Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛИЦ, ВСТУПАЮЩИХ В БРАК КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОЗДОРОВЛЕНИ ГЕНОФОНДА СТРАНЫ

Авторы:
Город:
Энергодар
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Для любого государства актуальным является вопрос сохранения генофонда его народа. Не последняя роль в этом вопросе отводится правовым средствам, способствующим устранению факторов, вредно воздействующих на здоровье граждан, а также предупреждению и снижению заболеваемости,  улучшению наследственности. Должное внимание этой  проблеме со стороны государства – это еще  и  предотвращение демографического кризиса, обеспечение здоровья будущих поколений.

   Следует отметить, сегодня генофонд современного человека зависит не только от генофонда его предков, но и от условий окружающей среды, по-разному влияющих на жизнеспособность и репродуктивность его организма. Именно они во многом предопределят возможности индивида оставить после себя здоровое потомство, способное к новому воспроизводству. Также среди основных факторов формирования генетической патологии называют хронические инфекционные заболевания будущих родителей, острые инфекционные заболевания, перенесенные женщиной в первом триместре беременности, хронические экстрагенитальные заболевания у женщины.

     Попытка воздействовать на процессы сохранения генофонда страны на государственном уровне впервые была осуществлена во время правления Петра I. Указом от 6 апреля 1722 г. «О свидетельствовании дураков в Сенате» было запрещено «дуракам… жениться и замуж идтить», поскольку от таких браков «доброго наследия государственной пользе надеяться невозможно» [6, с. 54-55]. По другому Указу Петра I, от 3 апреля 1702 г., жених мог не жениться, если его избранница была «безобразна, скорбна и нездорова» [3, с. 718]. Предупреждению возможных генетических рисков возникновения наследственных патологий способствовали и положения тома X Свода Законов гражданских о семейных правах и обязанностях от 1835 года. Ими запрещалось вступать в брак: лицу, имеющему более восьмидесяти лет от роду (ст. 4), с безумными и сумасшедшими (ст. 5), в степенях родства и свойства, церковными законами возбраненных (ст. 23). Засим, согласно ст. 38 Свода признанные по суду виновными во вступлении в противозаконный брак заведомо, подвергались церковному покаянию, а в некоторых законом означенных случаях, и определенному наказанию.

    С установлением Советской власти положения, преследующие рождение здорового потомства в стране, нашли свое закрепление в Декрете ВЦИК и СНК «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов состояния» от 18.12.1917 г. В частности не принимались заявления о желании вступить в брак: а) от родственников по прямой линии, полнородных и неполнородных братьев и сестер, – причем наличность родства признается также между внебрачным ребенком и его потомством, с одной стороны, и его отцом и его родственниками, с другой и, б) от умалишенных. Со временем подобные ограничения нашли свое закрепление в семейном законодательстве союзных республик и оставались неизменными до распада СССР.

     Следует отметить, что в начале XX века свое распространения получила евгеника – теория о наследственном здоровье и путях его улучшения. Ученые ставили перед ней гуманные цели. Возможностями евгеники заинтересовались и в Советском Союзе. Однако уже к концу 20-х годов интерес к ней пропал. Разочаровали и методы, используемые для достижения цели, которая ставилась перед евгеникой. Следствием евгеники в наши дни стали этнические «чистки», аборты с целью избавления от дефектного потомства, принудительная стирилизация [2], что не приемлемо для цивилизованного мира.

    Однако, не смотря на то, что евгеника сильно себя дискредитировала, именно она стала толчком для возникновения и развития генетики человека и такой важной ее части как медицинская генетика. Не меньшее внимание ученые стали уделять репродуктивным нарушениям, обусловленным воздействием внешних факторов на состояние здоровья женщин и мужчин репродуктивного возраста. При такой ситуации стала понятной ограниченность действия законных препятствий к заключению брака в механизме сохранение генофонда страны. Преимущественно они были направлены на предупреждение наследственной патологии, при этом полностью ее не исключая, однако оказались «бессильными» перед предупреждением врожденной патологии. Возникла необходимость в более совершенном институте, который давал бы возможность еще до заключения брака, через проведения медицинского обследования лиц, вступающих в брак, предупреждать подобные последствия. При этом среди видов такого обследования в обязательном порядке следовало предусмотреть медико-генетическое консультирование, а при соответствующих показаниях к этому и обследование по данному вопросу. Это, в свою очередь, предусматривало нормативную регламентацию осуществления медицинского обследования лиц, вступающих в брак, и создание необходимых условий для его осуществления.

    На сегодняшний момент нормативные акты многих государств постсоветского пространства закрепляют возможности проведения такого обследования. Здесь можно назвать ст. 15 СК Российской Федерации, ст. 30 СК Украины, ст. 12 СК Республики Армения, ст. 16 СК Кыргызской Республики, ст. 15 СК Республики Таджикистан, ст. 14 КоБС Республики Беларусь, ст. 12 Закона Республики Казахстана «О браке и семье», ст. 3.21 ГК Литовской Республики. Тем не менее, не во всех случаях, как следует из содержания перечисленных статей, определен субъект, на которого возлагаются обязанности по созданию условий для такого обследования, установлению порядка его осуществления. Отсутствие такой нормы указывают на декларативный характер таких статей. Исключениями из правил здесь являются та же ст. 30 СК Украины, в которой содержится указание на то, что именно государство обеспечивает создание условий для медицинского обследования лиц, вступающих в брак. Порядок осуществления такого обследования устанавливает Кабинет Министров Украины; ст. 17 СК Республики Узбекистан, согласно которой объем и порядок проведения медицинского обследования устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

