Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О СООТНОШЕНИИ ИСЛАМА И НЕКОТОРЫХ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СВОБОД НА ПРИМЕРЕ КОНСТИТУЦИИ ИРАКА

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Вопрос о соотношении ислама и демократии не является простым. Исследователями высказываются различные точки зрения, как о вполне возможной совместимости и непротиворечии, так и о полной несовместимости. Однозначного подхода к данной проблеме на сегодняшний день не существует.

      Сторонники полной совместимости  демократии  и  ислама,  к  примеру, Бузаров А.И., в своих  работах утверждают, что «конкретно в Коране, закреплены и гарантированы такие свободы, как: свобода религиозных верований…», а также приводят примеры веротерпимости ислама. 1 Однако, это положение носит двойственный характер, так как в тексте самого Корана можно найти противоположные утверждения. Так, Сура 9:29 гласит:

«Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными.».2 Шейх Сулейман ибн Абдуллах пишет :

     «А смысл свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, состоит в том, что никто не обладает правом на поклонение, кроме одного Бога, то есть Аллаха, у которого нет сотоварища».3

    Рассмотрим этот вопрос на примере Конституции Ирака. Иракская конституция имеет резко выраженные особенности, что делает ее ситуативной. Она отражает в своем содержании те условия, ту политическую обстановку, в которой она  была принята. По этой причине некоторые нормы имеют характер ad hoc. Так, например, ст.7 особо выделяет и запрещает партию Saddamistbaath.4 П. e ч.1 ст.9 устанавливает, что иракское правительство должно выполнять международные соглашения относительно нераспространения и прекращения производства ядерного, химического и биологического оружия. Как отмечает В.П. Юрченко, «В целом, новый основной закон «имеет относительно демократический характер; хотя не в полной мере отражает сложившуюся в стране политическую ситуацию».5

    Конституция Ирака уже в ст. 2 провозглашает ислам официальной религией государства, и, кроме того, основным источником законодательства. Ст. 3 подчеркивает принадлежность Ирака к исламскому миру. Уже в Преамбуле основного закона иракского государства мы видим, как подчеркивается место и значимость мусульманской религии для общества. Она начинается словами «во имя Аллаха, всемилостивого, всемилосердного». Далее следует цитата из Корана, а сам текст преамбулы содержит признание власти Аллаха. Весь текст Конституции пронизан упоминанием о религии.

   Глава вторая Конституции Ирака называется «Свободы» и перечисляет права и свободы, предоставленные иракским гражданам. На первый взгляд, собрание статей данного раздела уничтожает любую дискриминацию, основанную на признаке пола, этнической принадлежности или религии. Например, статья 14 Конституции Ирака ясно устанавливает, что иракцы равны перед законом без дискриминации по признаку пола, этнической принадлежности, национальности, происхождения, цвета кожи, религии, принадлежности к сектам, вероисповедания, убеждений, социального или экономического статуса. Кроме того, статья 41 Конституции гласит, что каждый человек имеет право на свободу мысли и совести.

    Думается, что при реализации данного положения, а именно недискриминации по признаку пола, существующие институты полигамии и развода будут радикально изменены, так как действующие законы относятся к мужчинам и женщинам неодинаково.

 

1 А.И. Бузаров. Демократические свободы ислама. URL:http://www.sworld.com.ua/konfer31/26.pdf (дата обращения 10.06.2015)

2 Коран. URL: http://vkorane.info/9-%d1%81%d1%83%d1%80%d0%b0-%d0%bf%d0%be%d0%ba%d0%b0%d1%8f%d0%bd%d0%b8%d0%b5/(дата обращения 10.06.2015)

3 О смысле слов «Нет божества, кроме Аллаха». URL:http://www.sawab.info/smysl-shahady/ (дата обращения 10.06.2015)

4 Конституция республики Ирак от 15 октября 2005 года. http://constitutions.ru/?p=6109 ( дата обращения 03.06.2015 )

