Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ СУДЕБНЫХ АКТОВ ВЫСШИХ СУДОВ РОССИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
22 января 2016г.

 

   В Конституции России нет главы закрепляющей основы экономической политики страны. Однако экономические принципы правовых взаимоотношений государства и его экономических субъектов, взаимодействие экономических субъектов между собой, является основой конституционно-экономической составляющей государства.

   На современном этапе законодательство России динамично развивается и в ходе своего развития в нем образуются нормативные дефекты, пробелы, неполнота правового регулирования и противоречивости. Судебные акты высших судов России в подобных ситуациях имеют важнейшее значение, они выступают как источники права и являются регулятором экономических отношений российской действительности.

   Конституционный Суд РФ имеет исключительные полномочия по выявлению конституционно-правового смысла законов, дает разъяснения по применению отдельных норм федеральных законов. Конституционный Суд России вправе давать официальные разъяснения своих решений на основании ст. 83 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ.

   Одним из примером регулирования экономических отношений в сфере бюджетного законодательства является позиция Конституционного Суда Российской Федерации определяющая, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, что влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов и обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской Федерации [1]в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетных кредитов, бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации [2].

    Приведенные правовые позиции судебной практики отличительны от правовых норм Бюджетного кодекса РФ, а именно: установленная норма в статье 31 Бюджетного кодекса РФ принципа самостоятельности бюджетов, которая закрепляет право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств и недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств других бюджетов других уровней государства. В статье 102 БК РФ отражена норма по обеспечению долговых обязательств публично-правовых образований, которые полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности имуществом публично-правового образования, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. Публично-правовые образования не несут ответственность по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы публично-правовым образованием.

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.01.2001 N 2-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта «д» пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также положений Закона Чувашской Республики «О налоге с продаж», Закона Кировской области «О налоге с продаж» и Закона Челябинской области «О налоге с продаж» в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью «Русская тройка» и ряда граждан» признано не соответствие Конституции РФ взимание на территории России налога с продаж как нарушение единства экономического пространства и равенства всех перед законом и судом [3].

     Утверждение    принципов     рыночной    экономики,     а    именно     принципа    единства    экономического пространства, валютного и кредитного регулирования, бюджетного законодательства находит свое отражение в Определении Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 N 137-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Ростовской области о проверке конституционности статей 15.14, 15.15, 15.16 и 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [4].

    В соответствии с ч. 1 ст.104 Конституции Российской Федерации Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации, п. 2. ст. 10 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, принадлежит право законодательной инициативы по вопросам их ведения.

   Верховный Суд Российской Федерации в силу Конституции России и Федерального конституционного закона от 31.12.1996  N 1-ФКЗ «О судебной  системе Российской Федерации» [5]  имеет полномочия давать разъяснения по вопросам судебной практики и является высшим судебным органом по разрешению экономических споров.

   Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в силу п. 1 ст. 304 АПК РФ обеспечивает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права. Правовые позиции Высшего Арбитражного Суда РФ унифицируют судебную практику и как следствие приводят к стабильности и развитию экономических отношений. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ истолковывает имеющуюся правовую норму, которая должна применяться при рассмотрении спора нижестоящими судами, что не является созданием новой нормы права, но способствует   устранению коллизии или неясности нормы закона.

    По вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации [6].

   Председатель Высшего Арбитражного Суда РФА.А. Иванов отметил, что результатом постоянной работы ВАС РФ по унификации судебной практики и выработке правовых позиций является правовая определенность и стабильность гражданского оборота в стране. Президиум ВАС продолжает выработку таких подходов в правоприменительной практике, которые защитят граждан от злоупотреблений в корпоративных отношениях и в делах о банкротстве [7].

   Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин в своей работе пишет, что «действующая Конституция России не придает обязательного характера разъяснениям Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики. Вместе с тем традиция судебного правоприменения стремится сохранить за ними такой характер. Решения и разъяснения этих судов в системе судов общей юрисдикции и арбитражных судов оказывают значительное влияние на последующие судебные решения и в определенной мере фактически приобретают прецедентное значение, способствуя в правоприменительной прак- тике судов формированию оптимальных моделей для последующих судебных решений по конкретным делам»[8, с. 3].

   Все органы судебной системы России работают в едином правовом пространстве и стремятся к совершенствованию концепции правосудия. Правовые позиции высших судов России являются инструментом с помощью которого достигается унификация правовых норм и являются актом содержащим норму права. Регулирование и формулирование правовых позиций экономических отношений в решениях высших судебных органов России оказывает стабильное развитие и расширение экономической деятельности экономических субъектов и общества.

 

Список литературы

1.      Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2007 N 129-О-П «По жалобам граждан Бабковой Зои Михайловны, Бойковой Светланы Ивановны и других на нарушение их конституционных прав частью 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Вестник Конституционного Суда РФ». 2007. № 4.

2.      Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия»// Собрание законодательства РФ. 2004. N 27. Ст. 2803.

3.      Российская газета. 2001. 15 февраля.

4.      Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 6.

5.      Российская газета. 1997. 06 января.

6.      Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589.

7.      Правовые позиции Высшего Арбитражного Суда РФ и развитие гражданского права на современном этапе /А.А. Иванов // Российский судья. 2012. № 3.

8.      Зорькин В.Д.  Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации / В.Д. Зорькин // Журнал российского права. 2004. № 12.