22 января 2016г.
Договор оказания образовательных услуг является широко распространенным в повседневной жизни. Однако, несмотря на то, что он прочно вошел в нашу жизнь, его правовая природа вызывает множество споров как среди практиков, так и теоретиков.
В соответствии с положениями ГК РФ, договор возмездного оказания услуг подразумевает под собой такую форму договора, при которой Исполнитель имеет обязанность по запросу Заказчика осуществлять определенные действия (услуги), а Заказчик оплачивает данные услуги.
Явная особенность договора возмездного оказания услуг, по мнению В.А. Кабатова, заключается в том, что мы не можем видеть внешне выраженный результат такой деятельности. Иные ученные говорят о том, что основной специфической чертой договора на оказание услуг, в сравнении с договором подряда, выступает тот факт, что предоставление услуг невозможно оторвать от самого лица и его действий, направленных на оказание услуг. [5, стр. 211]
К одному из видов договора возмездного оказания услуг относится договор оказания образовательных услуг. Существуют различные мнения относительно правовой природы такого соглашения. Наиболее сложный из них - это вопрос о той отрасли к которой относятся отношения между образовательным учреждением и обучающимся по поводу оказания таких услуг в пределах установленного стандарта и норматива, который появился после вступления в силу второй части ГК РФ, отнесшей данный договор к договорам возмездного оказания услуг. Сперва, говорилось о том факте, что в положениях ГК РФ рассматривается обучение, а не образование - понятия, которые являются различными по своей сущности. На основании этого пришли к выводу, что соответствующая глава Гражданского кодекса относится лишь к договорам на обучение, к примеру договор обучения вышиванию. Но необходимо понимать, что «обучение» и «образование» - это сходные понятия, которые вытекают одно из другого.
Спор о правовой сущности договора на оказание возмездных образовательных услуг не утихает и по сей день. Многие авторы склоняются к мнению, что данный договор выступает видом гражданско-правового договора и, таким образом, регулируется положениями содержащимися в Гражданском кодексе РФ.
Некоторые исследователи крайне уверено говорят об отсутствии гражданско-правового характера в отношениях студента и вуза в рамках таких образовательных услуг. Е.А. Суханов относится к сторонникам такой позиции и говорит о том, что, если признать наличие отношений на оказание возмездных образовательных услуг, то мы можем сделать вывод, во-первых, что такие отношения должны регулироваться Законом РФ «О защите прав потребителей», по которому студент вправе получить компенсацию, включая моральный вред; во-вторых, лекционер, который преподает лекцию на кафедре не может считаться таковым в привычном смысле, а выступает уже лицом предоставляющем такую услугу; в-третьих, неуспевающего по учебе студента невозможно отчислить каким-либо актом, к примеру приказом, поскольку это считается односторонним расторжением гражданско- правового договора, что влечет к тому, что вузу необходимо расторгать его через суд, указываю на нарушение его условий с другой стороны. [7, стр. 257].
Существует позиция, рассматривающая отношения обучающегося и образовательного учреждения в качестве относящихся к административно-правовой отрасли. [6, стр. 59]. Думается, что нельзя в полной мере согласиться с выводом некоторых ученых о том, что отношения между студентом и вузом в каком-то смысле выступают равноправными. Несмотря на то, что управленческий аппарат вуза обладает существенными обязанностями по отношению к студенту, нельзя забывать и про управленческую специфику.
Изучив положения ГК РФ, Закона «Об образовании в Российской Федерации», Правил оказания платных образовательных услуг и иных нормативно-правовых актов мы можем дать определение договору возмездного оказания образовательных услуг - это договор существующий между вузом или лицом, ведущем такую образовательную деятельность и потребителем по созданию ему условий необходимых для принятия определенного объема знаний по определенной программе образования, которые включают в себя проведение проверочных действий за согласованную цену на протяжении какого-либо периода времени.