5 В.П. Юрченко. Ирак – 2005: некоторые итоги. URL: http://www.iimes.ru/?p=4113 (дата обращения 09.06.2015)


    Так, многоженство является механизмом, который благосклонно относится к мужчинам, позволяя им иметь несколько жен, однако, не распространяя на женщин ту же самую привилегию. Если иракцы действительно в настоящее время равны перед законом без дискриминации по признаку пола, как точно указывает новая Конституция, то женщины должны иметь возможность иметь до четырех супругов. Хотя, мысль о том, что несколько супругов будут иметь несколько супругов, иначе говоря, ситуация, когда каждый из супругов может иметь еще по три супруга, является пугающей, появление гендерного равенства в режиме полигамного брака потребует этого. Учитывая социальные последствия такой общедоступной полигамии, возникает мысль о полной отмене этой практики. В любом случае, продление права на несколько браков для мужчин, в то время как это право отрицается для женщин, будет явно нарушать недавно закрепленные конституционные принципы недискриминации по признаку половой принадлежности.

   В вопросах, относящихся к разводу, женщины обязательно должны иметь возможность ссылаться на каждый способ прекращения брака, который доступен для мужчин. Возможность завершить брак путем развода должна распространяться на женщин, позволяя жене прекратить брак аналогично мужьям. В области временного брака, он должен считаться законным, когда и мужчины, и женщины смогут в одностороннем порядке расторгнуть соглашение, так как истинное гендерное  равенство не может придерживаться наделения такой властью только супруга - мужчины.

   После развода, истинная недискриминация по признаку половой принадлежности потребует или отмену периода идды для женщин, или введение аналогичных требований периода ожидания для мужчин. Это совершенно несправедливо - лишить женщин права вступить в повторный брак в течение определенного времени, не навязывая такое требование для разведенных или овдовевших мужчин. Таким образом, положения, относящиеся к идде, или получат применимость к обоим полам, или будут установлены совершенно неконституционными.

   Если эти конституционные положения будут истолкованы таким образом, чтобы действительно обеспечивать истинное равенство обоих полов, далее последует вполне предсказуемое воздействие на определенные специфические положения Гражданского кодекса Ирака. Например, в соответствии с положениями Кодекса, опекуном несовершеннолетнего является его отец. Если отец имеет опекуна, то этот опекун также является опекуном несовершеннолетнего. Если несовершеннолетний не имеет отца (и также опекуна отца), то дед несовершеннолетнего является его или ее опекуном. Если у деда есть опекун, то этот опекун является также опекуном несовершеннолетнего. Если у несовершеннолетнего нет ни отца, ни деда, то суд или выбранный и назначенный судом опекун становится опекуном несовершеннолетнего. Этот режим опеки благосклонно относится к мужчинам и совершенно пренебрегает женщинами. Прямое прочтение новых конституционных положений будет превращать такие статьи в неконституционные, поскольку они отдают предпочтение мужской опеке. Конечно, режим опеки является не единственным примером. Любое аналогичное положение в иракском гражданском праве, отдающее предпочтение мужчинам или исключающее женщин, также должно быть отменено.

Список литературы

1.     Бузаров А.И. Демократические свободы ислама. URL: http://www.sworld.com.ua/konfer31/26.pdf (дата обращения 10.06.2015)

2.     Конституция республики Ирак от 15 октября 2005 года http://constitutions.ru/?p=6109 ( дата обращения 03.06.2015 )

3. Коран. URL: http://vkorane.info/9-%d1%81%d1%83%d1%80%d0%b0-%d0%bf%d0%be%d0%ba%d0%b0%d1%8f%d0%bd%d0%b8%d0%b5/ (дата обращения 10.06.2015)

4.     О смысле слов «Нет божества, кроме Аллаха». URL:http://www.sawab.info/smysl-shahady/ (дата обращения 10.06.2015)

5.     Юрченко В.П. Ирак – 2005: некоторые итоги. URL: http://www.iimes.ru/?p=4113 (дата обращения 09.06.2015)