Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КООРДИНАТ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Система социокультурной регуляции социума представляет серьезный интерес как с научно- теоретической, так и социально-управленческой сторон. Именно успешно функционирующая система культуры позволяет достичь стабильного состояния общества, преодолевать девиации, масштабные социальные конфликты, эффективно осуществлять ротацию поколений. Система культуры служит целям достижения некоего консенсуса между большинством общества по поводу векторов его развития, преодоления возникающих проблем, бесконфликтного сосуществования различных социальных групп, общностей, классов. Особенно важна стабильно и эффективно функционирующая система культуры, прежде всего, для подрастающего поколения, сталкивающегося (по мере вхождения во взрослую жизнь) с весьма серьезными проблемами. Это связано, в первую очередь, с противоречивыми картинами мира, смещением понятий «добра» и «зла», «прекрасного» и «безобразного». Для лабильного, парадоксального молодежного сознания такая ситуация представляет собой определенную угрозу социализации и социального развития, детерминирует «хаос антагонистических оценок» в терминологии классика социологии молодежи К. Манхейма [1]. Именно поэтому работа с молодежью, а шире – молодежная политика, должна опираться на культурно обусловленные ценности, нормы, идеалы и т.п.

   По мнению В.Е. Семенова, системообразующим фактором работы с молодежью является, прежде всего, духовно-нравственное воспитание современного молодого человека. Без основополагающих возвышающих ценностей развитие личности и групп, общества просто невозможно. Отказаться от этого опыта тысячелетий было бы, по меньшей мере, легкомысленно. Академик Д.С. Лихачев в интервью петербургской молодежной газете «Смена» справедливо рассуждал об ожесточении людей и падении культуры во всем мире и о том, что выход из положения, в котором оказалась наша страна, он видел «в образовании с воспитательным уклоном. Надо сделать все, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения» [2].

   Следствием масштабных трансформационных процессов 1990-х – 2000-х г. стало снижение роли морально-нравственных регуляторов, прежде всего. В этой связи исследователи справедливо обращают внимание на то, что предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, консолидации  и сплочению молодежи, всех ее групп, всего  общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и нравственности [3].

   Однако социально-управленческие действия в социокультурной сфере, в том числе и применительно к корректировке государственной молодежной политики (как на федеральном, так и на региональном уровнях), должны опираться на устойчивые элементы социокультурной системы координат подрастающего поколения. Одним из таких элементов выступают ценности. Важность системы ценностей в процессе регуляции сознания и поведения людей не вызывает сомнений.

   Классик мировой социологии М. Вебер отмечал, что именно система ценностей составляет ядро духовной культуры социума, способствуя социальной интеграции индивидов и социальных общностей на основе тождества потребностей и интересов. Вместе с тем, система ценностей обладает способностью оказывать обратное воздействие на социальные интересы и потребности. Отдельная ценность, формируясь в системы ценностей, актуализируется для индивида как самоценного субъекта и для общества как социокультурной системы [4].

   С точки зрения Дж. Масиониса, ценности представляют собой «некие культурные стандарты, отталкиваясь от которых, люди определяют благо, добродетель и красоту, и которые в широком смысле являются нормативами жизни в обществе. Ценности – утверждения о должном с позиций культуры. Они представляют собой широкие принципы, лежащие в основе убеждений, определенных утверждений, которые люди считают истинными. Ценности – это абстрактные стандарты блага, а убеждения – частности, которые люди считают истинными или ложными» [5].

   Как полагал М. Рокич, ценность – это «устойчивое убеждение в том, что какая-либо форма поведения или конечного состояния существования является для человека или общества более предпочтительной, чем противоположная форма поведения или конечного состояния» [6].

   Стоит отметить, что ценности играют важную роль в системе социокультурных координат человека, особенно – в молодежном возрасте. Генезис системы ценностей позволяет добиться предсказуемости и социальной направленности в социальных практиках подрастающего поколения. Как справедливо отмечают исследователи, ценностные предпочтения непосредственно связаны со спецификой избирательного отношения к окружающему миру. Ценность и оценка – это единый комплекс, где ценность является характеристикой оцениваемого, а оценка – установление наличия или отсутствия ценности [7].

   Учитывая теоретическую и практическую значимость ценностной сферы общества, особенно для социализации и социального развития подрастающего поколения, в науке сформировалось особое направление, занимающееся анализом ценностей – аксиология. Среди различных разновидностей аксиологических учений выделяется и юридическая аксиология, сосредотачивающая свое внимание на проблемах ценности права, ценностного значения закона и государства. Юридическая аксиология – это учение о ценности права, о правовом (ценностно-правовом) значении закона (позитивного права) и государства [8].

