Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА АЛЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «ГОБСЕК» ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА И «99 ФРАНКОВ» Ф. БЕГБЕДЕРА)

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2016г.

«Божественная комедия» - поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 годы. Произведение проникнуто политическими тенденциями автора. Данте никогда не упускает случая  посчитаться  со своими идейными, даже и личными врагами; он ненавидит ростовщиков, осуждает кредит как «лихву», осуждает свой век как век наживы и сребролюбия. По его мнению, деньги — источник всяческих зол. [3] Все те, кто в жизни не умел тратить деньги, те, у кого единственной целью в жизни было разбогатеть – скупцы в царстве теней, находясь в четвертом круге, в качестве наказания должны были бесцельно перекатывать огромные глыбы: «Их множество казалось бесконечным; Два сонмища шагали, рать на рать, Толкая грудью грузы, с воплем вечным; Потом они сшибались и опять с трудом брели назад, крича друг  другу: "Чего копить?"  или "Чего швырять?"…» [2] Среди них много духовных лиц – пап, кардиналов.

Множество преступлений обусловлено людской жадностью: квартирные кражи, грабежи, мошенничество и убийства по корыстным побуждениям – все это плоды неконтролируемой жадности. Подчиняясь это страсти, люди совершают браки по расчету, отказываются от своих детей и родителей, портят отношения с лучшими друзьями.

Актуальность этой проблемы доказывается тем, что писатели часто выбирают ее ведущей темой в своих произведениях: «Ревизор» и «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Ионыч» А.П. Чехова, «Рождественские рассказы» Ч. Диккенса, «Скупой» Ги де Мопассана. И в повести Оноре де Бальзака «Гобсек», написанной в 1830 году и в романе Ф. Бегбедера «99 франков» показана вся сущность этой проблемы.

Ростовщик - характерная фигура для эпохи расцвета капиталистического общества, когда торговцу нужно перехватить большую сумму денег, чтобы не упустить выгодного товара, когда прогорающий аристократ готов заложить фамильные драгоценности, лишь бы поддержать привычный ему образ жизни, на который у него уже не хватает средств.

У Гобсека свое понимание современного ему общества, и несмотря на ложные идеалы, во многом верное:

«Поэтому лучше стать эксплуататором, чем чтобы эксплуатировали тебя» [1,18] Он считает, что убеждения, нравственность - пустые слова. Только личный интерес! Столько одна ценность - золото. Остальное изменчиво и преходяще. Он без стеснения заявляет Дервилю: «Разве не любопытно заглянуть в самые сокровенные изгибы человеческого сердца? Разве не любопытно проникнуть в чужую жизнь и увидеть ее без прикрас, во всей неприкрытой наготе?... У меня взор, как у Господа Бога: я читаю в сердцах. От меня ничто не укроется» [1, 17,23]. Он говорит так: «...из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы человеку стоило гнаться за ним. Это... золото. В золоте сосредоточены все силы человечества» [1,15].

Наслаждения уже давно оставляют его равнодушным. Другое дело тщеславие. У него оно принимает форму жажды власти над обществом, которая тем прочнее, что основана не на грубой силе, а на верном понимании механизмов социального устройства: «Разве могут отказать в чем-либо тому, у кого в руках мешок с золотом? Я достаточно богат, чтобы покупать совесть человеческую, управлять всесильными министрами через их фаворитов, начиная с канцелярских служителей и кончая любовницами. Это ли не наслаждение? А разве власть и наслаждение не представляют собою сущности вашего нового общественного строя?» [1, 23-24].

Истинные масштабы проблемы открываются нам только после смерти самого Гобсека: его комнаты, по сути, представляли собой склад подаренных ему вещей при совершении сделок. Оказалось, что страсть к накопительству со временем перешла у него границы здравого смысла, и обратилась против себя самой: Гобсек не желал уступать при продаже товаров, брать на себя расходы по доставке и т. п. и в результате все оставалось непроданным.

В романе Фредерика Бегбедера «99 франков» мы видим современную ситуацию. Автор здесь затрагивает ряд проблем. Во-первых, это губительное воздействие рекламы: под ее воздействием у человека развиваются комплексы, стереотипы мышления, и как следствие желание покупать как можно больше. В погоне за идеалами, человек чувствует себя все более несчастным, неудовлетворенным своей жизнью. Таким образом, реклама рождает алчность. Под ее воздействием у человека меняется система ценностей.

