Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 августа 2017г.

В современном обществе проблема ликвидации дискриминации в отношении женщин, а также их активного вовлечения в процессы общественного развития является актуальной. Многовековое ограничение женской сферы по известной формуле «дети, кухня, церковь» (буржуазно-мещанская «теория трех К», немецкое Kirche, Küche, Kinder, получившая распространение в Германии и других странах Европы в начале ХХ века), отстранение от политической и иной общественной деятельности не могли не сказаться на ее возможностях[1].

В условиях формирования демократического государства высшей ценности провозглашаются права человека, а важнейшей обязанностью государства – обеспечивать реализацию данных прав и свобод, а также защищать их. До сих пор мы сталкиваемся с ситуацией фактического неравенства правового положения мужчин и женщин, когда у последних отсутствуют равные (по сравнению с мужчинами) возможности для реализации предусмотренных законом прав и свобод.

Статья 19 Конституции Российской Федерации закрепляет равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, тем не менее, представляется, что равноправие мужчин и женщин должно исходить не только из запрета дискриминации в отношении женщин, но также дополняться эффективным механизмом реализации этих прав и свобод. Ключевая роль женщины в создании семьи предполагает создание государством специальных гарантий для реализации их прав. Таким образом, данный вопрос не следует сводить только лишь к формальному равенству мужчины и женщины.

Правовой статус женщины как система прав, свобод и обязанностей имеет прямое влияние на сбалансированность гендерных отношений в обществе. Основные права и гарантии их осуществления, в свою очередь, являются фундаментом всестороннего развития правового статуса женщины.

Основой международного и национального антидискриминационного законодательства стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Правовой статус женщин получил свое развитие в следующих международно-правовых документах: Конвенция о равной оплате труда за равный труд (1951 г.), Конвенция о политических правах женщин (1954 г.), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.), Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями (1961 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Декларация об искоренении насилия в отношении женщин (1993 г.) и др.

В силу того, что в российской правовой системе приоритет общепризнанных принципов и норм международного права признан на конституционном уровне, все права и обязанности женщин, закрепленные в международно-правовых документах, являются неотъемлемой составляющей правового статуса российских женщин.

Особенно активно Российская Федерация предпринимала меры по совершенствованию правового положения женщин в постсоветский период. Данные меры получили свое закрепление в Конституции Российской Федерации, а также в целом ряде других нормативных правовых актах.

Отметим важнейшие документы, принятые в этой сфере: «Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин»; Федеральный закон Российской Федерации от 30 октября 1997 г. № 137-ФЗ «О ратификации Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями»; Указы Президента Российской Федерации: от 4 марта 1993 г. № 337 «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин»; от 18 июня 1996 г. № 932 «О национальном плане действия по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года» и некоторые другие[2].

То есть можно сказать, что российское законодательство содержит нормативно-правовое предписания, направленные на урегулирование гендерных проблем и на охрану прав и законных интересов женщин.

Если говорить об обязанностях, входящих в содержание правового статуса женщин, отметим, что действующее законодательство не выделяет каких-либо специальных обязанностей, предусмотренных для женщин.

Конституция Российской Федерации и Семейный Кодекс Российской Федерации возлагают обязанности, связанные с заботой, воспитанием и содержанием детей на обоих родителей.

При этом, хотя ст. 256 Трудового Кодекса Российской Федерации и закрепляет право отца использовать отпуск по уходу за ребенком, преимущество в осуществлении обязанностей по  уходу за ребенком законодатель возлагает на женщину.

То есть в общественном сознании выполнение социальных обязанностей в семье по-прежнему является исключительно женской прерогативой. Сама природа возложила на женщину особую ответственность за здоровье будущего поколения, потому роль женщины как матери в обществе не уменьшится.

При этом ситуация, когда роль отца сводится исключительно к биологической функции, когда он заранее знает, что в случае развода по традиции ребенок останется с матерью, противоречит современным социально-экономическим реалиям, и не способствует формированию гармоничного общества.

Для того, чтобы изменить стереотипы, сформированные в общественном сознании за долгие годы, необходима четкая государственно-правовая концепция, которая в том числе положительно повлияет на правовой статус женщин.

