Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ГОСУДАРСТВА НА РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

    Законодательно предусмотрено, что исполнитель вправе использовать результаты интеллектуальной деятельности в собственной производственной деятельности, а также с разрешения государственного заказчика и на лицензионной основе передавать права на результаты интеллектуальной деятельности третьим лицам. Вместе с тем следует признать за исполнителем обязанность извещать государственного заказчика о созданных в процессе интеллектуальной деятельности охранноспособных объектах интеллектуальной собственности, обязанность подавать заявку на выдачу патента (охранного документа) и приобретать на территории РФ и за рубежом исключительные права на охранноспособные результаты интеллектуальной деятельности, указывая в качестве заявителя и лица, на имя которого испрашивается патент, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, федеральное министерство или ведомство, а при наличии согласия,  полученного в установленном законом порядке, в качестве заявителя и лица, на имя которого испрашивается патент, самого исполнителя. Следует вменить исполнителю в обязанность при наличии указания государственного заказчика предоставлять неисключительную безвозмездную лицензию на использование объектов интеллектуальной собственности другими участниками хозяйственной деятельности, организациям и учреждениям в ходе осуществления опытно-конструкторской деятельности, внедренческой деятельности, коммерциализации и иных необходимых работ для государственных (федеральных) нужд; в случае, если опытно-конструкторская, внедренческая деятельность, коммерциализация осуществляется в иных целях, отличных от государственных (федеральных) нужд, такая лицензия выдается на возмездной основе по указанию государственного заказчика. Выдача лицензии на возмездной основе сопровождается передачей государственному заказчику установленной законом доли полученного исполнителем от получателя лицензии возмещения в денежной форме.

    Но в ряде случаев, когда представителю государства не вменена обязанность управления правами государства на результаты интеллектуальной деятельности, возникает ситуация своеобразной бесхозности объектов интеллектуальной собственности, выражающаяся в отсутствии заинтересованности государства в их коммерциализации и отсутствии контроля за оборотом объектов интеллектуальной собственности и правомерностью их использования. В таком случае закрепление прав за исполнителем государственного заказа может способствовать нормализации ситуации в вопросе оборота объектов интеллектуальной собственности и их своевременной коммерциализации. Однако закрепление указанной выше позиции на правовом уровне требует отдельного подхода к регулированию возможности использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств государственного бюджета, за рубежом. Необходимо на законодательном уровне закрепить ограничения на продажу исполнителем за рубеж исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при участии или за счет средств федерального бюджета, обладающие в перспективе большим коммерческим потенциалом. Передача таких результатов интеллектуальной деятельности за рубеж должна быть возможна только при условии предоставления государству права на опцион, то есть права на приобретение государством исключительного права на данные результаты интеллектуальной деятельности на тех же финансовых условиях, что предлагаются в случае продажи за рубеж. Целесообразно также предусмотренные корреспондирующего права исполнителя требовать от государства финансирования получения патентов в определенной группе стран. Аргументом в пользу закрепления такого корреспондирующего права служит тот факт, что затраты государства на финансирование научно-исследовательских и опытно- конструкторских организаций, и научных подразделений Российской академии наук многократно превышают средства, выделяемые на патентную охрану результатов интеллектуальной деятельности за рубежом, что, фактически, ведет к утрате возможности реализации прав на интеллектуальную собственность за пределами РФ. Принятие решения о закреплении корреспондирующего права исполнителя требовать от государства финансирования получения патентов в определенной группе стран требует комиссионного рассмотрения совместно с представителями Министерства финансов РФ и иными министерствами, и ведомствами, выступающими в качестве государственного заказчика.

    Таким образом, статьи 1546, 1370 и 1373 ГК РФ, несмотря на возможность их совместного применения для определения права  на  результат интеллектуальной деятельности,  полученный за счет средств федерального бюджета, за исполнителем или государственным заказчиком, не устанавливают обязательную и безусловную их ответственность по закреплению прав на результат интеллектуальной деятельности. В результате того факта, что в реализации своего права на результат интеллектуальной деятельности  государство действует опосредовано через своего представителя – государственного заказчика – которому не вменена обязанность по защите права государства на результат интеллектуальной деятельности и который не несет в соответствии с законодательством ответственность за бездействие в отношении обеспечения и защиты права государств на результат интеллектуальной деятельности, государство, фактически, оказывается в ситуации, когда не только не способно защитить свои права на результат интеллектуальной деятельности, но даже не всегда обладает информацией о том, что таковые права на тот или иной результат интеллектуальной деятельности или объект, содержащий, возникают и что государству  наносится ущерб в результате утраты государством прав на результат интеллектуальной деятельности.

    В противовес изложенной выше позиции, ряд исследователей, считают отчуждение права исполнителя на результаты интеллектуальной деятельности, полученных в рамках государственного контракта за счет средств федерального бюджета «попыткой бюрократического вмешательства государственных структур в гражданско- правовой оборот интеллектуальной собственности».

   Следствием отсутствия законодательных норм об обязанности государственного заказчика обеспечивать закрепление прав государства на результат интеллектуальной деятельности и охрану прав государства на результаты интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета, являются нерешенные вопросы правового регулирования в сфере распоряжения правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности и вопросы  регламентации полномочий органов государственной власти по распоряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности от имени Российской Федерации.

   Существует позиция, сформулированная на уровне Правительства РФ, согласно которой предлагается передавать права на результат интеллектуальной деятельности, созданные за счет финансовых средств государства, авторам для более эффективного коммерческого использования продуктов. Аргументом в пользу такой позиции является стремление повысить отдачу от результатов интеллектуальной собственности, которая создается при участии государства: «при решении этой проблемы было бы целесообразно исходить из того, что по истечении определенного срока право на созданный результат переходит исполнителю, а если он его не использует, то государству… В случае его (проекта) принятия можно будет рассчитывать, что исполнитель, который лучше других знает характеристики созданного им результата интеллектуальной деятельности, обеспечит качественную коммерциализацию этого объекта».

Список литературы

1.     Рубанов В.А. О правах государства на результаты интеллектуальной деятельности. Доклад на заседании Научного совета по экономическим проблемам интеллектуальной собственности при отделении экономики РАН

2.     Стенограмма «круглого стола» Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству на тему: «Суд по интеллектуальным правам: перспективы создания». М. – 14 ноября 2011 г.

3.      Первый международный форум «Антиконтрафакт-2012». Д, Медведев. Материалы Пленарного заседания – 22 октября 2012 г.

4.     Д. Медведев обсудил коммерциализацию интеллектуальной госсобственности/РИА Новости. URL: http://www.ria.ru/society/20121022/905462034.html (дата обращения 22.06.2015)