Во-вторых, это конечно же губительное воздействие рекламы на того, кто создает ее: работая в этой сфере человек не развивается духовно, он деградирует, становится бездушным, циничным, скабрезным, его поступки становятся аморальными. Тратя все свои силы и энергию на подобное занятие, он не получает ничего взамен. В результате, человек впадает в состояние апатии, у него образовывается огромная пустота в душе, которую заполнить ему получается только алкоголем, наркотиками, развратом. Наш герой попадает в психиатрическую клинику, а его начальник кончает жизнь самоубийством.

В-третьих, реклама разрушает отношения между людьми. Они превращаются в карьеристов, которые не производят ничего, но считают себя «пупом земли», поэтому с такой легкостью «подсиживают» друг друга, легко и моментально делают из друзей врагов и обратно; они не способны на искреннюю дружбу и сочувствие; их вообще сложно уже назвать нормальными людьми. Здесь же алчность порождает рекламу. Все те, кто делают рекламу одержимы мыслью продать нам товар или услугу. Эта самая мысль рождена алчностью. Их единственная цель – получить как можно больше прибыли, при этом обманывая потребителя.

«Именуюсь я Октавом, одеваюсь в АРС. Я рекламист: да-да, это именно я загаживаю окружающую среду. Я расходую свою жизнь на то, чтобы лгать вам, и за это мне щедро платят…Это я решаю, что есть Истина, что есть Красота, что есть Добро.» [4] - вот так описывает герой сам себя. Он бросает девушку, узнав, что она беременна от него. Он каждый день нюхает кокс и часто выпивает. Он регулярно ходит к проституткам и не стесняется этого, а даже гордится, считает, что это более честно и разумно. Он не любит никого и не способен никому сочувствовать (даже в случае смерти). Став сообщником преступления, он не чувствует при этом никаких естественных для этого случая чувств (стыд, боль, жалость к жертве, раскаяние, сомнение и т.д.).

Но у главного героя есть отличие от Гобсека - он этим не гордится, не радуется этому. Он говорит так, будто констатирует факты: «Да, я такой, да, я последний мерзавец, это все так и есть. Я это пишу для того, чтобы быть честным.» [4] Через это он пробует как бы очиститься: «Слову "исповедь" я придаю в данном случае чисто религиозный смысл. Желаю спасти свою душу перед тем, как свалить из этого мира». [4]

И в повести и в романе мы видим разные проявления таких разрушительных чувств как алчность и жадность. В повести Оноре де Бальзака «Гобсек» дана довольно понятная картина: Гобсек ставит выше всех остальных ценностей увеличение своего капитала, но никак не ценность человеческой души. Соглашая сделки с людьми он оценивает в них только размер кошелька. Чувство алчности настолько поглотило его, что его стремление иметь как можно больше денег превратилось в манию, граничащее с безумством.

В романе же Фредерика Бегбедера «99 франков» мы видим современную ситуацию. Сегодня главным орудием алчности является реклама: ее не только рождает алчность, но и она сама порождает ее. Сегодняшние «Гобсеки» - это те, кто создает рекламу. Они старательно "заворачивают" товар в красивую и привлекательную обертку, выбирают красивую музыку, создают слоган, и это все для того, чтобы мы приобрели его. Масштаб проблемы уже совсем иной, он стал глобален. И автор очень хорошо показывает нам всю подноготную этой системы: разрушающая сила рекламы действует не только на тех, кто становится ее жертвой, но и на самих ее создателей. Алчность здесь порождает алчность.

Таким образом, яростно стремясь обладать материальными богатствами, человек, несомненно теряет нечто важное – свою сущность, оставаясь в конце концов одиноким, встречая везде лишь непонимание и укор со стороны людей. Власть золота разъедает в людях все человеческое, калечит семьи, уничтожает чувства. Возмездием для людей, выбравших такой путь всегда будут отчужденность и лишение простых человеческих радостей.

 

Список литературы

1.     Бальзак О. Гобсек // Бальзак О. Собр. соч.: В 10 т. - М., 1983. - Т.2. - С.7-63.

2.     Антология литературы средних веков [электронное издание]/[сост.: М.В. Максимова, В. Мигалкина].- Якутск: Сахада, 2013.- ISBN 978-5-905228-08-7. Агентство СIPHБР УДК 821(4-15)-822

3.     Божественная комедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Божественная комедия

4.     Онлайн         книга         -          99         франков         [Электронный         ресурс].          –         Режим          доступа: http://loveread.ws/view_global.php?id=4666