Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА КАК СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

    Национальные региональные общества – это объединения, которые создаются в столицах краев, областей, республик, а также в больших городах для развития культуры, языка, традиций, обычаев и народных промыслов различных национальностей. Национальные региональные общества также называют национальными культурными центрами; появление их обусловлено проведением национальной – культурной политики. В п.п. 4, 5 ст.13 Конституции РФ регламентирует такие положения как: создание, упразднение и деятельность общественных объединений, также опросы, касающиеся национальных региональных обществ, частично регулирует Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» и Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Но полноценного закона или главы в законе, которые регулировали бы процесс создания, упразднения, деятельность и направленность национальных региональных обществ – нет, что создает определенные сложности. Исходя из определения национального регионального общества, можно сделать вывод, что к национальному региональному обществу предъявляются такие же требования о создании, его учредителях и членах, как и в общественной организации (ст.18,19,20 Федерального закона № 82 от 19.05.1995 г. «Об общественных объединениях»). Согласно ст. 19 Федерального закона  № 82 от 19.05.1995 г. «Об общественных объединениях» членами и участниками общественных объединений, в данном случае и национального регионального общества, могут быть физические лица: граждане, которые достигли 18-летнего возраста, а также юридические лица. Иностранные граждане, а также лица без гражданства, которые «законно находятся на территории Российской Федерации», также могут являться и членами, и учредителями национальных и региональных обществ. Статья 19 Федерального закона № 82 от 19.05.1995г. «Об общественных объединениях» также устанавливает возрастные ограничения для членов и участников молодѐжных общественных объединений (с 14 лет) и для членов и участников детских общественных объединений (с 8 лет).

    Инициаторами создания национальных региональных центров и обществ являются лица, которые принадлежат к определѐнному народу и заинтересованы в развитии, популяризации обычаев, традиций и языка. Согласно ст.6 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства РФ о культуре» В России признаѐтся равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей. Поэтому на территории одного субъекта Российской Федерации могут существовать несколько национальных региональных обществ, так как каждое из них должно удовлетворять специфические интересы каждой национальности и национальной группы, а также прививать в общении межнационального характера уважение и толерантность. Так, на территории Краснодарского края с 1992 года по инициативе восьми национально-культурных общественных объединений был создан Краснодарский краевой Центр национальных культур. На данный момент Центр объединяет 32 общественные национально-культурные организации. Центр национальных культур послужил примером для открытия подобных центров в ряде городов Краснодарского края и России [6]. Важно отметить, что деятельность национального регионального общества не должна ограничиваться территорией субъекта России, на которой оно функционирует, поэтому ещѐ одним направлением национальных региональных центров и обществ является поддержание и установление связей между национально-государственными образованиями Российской Федерации, а также национальными обществами, которые находятся зарубежом. Деятельность национальных региональных обществ не должна наносить ущерб правам и законным интересам тех национальных групп, которые проживают на территории, где действует национальное региональное общество. Зачастую, национальное региональное общество отвечает политике региона. Так, в Краснодарском крае действует региональное движение«За веру, Кубань и Отечество». Создание регионального движения было ответной реакцией политической элиты региона на оскорбление святыни в Храме Христа Спасителя панковской группой в 2012 году [3]. В столице Краснодарского края 31 марта 2012г. прошѐл митинг «Против оскорбления святыни России», после которого была принята резолюция о создании регионального общественного движения «За веру, Кубань и Отечество»: цель движения – возрождение духовных и нравственных ценностей [2]. К основным задачам регионального движения относится: укрепление межрегиональных и межконфессиональных связей, защита национальных интересов как региона, так и России в целом, сохранение и передача последующим поколениям традиций, обычаев и культурного наследия, повышение духовно-нравственного воспитания молодежи Кубани. Учредительный форум прошѐл 19 июля 2012г. регионального движения «За веру, Кубань и Отечество», в котором приняли участие глава края и главы муниципалитетов, а также представители культуры, бизнеса и общественных организаций.

     Наряду с региональными организациями национального характера на территории Краснодарского края действует ряд региональных организаций, например, Краснодарская региональная просветительская общественная организация «Общество "Знание"», которая была организована в 1948 году [5]. Данная региональная организация выступает в роли центра, который объединяет «интеллектуалов Кубани». Основная деятельность региональной организации связана с просвещением и популяризацией в обществе науки и культуры, а также данная региональная общественная организация принимает участие в благотворительности, расширении международных связей и укреплении мира и дружбы между народами. Важно отметить тот факт, что члены общественной организации «Общество "Знание"», регулярно принимают участие в разъяснении законодательства Краснодарского края, а также проводят научно-просветительские лекции для граждан разных возрастов и социальных категорий по различным темам и направлениям [5]. В рамках своей основной деятельности члены региональной организации уже на протяжении 20-ти лет ежегодно проводят международные и всероссийские научно-практические конференции «Адлерские чтения». В рамках данного мероприятия традиционно рассматриваются и обсуждаются от исторических и философских до юридических проблем. Новеллой «Адлерских чтений» стали следующие направления: «вопросы развития и взаимодействия личности, общества и государства, а также проблемы национальной безопасности России в ХХ – ХХІ вв.» [5].

