Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СДЕЛОК, СОВЕРШЕННЫХ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2018г.

В современном мире идет быстрое развитие технологий и не удивительно, что все чаще предприниматели задумываются о том, как упростить и ускорить договорный процесс своей организации.

Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) предусмотрено, что сделки могут быть совершенны в устной или письменной форме. Согласно п. 1 ст. 160 ГК РФ под сделкой, совершенной в письменной форме, понимается документ, выражающий содержание сделки и подписанный лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

Российское законодательство допускает применение факсимильного воспроизведения собственноручной подписи с помощью средств механического или иного копирования, а также электронно-цифровую подпись, в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашение сторон.

Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» установлен порядок использования электронного удостоверения документа. Данный федеральный закон устанавливает правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Федеральный закон «Об электронной подписи» дает разъяснения таким понятиям как:

·                                          электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронной цифровой форме;

·                                          электронная цифровая подпись - это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

В соответствии с законом для признания равнозначности электронной подписи и собственноручной подписи необходимо соблюдение следующих условий:

·                                          сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;

·                                          подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;

·                                          электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи (п.1 ст. 4 Закона «Об электронной подписи).

Применение на практике Федерального закона «Об электронной подписи» является крайне затруднительным, поскольку в законе не в полном объеме раскрыта структура работы сертификата ключа подписи. Кроме того, электронная цифровая подпись практически не дает гарантий от неправомерного подписания электронного документа.

Еще одной проблемой закона является то, что он ориентирован на одну конкретную технологию идентификации, которая считается универсальной, но часто оказывается избыточной и тяжелой. По этой причине, например, Центробанк РФ использует несколько альтернативных технологий электронной идентификации, хотя изначально он участвовал в разработке закона «Об электронной подписи».

Ранее в статье 162 ГК РФ говорилось о том, что несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки. В действующей редакции отмечается, что несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права ссылаться на свидетельские показание, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. На практике многие российские организации и предприниматели, несмотря на отмену соответствующего императивного положения, предпочитают письменную форму внешнеэкономического договора. В связи с этим, проблема признания «электронного договора» действительным имеет особое значение при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Согласно статье 11 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, подписанной в Вене в 1980 г., не требуется, чтобы договор купли-продажи заключался или подтверждался в письменной форме или подчинялся иному требованию в отношении формы. Он может доказываться любыми средствами, включая свидетельские показания. Однако, Россия ратифицировала данную Конвенцию с оговоркой: любое положение ст. 11 Конвенции, которое допускает, чтобы договор купли- продажи, его изменение или прекращение соглашением сторон либо оферта, акцепт или любое иное выражение намерения совершались не в письменной, а в любой форме, неприменимо, если хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие в Российской Федерации. В соответствии с Заключением № 1 Консультативного совета по Венской конвенции о договорах международной купли-продажи от 15 августа 2003 г. «Электронная коммуникация в рамках Венской конвенции» к письменной форме приравнивается любое электронное сообщение, которое может быть извлечено в человекочитаемой форме [4, стр. 73].

Еще одной достаточно важной проблемой является признание электронных цифровых подписей и иностранных сертификатов на территории Российской Федерации. В статье 18 Федерального закона «Об электронной подписи» закреплены следующие положения. Иностранный сертификат ключа подписи, удостоверенный в соответствии с законодательством иностранного государства, в котором этот сертификат ключа подписи зарегистрирован, признается на территории Российской Федерации в случае выполнения установленных законодательством Российской Федерации процедур признания юридического значения иностранных документов.

Таким образом, вследствие того, что вопросы признания иностранных сертификатов электронной цифровой подписи, а также вопросы признания действительными иностранных электронный цифровых подписей российским законодательством не вполне урегулированы, решение суда при возникновении спорной ситуации непредсказуемо. Дело в том, что в настоящее время судебная практика не сформировалась, а отдельные случаи не позволяют судить об общей тенденции.

 

Список литературы

 

1.        Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об электронной подписи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017) // СПС КонсультантПлюс

2.        Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.) //Вестник ВАС РФ. 1994. № 1.

3.        Мамаев А.А., Мамаева Е.А. Форма внешнеэкономических сделок: вопросы теории и практики // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. N 3, сентябрь-декабрь 2004 г.

4.        Бабкина Е.В. Сложности применения Конвенции ООН о договорах международной купли- продажи товаров 1980 года и иностранного права при разрешении международных коммерческих споров // Актуальные проблемы международного публичного и международного частного права. Минск, 2014. С. 68-80.