Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Авторы:
Город:
Биробиджан
ВУЗ:
Дата:
01 августа 2017г.

В мировой практике у страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств очень интересная история развития. «Первооткрывателем» этого вида страхования является Трумэн Мартин. Первого февраля 1898 года в США он застраховал свой автомобиль. Страховой полис обошелся ему примерно в 12$, при этом страховка покрывала риски на сумму 500$.

В те времена на дорогах был не такой плотный поток автомобилей, зато конных повозок было достаточно. Риска столкновения лошади с автомобилем очень боялись автовладельцы, поскольку ремонт автомобиля обходился очень дорого. Вот от риска столкновения с экипажем и защищала страховка предприимчивого американца.

В начале 1920 годов автомобилестроительная индустрия стала активно развиваться и начала работать в полную силу, поток автомобилей на дорогах возрос. Число аварий на дорогах резко возросло, и возникла острая необходимость в обязательном страховании автогражданской ответственности, наряду с уже существующим добровольным. В штате Массачусетс в 1925 году впервые был введен аналог сегодняшнего ОСАГО для всех видов автомобилей. В середине прошлого века практически все страны Европы узаконили обязательное страхование автогражданской ответственности на своих территориях.

А что с ситуацией в России!? В России авострахование появилось гораздо позже. Оно вошло в жизнь российских автовладельцев в 1991 году, но на добровольной основе. И только к 2003 году страхование автогражданской ответственности стало обязательным.

Рынок страхования в Российской Федерации стремительно растет и развивается, но, несмотря на это, он уступает страховому рынку стран Запада как по качественным показателями, так и по спектру предлагаемы услуг.

Страховой рынок Российской Федерации за период своего существования подвергался значительным изменениям по качеству и составу представленных на нем организаций. В 90-х гг. двадцатого века число компаний составляло 2000, половина этих организаций за весь период своего существования не заключила ни одного страхового договора. По состоянию на 01 января 2016 года в России числилось 330 субъектов страхового дела, годом ранее была зарегистрирована 391 страховая компания. Но уже к 01 сентября 2016 года число страховых компаний сократилось на 73 единицы, и составило 257 страховщиков.

Обязательное страхование автогражданской ответственности (далее ОСАГО) вводилось как социальная мера, которая гарантировала частичное денежное возмещение участникам дорожно- транспортных происшествий.

Российское страхование автогражданской ответственности имеет ряд особенностей, например, правила страхования и тарифы устанавливаются и регулируются государством. При этом страховые компании не могут по своей инициативе предоставлять скидки или снижать (увеличивать) их размер. Еще одной особенностью является то, что страховка привязывается не к водителю, а к автомобилю.

После распада СССР Российская Федерация унаследовала две крупнейшие страховые компании. Первая компания Госстах РСФСР, основанная в феврале 1921 году, которая в 1992 году была преобразована в Росгострах. Вторым крупным страховым агентом был Ингосстрах, основанный в ноябре 1947.

Верховным Советом СССР 26 мая 1988 года был принят закон «О кооперации СССР». Он делегировал кооперативам право страховать свое имущество и имущественные интересы не только в органах государственного страхования. В том числе кооперативы теперь имели право организовывать свои собственные страховые компании, они самостоятельно определяли виды, условия и порядок страхования.

Совет Министров СССР 19 июня 1990 года издал постановление № 590 «Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения оценных бумагах», а 16 августа 1990 года — постановление № 835 «О мерах по демонополизации народного хозяйства», которые дали право конкурировать на страховом рынке государственным, акционерным, кооперативным страховым компаниям и обществам взаимного страхования. Вновь образованные страховые кооперативы не обладали ни финансовой, ни методологической основой для безубыточного страхования. Поэтому образование рынка страхования следует относить к 1992 году, именно в это время был принят закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Одновременно был создан надзорный орган за деятельность автостраховщиков - Росстрахнадзор Российской Федерации. В законе четко был сформирован круг участников страхового рынка России — это страхователи, страховые брокеры, страховые агенты, общества взаимного страхования, страховые компании, страховые актуарии, государственный орган страхового надзора и объединения субъектов страхового дела.