    Зачастую национальные региональные общества могут носить религиозный окрас, например, если такая национальная региональная организация представляет интересы группы лиц, которые исповедуют определѐнную религию (например, ислам) как представители своего народа. Религия, после перестройки в России, стала активным участником в политическом процессе. И это не смотря на то, что ст. 14 Конституции РФ признаѐт Российскую Федерацию как светское государство. По данным опроса ВЦИОМ «Православие в России: прошлое и настоящее» 2013 года 44% процента опрошенных считают, что государственной религией России является православие [1]. Тем не менее, исповедующих ислам на территории России, становится всѐ больше и больше. «По разным данным, ислам исповедуют от 15% до 18% населения РФ, т.е. около 20 млн чел. в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Чувашии, Марийской республике, Северном Кавказе…» [9]. Мнение экспертов различно по поводу количества мусульман, которые проживают на территории России; одни считают, что их численность равна 11-30 млн. чел., другие считают, что мусульман всего 19-20 млн. чел. [8]. В Российской Федерации исторически сложились два центра-региона, которые являются точкой распространения ислама – Урало-Поволжский и Северокавказский. Глава Совета муфтиев России выдвигает свою точку зрения – он делит мусульман по месту их проживания на три группы: Сибирь и Дальний Восток, Центральный район и Северный Кавказ [4].

    В 1996 году состоялась встреча глав духовных управлений мусульман, по итогам которой был образован Совет муфтиев России. На данный момент Совет муфтиев России является центральной религиозной организацией мусульман, которые проживают на территории Российской Федерации. Председателем мусульманского духовенства является шейх Равиль Гайнутдин [7]. Совет муфтиев России подкреплѐн большой поддержкой глав мусульманских субъектов РФ. Мусульманское духовенство взаимодействует более чем с 1500 мусульманскими религиозными объединениями РФ [9].

   Правила создания, членство и деятельность религиозных объединений регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее по тексту – Закон о свободе совести). Закон о свободе совести носит понятие компромиссного документа, так как именно он регулирует нормы и правила отношений между государством и церковью. Руководство Совета муфтиев России вместе с администрацией президента РФ, Комитетом Правительства Москвы по связям с религиозными организациями приложили немало усилий в ходе подготовки и принятия данного закона. А именно проводились семинары, в которых принимали участие руководители республиканских и мусульманских общин, например, таких как Централизованная религиозная организация «Духовное управление мусульман Свердловской области (Центральный муфтият)» (ЦРО ДУМСО), Мусульманский центр «Иман» или региональная общественная организация «Ихлас». Также Союз муфтиев России и общественно-политическое движение «Нур» вместе с представителями государственных органов власти проводили совместные международные и всероссийские научно-практические конференции, целью которых являлось пропаганда достоверных знаний и представлений об исламе [9]. Таким образом, при создании Закона о свободе совести Совет муфтиев России объединил в своей деятельности интересы мусульманских духовных организаций и объединений.

Список литературы

1.     Всероссийский исследовательский центр общественного мнения ВЦИОМ «Православие в России: прошлое и настоящее»// [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114598

2.     Газета «Свет Маяков» «За  веру, Кубань и Отечество»  » [Электронный ресурс]  URL:http://svet- mayakov.ru/2012/06/27/za-veru-kuban-i-otechestvo/

3.     Ежедневная деловая газета РБК «Pussy Riot ― патриарху Кириллу: «Наша молитва оскорбила только Путина» [Электронный ресурс] URL:http://www.rbcdaily.ru/politics/562949983367704

4.     Елишев С.О. «Молодѐжная политика исламских организаций Российской Федерации» // Пространство и Время . 2013. №2 (12). »// [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ molodyozhnaya-politika-islamskih-organizatsiy-v-rossiyskoy-federatsii

5.     Официальный  сайт Краснодарской  региональной  просветительской  общественной  организации «Общество  «Знание»  //     [Электронный ресурс]  URL:      http://www.krasnodar-znanie.ru/index.php/ob- organizaczii/item/1-istoriya-organizatsii

6.     Портал исполнительных органов Краснодарского края «Краснодарский краевой центр национальных культур» [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.krasnodar.ru/content/339/show /31842/

7.     РБК «Минюст позволит НКО выходить из реестра иностранных агентов»)// [Электронный ресурс]/ Режим доступа: URL:http://top.rbc.ru /politics /24/06/2014/932409.shtml

8.     Становление гражданского общества в России (правовой аспект) / Под ред. канд. юрид. наук О.И. Цыбулевской. Саратов, 2000. 241 с.

9.     Устинкин С.В., Вагапов Р.Н. «Исламские организации в политических процессах современной России» // Власть. 2010. №11// [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/islamskie- organizatsii-v-politicheskih-protsessah-sovremennoy-rossii