Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ОПЛАТЕ ЗА ПОТРЕБЛЕННЫЕ РЕСУРСЫ В СООТВЕТСТВИИ С ДАННЫМИ ПРИБОРОВ УЧЕТА

Авторы:
Город:
Пенза
ВУЗ:
Дата:
22 января 2016г.

   Отрасль жилищно-коммунального хозяйства является одной из важнейших отраслей, поскольку отвечает за нормальные условия жизнеобеспечения человека. Одним из основных направлений жилищно-коммунального хозяйства на определенной территории является баланс интересов населения и участников топливно- энергетического комплекса.

    Непрозрачность тарифов на коммунальные услуги, неурегулированный законодательством порядок расчетов за поставленные ресурсы и ряд других проблем порождают социальную напряженность в сфере жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время.    

     Одним из актуальных вопросов являются требования Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» которые обязывают собственников жилых помещений многоквартирных домов устанавливать индивидуальные приборы учета природных ресурсов. Стоит отметить, что в настоящее время срок добровольной установки приборов учета для собственников жилых помещений истек, и такая обязанность возложена на ресурсоснабжающие организации.

Данное требование вполне объективно и основано на том, что установка приборов учета как индивидуальных так и коллективных (общедомовых) в многоквартирном доме должна урегулировать порядок расчетов за поставленные ресурсы. В этой связи собственники должны быть заинтересованы в установке приборов индивидуального учета, так как чаще всего реальный объем потребления оказывается значительно меньше рассчитываемого по нормативу.

   Кроме этого данные положения соответствуют требованиям федерального законодательства, в частности положениям Гражданского кодекса РФ об энергоснабжении предусматривающих, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета.

   В настоящее время активно проводятся мероприятия по оснащению приборами учета, однако, не все жилые помещения оснащены индивидуальными приборами учета, что на практике вызывает ряд трудностей в порядке расчетов.

    Действующее законодательство, регулирующее данную сферу деятельности, предусматривает обязанность собственников при наличии индивидуального или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю коммунальных услуг в определенный срок.

   В этой связи возникает вопрос о соответствии таких показаний с фактическими показаниями прибора учета. На данный фактор, несомненно, оказывает влияние и добросовестность населения, которое фиксирует и передает показания приборов учета в уполномоченные органы.

   Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует механизм правового воздействие на потребителей, которые умышленно искажают показания приборов учета с целью наименьшей оплаты за потребленный ресурс.

    Хилюта В.В. выделяет несколько способов изменения показаний приборов учета, одним из которых является механический, он подразумевает вмешательство в работу счетчика путем вставления различных предметов с целью остановки вращения диска или сброса показаний; перемещение счетчика из нормального вертикального положения в полугоризонтальное с целью снижения скорости вращения диска; срывание пломб и нарушение работы различных механизмов. Следующий способ электрический к которому следует отнести инвертирование фазы тока нагрузки; заземление нулевого провода нагрузки; шунтирование токовой цепи счетчика; применение различного рода «отмотчиков». Третий способ именуется магнитным и подразумевает применение магнитов с внешней стороны счетчика с целью замедления вращения диска и влияния на рабочие характеристики счетчика.

    Для более полного рассмотрения вопроса необходимо определить, как выглядит порядок передачи показаний индивидуальных приборов учета в настоящее время, согласно действующему законодательству и какие методы воздействия на недобросовестных потребителей предусмотрены действующим законодательством.

   Правовое регулирование такой деятельности осуществляется Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

   Согласно указанному нормативно-правовому акту представители исполнителя коммунальных услуг при предъявлении документов, подтверждающих их личность и наличие у него полномочий на доступ в жилое или нежилое помещение потребителя для проведения проверок состояния приборов учета производят осмотр такого прибора, проверяют достоверность  показаний.

    Что касается сроков, то такая проверка осуществляется не чаще 1 раза в 6 месяцев. В свою очередь, собственник или наниматель жилого помещения обязан допускать исполнителя коммунальных услуг для снятия показаний индивидуальных приборов учета для проверки их состояния, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета.

    В таком случае исполнитель коммунальных услуг обязан направить сообщения о дате проведения проверки и вручить под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя датах, и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета. В случае если потребитель такую информацию не сообщил, то исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение.

