Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
01 августа 2017г.

Аннотация: В статье ставится вопрос об оптимизации имеющихся частных методик расследования преступлений по делам несовершеннолетних. Одним из направлений такой оптимизации может выступать взаимодействие следователя с органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с действующим Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Рассматривается значение такого взаимодействия как для практики расследования преступлений, так и для теории расследования. Обращается внимание на особенности нормативного закрепления такого взаимодействия и его значение для предварительного расследования. Указывается на существующую взаимосвязь между качеством предварительного расследования и взаимодействием, которое осуществлялось в ходе него между следователем и органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Предлагаются рекомендации по организации и осуществлению такого взаимодействия.

Ключевые слова: предварительное расследование; методика; взаимодействие; следователь; органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Решение проблемы преступности несовершеннолетних всегда является актуальным в рамках развития правового социального государства. Ведь сегодняшние дети - завтрашние взрослые, и от того, какими они будут, зависит будущее страны [1, с. 21].

Защита прав и интересов несовершеннолетних во всех сферах жизни является приоритетной задачей и для правоохранительных органов.

В настоящее время в регионах в данном направлении на постоянной основе осуществляется комплекс организационных и практических мер, направленных на профилактику детской безнадзорности и беспризорности.

Приведя определенную статистику по преступности среди несовершеннолетних на отдельно взятом регионе, в 2015 году в Республике Башкортостан отмечалось незначительное снижение уровня преступности среди несовершеннолетних на 2,4% - с 1224 до 1195. На 8,4% снизилось количество находящихся в производстве следователей следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее – следственное управление по Республике Башкортостан) уголовных дел (с 536 до 491) о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Наибольшее количество уголовных дел, оконченных производством следователями следственного управления по Республике Башкортостан в отношении несовершеннолетних обвиняемых, составляют преступления против собственности – 95 дел в отношении 131 лица, в сфере незаконного оборота наркотических средств – 34 дела в отношении 39 лиц, против жизни и здоровья – 16 дел в отношении 18 несовершеннолетних, против половой неприкосновенности и половой свободы личности – 9 уголовных дел в отношении 12 лиц.

Анализ структуры участников преступлений показал, что на 7,4% возросло количество школьников, принявших участие в совершении противоправных деяний (408; +28), на 15,8% - учащихся профессионального образования (315; +21), на 30% - незанятых подростков (375; +30).

Статистика показывает, что в последнее время увеличивается доля подростков, не достигших 14- летнего возраста, которые совершили общественно-опасные деяния, но были освобождены от уголовной ответственности лишь в силу не достижения ими уголовно-наказуемого возраста. Анализ совершенных подростками правонарушений свидетельствует о том, что большинство из них совершается на фоне безнадзорности и социального неблагополучия.

Переходя к вопросу о совершенствовании профилактических мероприятий по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений среди несовершеннолетних как одной из задач криминалистической профилактики, необходимо обратиться к вопросу взаимодействия следователя с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В литературе имеется ряд определений, связанных с понятием взаимодействия следователя. К примеру, можно обратиться к следующему определению – под взаимодействием следствия и органов дознания понимается согласованное по целям, месту и времени, основанное на законе (подзаконных актах) и общности задач в уголовном процессе наиболее эффективное использование правового статуса, методов работы и средств, присущих каждому из указанных должностных лиц (учреждений), обусловленное различием их возможностей и направленное на раскрытие преступлений, всестороннее, полное и объективное расследование уголовных дел, а также розыск скрывшихся преступников [2, с. 25].*. (*За основу взято определение, данное Б.А. Викторовым. См.:)

Однако, в теории не выработано определение, связанное со  взаимодействием следователя применительно с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Главная цель согласованного взаимодействия – раскрытие и расследование преступлений, поэтому основными принципами взаимодействия являются: 1) соблюдение законности; 2) руководящая и организующая роль следователя; 3) целеустремлённость взаимодействия; 4) согласованность взаимодействия.

Взаимодействие характеризуется тем, что: а) одна из сторон взаимодействия обладает познаниями, которыми другая сторона не обладает; б) имеет возможности, которых у другой стороны нет. Данные определения позволяют считать, что «подключать» органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений при производстве предварительного следствия по каждому уголовному делу с участием несовершеннолетних нет необходимости. Подобная практика может привести к существенным издержкам хода предварительного следствия, тем самым отрицательно повлияв на общее состояние раскрываемости преступления и ее предупреждение.

Качество и эффективность расследования преступлений несовершеннолетних во многом зависят от безотлагательного возбуждения уголовного дела, так как это не только пресекает противоправное поведение подростка, обеспечивает неотвратимость наказания за общественно опасные действия, но и, что особенно важно, своевременно оказывает нравственно-психологическое воздействие на подростка-правонарушителя. Чем раньше будет выявлен несовершеннолетний правонарушитель, тем полнее будут изучены его поведение, склонности, возрастные особенности, тем больше возможностей для исправления и перевоспитания подростка. При этом очень важно, чтобы не укрепилось представление о безнаказанности в среде близкого окружения несовершеннолетнего правонарушителя. Наиболее раннее выявление правонарушения способствует прекращению воздействия на подростка со стороны взрослых организаторов и подстрекателей с целью сокрытия следов преступления [3, с. 58].

Действующее законодательство в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних должно быть направлено на реализацию отдельных положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761.

В соответствии с действующей редакцией Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Однако, фактически участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принимают различные органы, в том числе, которые не перечислены в указанной норме.

В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации», согласно которому предусматривается расширение перечня органов системы профилактики, участвующих в процессе взаимного информирования, дополнив его следственными органами Следственного комитета Российской Федерации, а именно изложив указанное положение в следующей редакции:

«Пункт 2 дополнить подпунктом 10 следующего содержания: 

10) следственные органы Следственного комитета Российской Федерации – о данных, указывающих на наличие события тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, совершенного несовершеннолетним или в отношении несовершеннолетнего.».

Включение следственных органов позволит устранить пробелы, возникшие в правоприменительной деятельности, в части организации работы с отдельными категориями детей, имеющих статус подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений.

 

Список литературы

 

[1] Бурлака  С.А.  Цели  принудительных  мер  воспитательного  воздействия  //  Российский следователь. 2013. № 5. С. 21;

[2] Викторов Б.А. Общие условия предварительного расследования в советском уголовном процессе: Учебное пособие. М.: ВШ МВД СССР, 1971. С. 25.

[3] Рыжаков     А.П.      Предварительное    расследование.    М.: Информационно-издательский     дом «Филинъ». С. 58 – 67.