Особенность предмета данного договора мы можем наблюдать в его разноплановой характеристике. Он имеет в своем составе две составляющие: деятельность по осуществлению образования и нематериальный результат, выраженный в полученных знаниях, умениях или навыках. Правоотношения, складывающиеся в результате такой деятельности по оказанию образовательным учреждением образовательных услуг выступают имущественными; правоотношения в отношении полученных знаний, умений или навыков по своей сущности являются личными неимущественным, пересекающимися с имущественными.
Положение о сущности таких отношений выражено тем фактом, что знания, умения или навыки являются по сути своей личными нематериальными благами, их невозможно рассматривать в стороне от личности их обладателя, их невозможно передать оценить в денежном эквиваленте. Оценить деньгами возможно лишь образовательную деятельность, но не итоги подобной деятельности, которые являются по сути своей неоценимым личностным капиталом. Если лицо, которое получило соответствующее образование, получает прибыль с помощью использования полученных знаний, умений или навыков, то говорить необходимо уже о самодостаточных отношениях, которые опосредованы правом граждан на труд, на осуществление предпринимательской деятельности. [3, стр.38]
Подобные отношения касающиеся полученных студентами знаний, умений и (или) навыков делают предмет гражданского права более широким, поскольку в научном мире в рамках данной отрасли права неимущественными отношениями, спаренными с имущественными, как правило считают такие отношения, которые следуют за созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности.
Договор на оказание возмездных образовательных услуг выступает началом, в том числе и для административных правоотношений, которые связаны с обязанностью обучающегося лица следовать установленным правилам поведения, предписанным Уставом и внутренними Правилами образовательного учреждения. Помимо этого, указанный договор дает начало отношениям и по воспитанию, которые влекут за собой соединение метода властного характера и нравственно-психологических установок.
По мнению М.Н. Малеиной, указанные властные отношения по договору на оказание образовательных услуг необходимо понимать как гражданско-правовые, поскольку подобные обязательства выступают по своему характеру добровольными, и лишь на определенное время. [6, стр. 261]
Сказанное формирует мнение, что договор по предоставлению возмездных образовательных услуг выступает по сути своей нетипичным образцом договора гражданско-правового характера, который имеет в себе признаки присущие гражданскому и административному праву. Однако, по нашему мнению больший объем занимают именно гражданско-правовые начала. В поддержку данного вывода говорит и отношение судов к правовой природе данного договора.
В порядке примера можно рассмотреть выводы арбитражного суда Северо-Западного округа, которые свидетельствуют о том, что детальное и последовательное толкование ч. 3 ст. 46 Закона об образовании, говорящей о том, что заключение указанного договора между обучающимся и образовательным учреждением позволяет сделать вывод о том, что правовая природа договора о подготовке специалиста с высшим образованием как комплексного договора, имеющего в своем составе признаки как гражданских, так и административных правоотношений. [3, стр.2]
Это говорит о том, что положения такого договора не могут расходиться с нормами гражданского права и нормами, которые регулируют отношения складывающиеся в сфере образования.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч. 2 (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009, с изм. от 08.05.2010) // СЗ РФ - 1996. - №5 - Ст. 410.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ(ред. от 05.05.2014) "Об образовании в Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598,
3. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа № А56-21085/01 от 21.01.2002 // СИС «Консультант плюс».
4. Бриллиантова Н.А., Архипов В.В. Получение платного и бесплатного профессионального образования: проблемы и попытка их преодоления // «Законодательство и экономика», № 9. 2008. С. 38-40
5. Кабатов В.А. Возмездное оказание услуг //Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая.Текст. Комментарий. Алфавитно-предметный указатель. М., 2006 г. 392 с.
6. Маленина М.Н. Правовая природа и основания правоотношений «вуз-студент» // Правоведение № 3. 2002.261 с.
7. Суханов Е.А. Обязательственное право. Том 3. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер,2005. — 800 с.