Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ЗАЩИТУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО, СТРАДАЮЩЕГО ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Авторы:
Город:
Ижевск
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Деятельность защитника занимает важное место в системе процессуальных гарантий права несовершеннолетних на защиту, ибо психофизические особенности их личности нередко вызывают пассивное поведение в процессе, безразличное отношение к защите своих интересов, к этому нередко прибавляются ложная романтика, стремление выглядеть взрослым и независимым, что иногда дезориентирует следователя и может привести к неправильным решениям, нарушающим законные интересы подростков [11].

   Вполне очевидно, что в силу недостаточного психического развития несовершеннолетний отличается недостаточно сильной волей, что способствует возможности оказывать на него влияние,  чем иногда могут воспользоваться недобросовестные должностные лица правоохранительных органов в ущерб его правам и законным интересам. Обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве является важной гарантией прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в уголовном судопроизводстве [4].

   Необходимость участия защитника обусловлена и тем, что «знания несовершеннолетнего недостаточны для правильной оценки, сложившейся следственной ситуации, связанной с необходимостью его квалифицированной защиты [6]», что особенно верно для несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами.

   Полномочия защитника при проведении предварительного следствия регламентируются в том числе положениями ст. 53 УПК РФ, п. 5 которой наделяет защитника правом участия в следственных действиях с участием подозреваемого, обвиняемого по его ходатайству, а так же по ходатайству самого защитника, допуская ситуацию при которой следственные действия с участием несовершеннолетнего могут проводиться без участия защитника.

   Как указывает Ожиганова М.В., «при участии несовершеннолетнего …, любое следственное действие должно проводиться в присутствии защитника, так как большинство подростков испытывает неуравновешенность эмоционального состояния, как в силу особенностей психологического и психического развития, либо в силу содеянного в возникшей конфликтной ситуации, так и в силу негативного восприятия следственной ситуации [8]».

   Помимо этого «присутствие защитника при производстве того или иного следственного действия дает ему ценный материал, значительно, расширяющий возможности получения необходимой информации. Умение правильно организовать свое участие в следственных действиях, использовать полученную информацию для достижения целей защиты составляет важный момент его тактики [1]».

   По мнению автора, следует согласиться с Татьяниной Л.Г. указывающей что: «Защитник по делам несовершеннолетних обязан участвовать в процессе проведения всех следственных действий, проводимых с его подзащитным [10]».

   Примечательно, что ч. 1 ст. 16 УПК РФ допускает положение несовершеннолетнего, страдающего психическими расстройствами при котором его право на защиту будет осуществляться им с помощью защитника и (или) законного представителя. Разделительный союз «или» данной статьи совместно с положениями ч. 2 ст. 49 УПК РФ, предусматривающий возможность привлечения при производстве у мирового судьи близкого родственника несовершеннолетнего обвиняемого вместо адвоката допускает ситуацию ситуация при которой несовершеннолетний, страдающий психическими расстройствами, может предстать перед судом без профессионального защитника – адвоката. Расширение участия непрофессиональных защитников в данном случае может лишить несовершеннолетнего профессиональной юридической помощи, в связи с чем следует согласиться с мнением Погорелова Д.В., предлагающего представить ч. 2 ст. 49 УПК в следующей редакции: «В качестве защитников допускаются адвокаты. По постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует несовершеннолетний подозреваемый обвиняемый [9]».

   При производстве предварительного следствия в отношении несовершеннолетнего, страдающего психическими расстройствами, защитнику следует использовать данные ему законом права для сбора сведений, характеризующих несовершеннолетнего в особенностях сведений обстоятельств, свидетельствующих о наличии у несовершеннолетнего психических расстройств.

   Вместе с тем, наделив защитника правом собирать доказательства, законодатель не детализировал процессуальный порядок их сбора и не ввел гарантии реализации данного права, что порождает ситуацию, при которой защитник не может в полной мере и беспрепятственно осуществлять закрепленное за ним право по собиранию доказательств [3].

