разными видами связи. (Последовательное, параллельное, однородное

подчинение.)

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.

 

 

49

 

 

50

 

 

51

52

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-

рассуждения. Алгоритм работы над сочинением – рассуждением

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении- рассуждении.

Аргументы, способы оформления аргументов, речевые клише для аргументации.

Тематика сочинений-рассуждений. Критерии оценивания. Комментарий, аргументы

53

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую

 

 

54

тему. Комментарий, аргументы

55

56

Анализ сочинений на лингвистическую тему

 

 

57

Написание сочинения – рассуждения 15.2.

58

Комментарий, аргументы

59

60

Анализ сочинений – рассуждений 15.2

61

Написание сочинения – рассуждения 15.3.

62

Комментарий, аргументы

63

64

Анализ сочинений – рассуждений 15.3

65

Написание сочинения-рассуждения 15.1, 15.2, 15.3 (на

66

выбор)

67

Обобщение.