    Однако и это не решает всех проблем. Нужного результата можно добиться только в том случае, когда для лиц, вступающих в брак, медицинское обследование будет носить не добровольный, а обязательный характер. О чем уже давно высказываются в ученых кругах Российской Федерации [1, 4] и Украины [5]. При этом, необходимо чтобы на уровне государства были созданы все необходимые условия для проведения такого обследования. Полагаем, что ключевая роль в изменении характера отношений посредством их урегулирования в этом направлении должна отводиться административно-правовому методу. С его помощью представляется возможным не только изменить взгляды на проблему вопроса обследования у лиц, вступающих в брак, но и кардинально перестроить систему профилактики, диагностики и лечения наследственных и иных заболеваний, что обеспечит здоровья будущих поколений. Сохранение генофонда народу Украины на современном этапе развития государства требует именно такого подхода к разрешению проблемы.

   Следует отметить, что еще в середине 20-х годов прошлого столетия в Украине при работе над проектом Кодекса законов о семье, опеке, браке и актах гражданского состояния УССР не раз высказывались идеи об обязательном медицинском обследовании перед заключением брака. Однако такое предложение тогда признали не своевременным.

   Нельзя не отметить и тот факт, что, начиная с 1967 г., при некоторых поликлиниках городов Москвы и Ленинграда стали создаваться медико-генетические отделения, а с 1969 г. в республиканских, краевых, областных больницах консультативные кабинеты по медицинской генетике, в обязанности которых входило и медико-генетическое консультирование семей с наследственной патологией по вопросам прогноза потомства. В целях дальнейшего улучшения медицинской специализированной консультативной и лечебной помощи семьям в 1981 г. по линии Минздрава СССР организовывается работа консультаций «Брак и семья», среди прочего призванных оказывать медицинскую помощь населению, в том числе и по поводу медицинских аспектов планирования семьи, медико-генетического обследования семей с наследственной патологией.

   С принятием 22.05.1990 г. Закона СССР «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» стало возможным говорить о прохождении медицинского осмотра гражданами, подавшими заявление о вступлении в брак. Но, опять же, исключительно по их желанию.

   Как справедливо отмечает З.В. Ромовская, «установление обязательного медицинского обследование лиц, вступающих в брак в репродуктивном возрасте могло бы быть одной из законодательных попыток оздоровления нации» [5, с. 90], с чем нельзя не согласиться. И примеры тому среди стран постсоветского пространства есть. Так, бесплатное обязательное медицинское обследование лиц, вступающих в брак, предусмотрено в республике Молдова (ст. 13 СК). При этом, четко определено, что порядок, сроки и объем медицинского обследования лиц, вступающих в брак, устанавливаются Правительством. В Латвийской Республике лица, намеревающиеся вступить в брак, до вступления в брак в обязательном порядке должны предоставить в Главный Регистрационный Офис медицинское свидетельство из местных или государственных правительственных институтов о состоянии здоровья. В случае подачи ложных сведений нарушитель может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 43 ГК). Согласно Положению о медицинском обследовании лиц, вступающих в брак, от 25.08.2003 г. поставить в известность вторую сторону о результатах медицинского обследования до регистрации брака обязано лицо, вступающее в брак, и в Республике Узбекистан. При регистрации брака органы ЗАГС должны удостовериться в прохождении лицами, вступающими в брак, медицинского обследования и осведомленности их о результатах этого обследования. Правила проведения обязательного медицинского обследования лиц, вступающих в брак, недавно вступили в силу и в Азербайджане.

    Считаем не целесообразным при введении обязательного медицинского обследования лиц, вступающих в брак, отдельно ставить вопрос об административной ответственности того, кто умышленно уклоняется от его прохождения. Объяснение тут одно. Лицо не выполнило одно из условий действующего законодательства, а поэтому отсутствуют основания в принятии документов для регистрации брака.

Список литературы

1.     Авхадеев И.В. Обязательность медицинского обследования лиц, вступающих в брак: за и против [Электроный ресурс] / И.В. Авхадеев. – Режим доступу: http: // www.edit.muh.ru

2.     Григг Р. Евгеника: гибель беззащитных. Наследие Гальтона, кузена Дарвина [Електронний ресурс] / Р. Григг. – Режим доступу: http: // www.origins.org.ua/ page. php?id_story=622

3.     Законодательство Петра I / В.М. Клеандрова, Б.В. Колобов, Г.А. Кутьина, Т.Е. Новицкая и др. ; Отв. ред. Т.Е. Новицкая, А.Л. Преображенская. – М. : Юрид. лит., 1997. – 880 с.

4.     Матвеева Н.А. Правовые аспекты медицинского обследования лиц, вступающих в брак, в Российской Федерации, Украине и Беларуси / Н.А. Матвеева // Медицинское право. – 2007. – № 1. – С.

5.     Ромовська З.В. Сімейний кодекс України : науково-практичний коментар / З.В. Ромовська. – 2-ге вид., перероб. і доп. – К. : Видавничий Дім «Ін Юре», 2006. – 568 с.

6.     Сімейне право : навчальний посібник [для студентів юрид. вузів та факультетів] / За ред. О.В. Дзери. – К. : Вентурі, 1997. – 272 с.