   Исследователи, занимавшиеся проблематикой правовых ценностей, обратили внимание на важное значение институционально-правового содержания ценностных ориентаций в процессе социального взросления подрастающего поколения, осознания им мира, окружающих феноменов, явлений, процессов. В молодежном возрасте, так или иначе, детерминируется гносеологический кризис, связанный с недостатком социально значимой информации, которая в представлениях молодых людей могла бы быть однозначно маркированной как объективная, неангажированная. В данном случае ключевую роль могли бы сыграть правовые ценности, как фундамент социально одобряемого, не подвергающегося сомнениям, мировосприятия. Однако во многих случаях этому препятствует общий духовно-нравственный, ценностный кризис, который распространяется и на сферу правовых ценностей. При этом истоки кризиса связаны с действием ряда объективных и субъективных факторов, связанных с кризисным состоянием основных социальных институтов, ответственных за социализацию и социальное развитие молодежи (семья, образование, массовая коммуникация и т.д.).

   Важность правовых ценностей для государства и общества подтверждается тем фактом, что основные правовые ценности и в целом право как ценность нашли свое закрепление в конституционных положениях о правах и свободах человека, их прирожденном и неотчуждаемом характере, о необходимости их соблюдения в правотворческой, правозащитной и правоприменительной деятельности государства, о правовых формах признания и защиты институтов и отношений гражданского общества, о разделении властей, правовом государстве и т.д. [9].

   Однако состояние духовно-нравственного кризиса, масштабные трансформации социокультурной системы привели к очень серьезному давлению на институциональные структуры права. Как отмечают исследователи, кризис культурных, духовных и морально-нравственных основ общества и личности прямо воспроизводится на правовую жизнь государства и приводит к обесцениванию права, нигилистическому отношению к правовым ценностям. Ни одна правовая система не может действенно и эффективно жить без присутствия разделяемых большей частью членов общества основополагающих ценностей права. Иерархии правовых ценностей не являются внеисторическими и вневременными категориями [10].

    Таким образом, важное значение правовых ценностей, как в духовной культуре общества, так и в личностной системе координат, не подвергается сомнению. Вместе с тем, трансформирующееся российское общество продуцирует состояние риска и неопределенности, что находит свое выражение в дисфункциональности ключевых социальных институтов и подсистем. Именно такая ситуация сложилась с институтами семьи и образования, в результате чего серьезно нарушился процесс усвоения основополагающих ценностных систем общества, в том числе – правовых ценностей. Утраченная информационно-вещательная инициатива в процессе формирования правовых ценностей с неизбежностью приводит к криминализации, росту девиантного поведения, нарушениям в процессе преемственности и смены поколений. При негативном сценарии развития событий в ближайшие годы наша страна рискует столкнуться с практически полным отсутствием влияния социокультурной системы на сознание и поведение людей. Происходит постепенная девальвация правовых ценностей, которые замещаются антиценностями криминального мира. Во многом это обусловлено отрицательным воздействием современной массовой потребительской культуры и масс-медиа, которые транслируют негативные для сознания подростков и молодежи идеалы, образцы, модели поведения. В погоне за прибылью, как следствие коммерциализации культуры и искусства, обыденным делом стали многочисленные фильмы, сериалы, ток-шоу и пр., лейтмотивом которых стала героизация криминала, преступников, различных девиантов. Именно так возникает манхеймовский «хаос антагонистических оценок», когда позитивное влияние агентов социализации (а иногда и такое воздействие не наблюдается, например, в дисфукнциональных, проблемных семьях) нивелируется антисоциальным и асоциальным влиянием индустрии культуры и масс-медиа. Если учитывать роль подростковых компаний, неформальных объединений молодежи, так называемой «улицы» в социализации и воспитании, можно отчетливо представить масштаб проблемы, касающейся глубокого кризиса ценностно-правовых основ современного социума.

   Как представляется, в сложившейся ситуации в числе первоочередных мер необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы переломить негативное массово-коммуникативное воздействие на  подрастающее поколение. С учетом роста социальной значимости глобальной компьютерной сети Интернет сделать это будет, безусловно, нелегко. Однако если пустить ситуацию на самотек, уже в ближайшие годы наш социум может столкнуться с феноменом блокировки коммуникаций взрослого общества по отношению к молодежи, в результате чего нарушится процесс формирования правовых ценностей. Как известно, усвоение и освоение правовых ценностей молодежью невозможно представить без социальной информации, представляющей собой концентрированное отражение опыта, культуры, традиций, жизненного уклада старших поколений.

Список литературы

1.     Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

2.     Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. 2007. № 4. С.37-43.

3.     Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. 2007. № 4. С.37-43.

4.     Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

5.     Масионис Дж. Социология. М., 2012. С. 68.

6.     Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб., 1999. С. 360.

7.     Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социс. 2008. № 2. С. 83–90.

8.     Политико-правовые ценности: история и современность / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2000. С.6.

9.     Политико-правовые ценности: история и современность / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2000. С.3.

10. Михайлов С.В. Правовые ценности: теоретико-правовой аспект: дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2011. С.3-4.