Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ УПРОЩЕННОЙ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
22 января 2016г.

    Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц достаточно подробно урегулированы Гражданским Кодексом РФ, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Однако нередки случаи, когда созданное юридическое лицо по разным причинам перестает вести деятельность, сдавать отчетность и платить налоги. По юридическому адресу руководящий орган отсутствует, установить его фактический адрес места нахождения и принадлежащее юридическому лицу имущество не представляется возможным. Поэтому, актуальным является вопрос об упрощенной процедуре ликвидации таких лиц.

    В 2002 г. Министерство по налогам и сборам (ныне действующий орган – цданным ЕГРЮЛ около 1,6 млн. организаций из 3 млн. не передали в налоговые инспекции сведения о себе в порядке, как этого требует статья 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», что дало основание считать эти лица «мертвыми душами» [5, 22].

    Данная проблема потребовала немедленного законодательного урегулирования путем введения специального административного порядка их ликвидации. Применять процедуры ликвидации или банкротства в общем порядке, предусмотренные ст.61-65 Гражданского кодекса РФ, было бы не рационально, т. к. это повлекло бы колоссальные материальные и людские затраты, стагнацию в деятельности арбитражных судов. По словам руководителя Управления ФНС России по Воронежской области С. С. Дуканова: "Чтобы ликвидировать этот миллион организаций в судебном порядке, потребуется 12 лет и более 20 миллиардов рублей" [3].

   Поэтому 2 июля 2005 года, ориентируясь на опыт некоторых зарубежных стран, был принят Федеральный Закон №83-ФЗ от 2 июля 2005 г. «О внесении изменений в Федеральный Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью  49 Гражданского Кодекса Российской Федерации» [4].

   Согласно этим изменениям: если в течение 12 последних месяцев юридическое лицо не представляет в налоговый орган никаких документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету, оно признается недействующим, и по решению регистрирующего органа может быть исключено из ЕГРЮЛ. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, под которым, прежде всего, понимается журнал "Вестник государственной регистрации". Одновременно с этим в прессе публикуются «сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными заинтересованными лицами…» [4, 27]. Если требования поступают в указанный в законе срок (3 месяца), то решение об исключении данного юридического лица в административном порядке не принимается, и «такое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке»[4,27].

   Однако эти прогрессивные  по своему существу поправки имеют недоработки в виде пробелов законодательства:

   Во-первых, остается не ясной правовая взаимосвязь административного порядка исключения из ЕГРЮЛ с процедурами ликвидации и банкротства, об этом уже говорилось на страницах юридической печати [1.29].

   Из-за недостаточного законодательного урегулирования и отсутствия норм данного порядка в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», на практике возникает множество вопросов. Несомненно, Пленум ВАС РФ в Постановлении от 20.12.2006 г. №67 (в ред. От 15.02.2013) «О некоторых вопросах практики применения   положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц»[7.29] дал судам необходимые разъяснения, однако эти положения не имеют силы правовой нормы, их надлежит зафиксировать в законодательстве. Например, предлагается внести в главу 11 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и в статью 21.1. ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следующие дополнения, руководствуясь положениями Постановления Пленума:

1 .Административный порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ не допускает применения к данному лицу последующего порядка ликвидации в качестве банкрота, поскольку является самостоятельным основанием прекращения правоспособности данного лица.  Обнаружение признаков, удовлетворяющих понятию «недействующее» юридическое лицо влечет отказ в принятии заявления налогового органа и иных кредиторов о признании банкротом такого юридического лица (за исключением случаев, когда выявлено имущество юридического лица или решение об исключении не принято в связи с возражениями самого юридического лица).

2 .Если обнаружен достаточный объем имущества должника, способный покрыть расходы по делу о банкротстве и иные установленные законом задолженности, бремя доказывания вышеуказанного положения возлагается на уполномоченный орган, причем, если доказательства не будут представлены в установленный законом срок, заявление уполномоченного органа остается без движения и может подлежать возвращению. В таком случае к юр. лицу может быть применен административный порядок исключения его из ЕГРЮЛ вне зависимости от наличия или отсутствия задолженности перед бюджетом или внебюджетными фондами.

    Во-вторых, административная процедура исключения из ЕГРЮЛ не безусловная, при наличии требований заинтересованных лиц она подлежит обязательному прекращению и замене на общие процедуры, предусмотренные гражданским законодательством. Согласно п.8 ст.22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав» [5].

   Получается, что исключение из ЕГРЮЛ не бесповоротно? Представляется, что такое решение о возвращении к процедурам ликвидации или банкротства противоречит общему порядку ликвидации юридических лиц, ведь по окончании таких процедур и внесении записи в ЕГРЮЛ у заинтересованных лиц нет шанса предъявить свои требования, а при административном порядке исключения – есть.

    В-третьих, необходимо установить, что отмена решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в связи с розыском имущества должника, может быть принята, если имущества должника достаточно для удовлетворения требований кредиторов первой, второй и третьей очереди.

В-четвертых, в соответствии с письмом ФНС от 24.09.2007 г.[2], налоговые органы не могут во внесудебном порядке исключить организацию, отвечающую признакам недействующего юридического лица, из ЕГРЮЛ в случае наличия у организации задолженности по обязательным платежам в бюджеты. Следовательно, ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ может применяться к весьма ограниченному кругу фиктивных юридических лиц.

   В-пятых, в статье 21.1 ФЗ «О государственной регистрации…» имеется фраза о том, что «налоговый орган может принять решение об исключении юридического лица из реестра…» [5], вследствие чего возникает закономерный вопрос: принятие данного решения является правом налогового органа или обязанностью? Если рассматривать данное действие как право, то анализируемая норма может использоваться в корыстных целях и порождать коррупцию.

   Несомненно, административный порядок исключения юр. лиц из ЕГРЮЛ не идеален, однако он более практичен в современных условиях нашей жизни. Для того чтобы данная процедура действовала эффективно, прежде всего, необходимо устранить разногласия в законодательстве, затем, в общем,g отменить ее условный характер и, в заключение, de-facto и de-jure «поставить в один ряд» с процедурами ликвидации и банкротства. Таким образом, при выявлении соответствия юридического лица признакам «недействующего» налоговые органы будут обязаны применять только административный порядок исключения. Поэтому не совсем оправданным представляется введение в Гражданский Кодекс РФ статьи 64.2 [6], дословно повторяющей формулировку статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ. Без устранения имеющихся пробелов невозможно пресечение деятельности фиктивных юридических лиц и фирм-однодневок.

 

Список литературы

1.      Баранова А. Н. «Ликвидация недействующих организаций: упрощенное банкротство и административный порядок». ЕврАзЮж. 2009. №7. Конищева Т. Регистрация пройдет по-новому. Российская Бизнес-газета. 2002. № 28.   

2.      Письмо ФНС РФ от 09.08.2005 N ЧД-6-09/668 в ред. от 24.09.2007 "О реализации регистрирующими (налоговыми) органами положений Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации". Экономика и жизнь. 2005. N 36.

3.      РИА «Новости»; http://kotlin.ru/news/2004/03/04/news_12018.html

4.      Федеральный Закон от 02.07.2005г. №83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации» ". Собрание законодательства РФ". 04.07.2005. N 27. ст. 2722.

5.      Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Российская газета. 10.08.2001. N 153.

6.      Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации "Собрание законодательства РФ", 12.05.2014, N 19, ст. 2304.

7.      Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. №67 (в ред. От 15.02.2013) «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц». Экономика и жизнь. 2007. N 3.