    Действующее законодательство регламентирует и ситуацию, когда потребитель не отвечает на повторные уведомления или систематически не допускает исполнителя в занимаемое им жилое помещение, в таком случае исполнитель вправе составить акт об отказе в допуске к прибору учета.

    В акте надлежит указать дату и время прибытия исполнителя для проведения проверки, причины отказа потребителя в допуске исполнителя к приборам учета, иные сведения, свидетельствующие о действиях, либо бездействиях потребителя, препятствующих исполнителю в проведении проверки.

    Такой акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и двумя незаинтересованными лицами и передается потребителю.

    В случае неоднократного не допуска потребителем проверяющих в свое жилое помещение для того, чтобы снять показания с индивидуальных приборов учета, плата за коммунальные услуги рассчитывается по нормативам потребления, а не по показаниям приборов. Только после того, как потребитель подаст письменное заявление о применении индивидуальных приборов учета для расчета размера платы за услуги, а проверяющие  снимут показания с приборов плата за коммунальные услуги пересчитывается. Стоит отметить, что указанное положение в отраслевом законодательстве является единственным методом воздействия на потребителя с целью надлежащего исполнения обязательств.

    Очевидно, что такого регулирования недостаточно. В условиях когда состояние жилищно-коммунального хозяйства достигло своей критичности, население вынуждено более экономно относится к коммунальным услугам, все чаще контролируя свои затраты на оплату потребленных ресурсов.

    В этой связи и механизм регулирования от злоупотреблений в данной сфере должен быть соответствующим.

     Актуальной представляется позиция, изложенная в Определении Верховного Суда РФ от 19.03.2013 № АПЛ13-82.Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ признала недействующим пп. «в» пункт 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, в части обязания потребителя при наличии индивидуального прибора учета ежемесячно передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца.

    В определении нашло отражение, то, что нарушение срока подачи показаний индивидуального прибора учета влечет для гражданина-потребителя неблагоприятные последствия: плата за коммунальную услугу определяется из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, но не более 3 расчетных периодов. По истечении этих предельных расчетных периодов плата за коммунальную услугу начинает исчисляться исходя из нормативов потребления. При невыполнении своей обязанности потребителем по передаче показаний индивидуального прибора учета в срок до 26-го числа текущего месяца более трех месяцев подряд исполнитель обязан провести проверку и снять показания индивидуального прибора учета. При таких данных гражданину-потребителю для обеспечения принципа равенства сторон и справедливости должна быть предоставлена возможность повлиять на условия договора, касающегося возложения на него обязанности передавать полученные показания прибора учета исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, с тем чтобы на него не возлагалась обязанность, которую он не может выполнить, что позволит исключить нарушение его прав.

    В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги такая плата вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (часть 1,2 ст. 155 ЖК РФ).

    Как указала Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ из содержания приведенных законоположений следует, что на потребителя не возложена обязанность передавать полученные показания приборов учета исполнителю или уполномоченному лицу не позднее 26-го числа текущего месяца. Включение же в договор об оказании коммунальных услуг потребителю условия, которое прямо не предусмотрено законом, но и не противоречит ему, возможно лишь по соглашению сторон в соответствии с принципом свободы договора предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Таким образом, вышеизложенное влечёт за собой негативные тенденции, приводит не только к нарушению интересов участников топливно-энергетического комплекса, но и к ненадлежащей организации в границах отдельного муниципального образованиям снабжения природными ресурсами необходимыми для жизнедеятельности населения.

   В этой связи необходимо повысить правовое сознание и интерес граждан к надлежащему исполнению обязательств в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

    Необходимо отметить, что формирование такого сознания у граждан должно происходить в совокупности с надежной политикой в сфере жилищно-коммунального хозяйства проводимой на территории отдельного муниципального образования и государстве в целом.

 

Список литературы

1.      «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. От 04.06.2014) //Российская газета №1, 12.01.2005. 2. Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2013 № АПЛ13-82 //Консультант Плюс Версия Проф [Электрон.ресурс] ЗАО «Консультант Плюс» М.,2014.

2.      Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» //Консультант Плюс Версия Проф [Электрон.ресурс] ЗАО «Консультант Плюс» М.,2014.

3.      Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ///Консультант Плюс Версия Проф [Электрон.ресурс] ЗАО «Консультант Плюс» М.,2014.

4.      Хилюта В.В. «Хищение» энергии (или к вопросу о модернизации уголовно-правовых положений)//Российская юстиция №8, 2008.