В настоящее время существует целый комплекс факторов, осложняющих реализацию правового статуса женщин в России. Можно выделить исторические, законодательные, политические, социально- экономические, институциональные и психологические (ментальные) факторы, негативно сказывающиеся на формировании правового статуса женщин и его реализации в современной России. Каждый из перечисленных факторов также имеет свою специфику, влияющую на определение методов и приоритетных задач, учет  которых необходим при  исследовании и разрешении различных аспектов гендерного неравенства[3].

Современные реалии свидетельствуют о том, что социально-экономический и правовой уровни развития нашего общества не позволяют в полной мере сформировать необходимые условия для максимальной реализации правового статуса женщин.

Представляется, что на изменение правового сознания в данном вопросе способна благотворно повлиять государственная политика, направленная на преодоление гендерной асимметрии. Она же может стать фактором, способствующим формированию общественного менталитета, который бы основывался на равенстве правового положения мужчины и женщины.

Перечисленные выше нормативно-правовые акты, прямо или косвенно касающиеся регулирования правового положения женщин, позволяют сделать вывод, что в Российской Федерации данная проблема находится под пристальным вниманием. Однако приходиться констатировать, что эти попытки до сих пор недостаточно успешны.

Достижение реального гендерного равенства в российском обществе, по нашему мнению, возможно при наличии дополнительных специфических прав, благодаря которым правовой статус женщины будет, во- первых, содействовать снятию проблемы фактического неравенства, во-вторых, содействовать формированию условий для реального гендерного равновесия.

За примерами можно обратиться к положительному опыту других государства. Так, в скандинавских странах успешно реализуются так называемые «женские» политические квоты, которые установили минимальный порог участия женщин.

Данные квоты, по сути, являются решением исторически обусловленной проблемы заниженного представительства женщин в политике в связи с социокультурными, религиозными, традиционными, ментальными и другими причинами.

Цель данных квот – привлекать женщин на политические должности и обеспечить им возможность не оставаться редкой символикой в политической жизни[4].

Как отмечает Н.А. Шведова, данные квоты носят временный характер и должны применяться до тех пор, пока не будут устранены барьеры на пути женщин в политику[5].

Важно понимать, что введение комплекса дополнительных «женских» прав в качестве временных специальных мер «положительной дискриминации» в отношении мужчин направлено не на дискриминацию мужчин, а исключительно на преодоление гендерной асимметрии.

Вновь возвращаясь к российским реалиям, можно констатировать, что при всех существующих противоречиях между законодательно закрепленным статусом женщин и их фактическим положением в российском обществе, при всех сложностях в сфере правового регулирования отношений, так или иначе затрагивающих взаимоотношения полов, в обществе, тем не менее, сформированы условия, позволяющие разрешить данную проблему и обеспечить гендерное равенство.

Представляется, что основным направлением правовой реформы в данной плоскости должны стать национальные проекты в области здоровья, образования, борьбы с бедностью.

Основным направлением правовой реформы в этой плоскости должны стать национальные проекты в области демографии, здоровья, образования, борьбы с бедностью.

 

1    Колобова А.Е. Женщины-предпринимательницы среднего и старшего возраста: штрихи к портрету //Женщина в российском обществе. 2016. № 1 (78). С. 51.

2   Ворошилова С.В. Гражданско-правовое положение женщин в России (XIX - начало XX века) / под ред.: Рыбакова О.Ю. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратов. гос. академия права», 2010. С. 4.

3 Богомазова О.И. Правовой статус женщин // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 3 (4).С. 230.

4 Новикова Е.А. Методы увеличения женского представительства в политическом процессе // Власть. 2012. №12. С. 66.

5 Шведова Н.А. Квоты: благо или новые проблемы // URL: http://www.owl.ru/win/books/policy/quota.htm (дата обращения 19.05.2017).



Список литературы

 

1.   Богомазова О.И. Правовой статус женщин // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 3 (4). С. 229-233.

2.   Ворошилова С.В. Гражданско-правовое положение женщин в России (XIX - начало XX века) / под ред.: Рыбакова О.Ю. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратов. гос. академия права», 2010. 224 c.

3.     Колобова А.Е. Женщины-предпринимательницы среднего и старшего возраста: штрихи к портрету // Женщина в российском обществе. 2016. № 1 (78). С. 51-59.

4.    Новикова Е.А. Методы увеличения женского представительства в политическом процессе // Власть. 2012. № 12. С. 66-68.

5.    Шведова Н.А.          Квоты:          благо         или          новые          проблемы          //          URL: http://www.owl.ru/win/books/policy/quota.htm (дата обращения 19.05.2017).