Уже в 1992 году на территории России насчитывалось около 900 страховых организаций. Буквально за пару лет, к 1996 году это число увеличилось почти в 2, 5 раза и составило 2217 организаций. Это было рекордное количество страховых компаний. Но такой активный рост страховых компаний продлился недолго и начал также стремительно сокращаться, поскольку страхование стало использоваться бизнесменами для уклонения от уплаты налогов*. (*https://ru.wikipedia.org/wiki/Страховой_рынок_Российской_Федерации)

Государство проводило активную борьбу со страховыми организациями, помогающими уклонению от уплаты налогов. Одновременно с этим в начале 2000-х гг. начинает развиваться полноценный рынок автосраховых услуг, вводятся новые виды обязательного страхования:

1)      25 апреля 2002 года вступил в силу Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";

2)     01 июля 2003 года вступил в силу закон, который обязал каждого владельца автомобиля приобрести полис обязательного медицинского страхования;

3)    01 января 2009 года Российский Союз Автостраховщиков вошел в международную систему под названием «Зеленая карта», это позволило российским автолюбителям страховать автогражданскую ответственность за пределами Российской Федерации**; (**http://www.autoins.ru/ru/greencard/ru/buro/history.wbp)

4)    еще одним нововведением января 2012 года стало вступление в силу закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных производств»

5)    уже 01 января 2013 года обязали страховать автогражданскую ответственность перевозчиков пассажиров автобусным, трамвайным, троллейбусным, железнодорожным, воздушным, водным и морским транспортом.

4 марта 2011 года указом Президента России Федеральная служба страхового надзора была упразднена, а её функции переданы Федеральной Службе по Финансовым Рынкам. 1 сентября 2013 года указом Президента России Федеральная Служба по Финансовым Рынкам была упразднена, а её функции переданы Центральному Банку России. При этом никогда раньше в истории Российской Федерации страховую отрасль не регулировали банкиры — Федеральная Служба Страхового Надзора существовала с марта 2004 по март 2011, а до её создания её функции выполнял Департамент страхового надзора Министерства финансов России.

Закон об ОСАГО нацелен на создание эффективного правового механизма гарантирования возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших иными лицами при использовании транспортных средств.

Необходимо так же отметить, что в Российской Федерации формируется собственная концепция правового регулирования обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В июле 2014 года Государственная Дума приняла законопроект, который содержал объёмный пакет поправок в закон об ОСАГО. До конца июля того же года законопроект был одобрен Советом Федерации, подписан президентом и с 1 сентября вступил в силу.

Ключевыми изменениями стали:

исключение из состава страхуемых транспортных средств всех видов прицепов, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям (ранее на все грузовые прицепы оформлялся отдельный полис ОСАГО, после вступления поправок в силу пометка о наличии прицепа стала проставляться в полис ОСАГО на буксирующий автомобиль);

передача регулирования страховых тарифов по ОСАГО Банку России;

уточнение порядка возврата страховой премии при расторжении договора ОСАГО;

уточнение процедуры оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции («европротокол»).

C 28 апреля 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 28.03.2017г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Главное нововведение — это отмена денежных выплат в качестве возмещения ущерба, причиненном в результате ДТП. В соответствии с указанными изменениями натуральные выплаты заменят денежные, что означает компенсацию ущерба ремонтными работами в мастерских, куда страховая компания направляет транспортное средство***. (***https://rg.ru/2017/04/26/igor-zhuk-sejchas-izmeneniia-tarifov-na- osago-ne-predpolagaiutsia.html- Российская газета - Неделя № 7257 ( 91 ) )

Таким образом, правовое регулирование обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств – это специфический инструмент, который призван с помощью всей системы (законодательства об обязательном страховании, страховых правоотношений, основных понятий, прав и обязанностей субъектов в данной области) упорядочить отношения по обязательному страхованию.

В соответствии с п.1 ст.2 Закона об ОСАГО, законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации,  указанного Закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Закон об ОСАГО нацелен на создание эффективного правового механизма гарантирования возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших иными лицами при использовании транспортных средств. Для осуществления этой задачи Закон об ОСАГО определяет правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

 

Список источников и литературы

 

1.          https://rg.ru/2017/04/26/igor-zhuk-sejchas-izmeneniia-tarifov-na-osago-ne-predpolagaiutsia.html-Российская газета - Неделя № 7257 ( 91 ) )

2.          https://ru.wikipedia.org/wiki/Страховой_рынок_Российской_Федерации

3.          http://www.autoins.ru/ru/greencard/ru/buro/history.wbp