    В опубликованных научных трудах содержатся различные варианты решения данной проблемы, как то: установление обязанности должностных лиц предварительного расследования приобщать к уголовному делу все представляемые защитником материалы для дальнейшего определения их доказательственного значения судом [2]; закрепление в УПК РФ исчерпывающих способов обнаружения и фиксации доказательств защитником [12]; определение для сторон обвинения и защиты своего предмета доказывания [13]; наделение защитника правом затребовать в судебном порядке документы, которые ему ранее не были предоставлены по адвокатскому запросу [5] и т.п. На практике защитники вынуждены заявлять ходатайства следователю о проведении процессуальных действий и направлении запросов, которые в большинстве случаев следователем отклоняются с указанием на право следователя самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий (п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

   Не редки случаи признания доказательств, собранных следователем по данной категории уголовных дел недопустимыми. Тем не менее, ч. 3 ст. 88 УПК РФ не указывает защитника в числе лиц, которые вправе заявить ходатайство о признании доказательства недопустимым, признавая подобное право только за подозреваемым и обвиняемым, который в силу своего несовершеннолетнего возраста и наличия психического расстройства вряд ли смогут им грамотно воспользоваться.

   По справедливому замечанию Мищенко Е.В. «представляется необоснованным исключение защитника из списка лиц, наделенных правом заявить ходатайство прокурору, следователю, дознавателю о признании доказательств недопустимыми в ходе предварительного следствия, тем более по делам несовершеннолетних. Такое право, согласно ст. 88 УПК РФ, есть лишь у подозреваемого и обвиняемого, а потому возникает вопрос: способен ли несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый дать правильную оценку доказательствам и заявить самостоятельно обоснованное ходатайство об их недопустимости? [7]».

    Подводя итоги, стоит отметить, что на сегодня права несовершеннолетних подозреваемых обвиняемых, страдающих психическими расстройствами, при осуществлении уголовного судопроизводства защищены ненадлежащим образом, в связи с тем, что защитник по данной категории дел не обязан участвовать во всех следственных действиях с участиям своего подзащитного; имеется возможность его неучастия при производстве у мирового судьи; не достаточно проработан механизм собирания защитником доказательств, при отсутствии у последнего права заявить ходатайство о признании доказательств недопустимыми.

Список литературы

1.     Аврах Я.С. некоторые вопросы эффективности защиты в предварительном следствии// Вопросы эффективности советского уголовного процесса. Казань, 1976. С.87.

2.     Барщевский М.Ю. Адвокатская фирма (бюро) в системе адвокатуры. М.: Белые альвы, 1995. С. 49.

3.     Битокова М.Ж. Право собирания доказательств защитником и его осуществление в уголовном судопроизводстве: автореферат дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2008. С. 27.

4.     Дилбандян С.А. Участие защитника по делам несовершеннолетних в уголовном процессе России и Армении //"Административное и муниципальное право", 2011- N 5. С. 1.

5.     Жеребцова Т.И. К вопросу об участии защитника в собирании доказательств на стадии предварительного расследования по УПК РФ // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Ч.10 Томск, 2002. С. 40.

6.     Ложкин С.Б. Возбуждение уголовных дел о насильственных действиях сексуального характера с участием несовершеннолетних. Ижевск, 2005. С. 81.

7.     Мищенко Е.В. Некоторые аспекты процессуальной деятельности адвоката по делам несовершеннолетних// Вестник ОГУ, 2004 - № 3. С. 72.

8.     Ожиганова М.В. Досудебное производство по уголовным делам о применении принудительных мер воспитательного характера в отношении несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности: диссертация ... кандидата юридических наук. Ижевск, 2007. С. 110.

9.     Погорелов Д.В. Некоторые аспекты защиты прав обвиняемых (подозреваемых), страдающих физическими и психическими недостатками: дис. канд. юрид. наук. Ижевск, 2005. С. 79.

10. Татьянина Л.Г. Предварительное расследование многоэпизодных групповых дел о преступлениях несовершеннолетних: автореферат дис. канд. юрид. наук. Ижевск, 1998. С. 9.

11. Тетюев С.В. Защитник - обязательный участник производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Научные труды. Российская академия юридических наук. Москва, 2009. Вып. 9. Т. 3. С. 1074.

12. Шахкелдов Ф.Г. Участие защитника в доказывании на предварительном следствии: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2001. С.13.

13. Ясельская  В.В.  Самостоятельная  деятельность  защитника  по  собиранию  доказательств//  Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-sobiraniya-dokazatelstv-zaschitnikom-na-stadii-predvaritelnogo- rassledovaniya (дата обращения 18.06.2015 года).