04 марта 2016г.
Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) 50 млн. жителей мира получают повреждения различной тяжести, погибают более 1,2 млн. человек. По официальным данным Госавтоинспекции МВД России, в нашей стране каждый год фиксируется около 200 тысяч пострадавших и около 27 тысяч погибших в ДТП. В период 2010-2014 гг. в России зарегистрировано 980591 ДТП, вследствие которых погибли 132548 человек, получили травмы различной тяжести 1048039 человек, из которых около 50 тыс. стали инвалидами. Несчастные случаи с участием транспортных средств (ТС) являются источником огромных социальных и финансовых издержек для общества в целом. Неслучайно дорожно-транспортный травматизм характеризуют как травматическую эпидемию, требующую серьѐзных противоэпидемических мер борьбы и профилактики.
Уровень обеспеченности автомобилями в городе Краснодаре составляет 430 единиц на 1 тыс. жителей, что показателей Москвы (380) и Краснодарского края (290). В период с 2010 по 2014 годы в Краснодарском крае произошло 33247 ДТП, в которых пострадали 39701 человек, из них 6069 погибли. В г.Краснодаре за этот период в автоавариях получили повреждения 7707 человек. По данным годовых отчетов ГБУЗ «Бюро судебно- медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения Краснодарского края, количество экспертиз и освидетельствований в случаях автомобильной травмы в 2014 году по сравнению с 2010 годом возросло на 76% (Рисунок 1).
Цель
исследования - изучение структуры и динамики несмертельного дорожно-транспортного травматизма (ДТТ), анализ случаев несмертельной автомобильной внутрисалонной травмы.
Материалы и методы.
Произведен ретроспективный анализ 1621 заключений экспертов и актов судебно-медицинских освидетельствований, выполненных в отделе судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц ГБУЗ «Бюро СМЭ» за 2013 год в случаях автомобильной травмы. Информацию обрабатывали при помощи программы Microsoft Excel 2010 с использованием для обработки таких данных как пол, возраст, расположение пострадавших, место, время, вид происшествия, локализация повреждений, причиненный вред здоровью.
Результаты
исследования.
Среди пострадавших на долю мужчин пришлось 55,6%, женщин – 44,4%. Возрастная структура: грудной возраст (возраст до 1 года) – 0,18%, раннее детство (1-2 года) – 0,55%, первый период детства (3-7 лет) – 1,42%, второй период детства (8-12 лет) – 2,84%, подростковый возраст (13-16 лет у мужчин, 12-15 лет у женщин) – 3,08%, юношеский возраст (17-21 лет у мужчин, 16-20 лет у женщин) – 10,43%, первый период зрелого возраста (22-35 лет у мужчин, 21-35 лет у женщин) – 44,4%, второй период зрелого возраста (36-60 лет у мужчин, 36-55 лет у женщин) – 24,43%, пожилой возраст
(61-75 лет у мужчин,
56-75 лет у женщин) – 9,87%,
старческий возраст (76-90 лет) – 2,65%, долгожители (старше 90 лет) – 0,12% (Рисунок 2).
Наибольшее количество случаев регистрировалось в октябре, августе и мае. Меньше всего случаев было зарегистрировано
в
феврале
(Рисунок 3).
Следует
отметить, что в большинстве
случаев
между
ДТП и обращением в Бюро СМЭ, проходило различное время (от нескольких дней до 2-3 недель), что было связано с нахождением пострадавшего на лечении в медицинской организации.
При анализе оценки причиненного вреда здоровью легкий вред установлен у четверти пострадавших, средний – в 18,1% случаев, тяжкий вред отмечен в 24,2%: 47,8% - по признаку опасности для жизни, 52,2% по признаку стойкой утраты общей трудоспособности более чем на одну треть; у 24,8% вреда здоровью не зарегистрировано, в 7,7% случаев вред здоровью экспертом определен не был в связи с непредставлением необходимой медицинской документации или противоречивостью данных клинического обследования.
Доля внутрисалонной травмы составила 44% от общего числа дорожно-транспортной травмы. Почти в половине случаев пострадавшим был водитель, 22% приходилось на пассажиров переднего сидения, 10% пострадавших являлись пассажирами заднего сидения; в каждом пятом случае место пострадавшего в салоне автомобиля указано не было (Рисунок 4).
Анализ характера повреждений показал, что травма головы встречалась более чем в половине случаев как у водителей, так и пассажиров переднего сиденья
- 58,5% и 55,6% соответственно (Табл.1). При этом у водителей повреждения мягких тканей головы были зафиксированы в 52,2% случаев, внутричерепная травма выявлена в 20,3%, переломы черепа - 5,3%; среди пассажиров переднего сидения - 52,6%, 26,6% и 9,6% соответственно.
Таблица 1
Характер повреждений головы и их частота (в %)
Характер повреждений
|
Водители
|
Пассажиры
|
Повреждения мягких тканей головы
|
Ушибы
|
18,1
|
14
|
Ссадины
|
6,6
|
12
|
Раны
|
16,6
|
14
|
Ушибы и ссадины
|
5
|
2,7
|
Раны и ссадины
|
3,4
|
1,5
|
Переломы черепа
|
Лицевой отдел
|
5,4
|
5
|
Мозговой отдел
|
1
|
0,7
|
Сочетанные переломы
|
0,3
|
0,7
|
Внутричерепная травма
|
Сотрясение головного мозга
|
13,8
|
18,3
|
Ушиб головного мозга
|
5
|
6,3
|
Внутримозговое кровоизлияние
|
0,6
|
2,5
|
Повреждения шеи были обнаружены у 8% водителей и 5% пассажиров переднего сидения. При этом повреждения мягких тканей шеи в виде ушибов и ссадин – у 3,8% водителей и 4,2% пассажиров переднего сидения; переломы и вывихи шейных позвонков – у 4,4% водителей и у 0,7% пассажиров.
Частота повреждений грудной клетки составила 22,5% среди водителей и 23,9% пассажиров переднего сидения (Табл.2)
Таблица 2
Характер повреждений грудной клетки и их частота (в %)
Характер повреждений
|
Водители
|
Пассажиры
|
Повреждения мягких тканей
|
19,1
|
15,6
|
Переломы костей
|
Ребра
|
7,8
|
10
|
Грудина
|
2,8
|
4,2
|
Грудные позвонки
|
0,9
|
4,2
|
Лопатка
|
0,6
|
1,4
|
Травма внутренних органов
|
Ушиб легких
|
4,6
|
7,8
|
Гемоторакс
|
1,5
|
2,8
|
Пневмоторакс
|
0,6
|
2,1
|
Гемопневмоторакс
|
0,6
|
2,8
|
Среди травм внутренних органов грудной клетки были выявлены случай сочетанного ушиба легких и сердца у водителя и случай развития разрыва легкого у пассажира переднего сидения. Редко встречались и повреждения органов брюшной полости: изолированные разрывы печени, селезенки и их сочетание; частота встречаемости этих повреждений среди водителей
и пассажиров
переднего сидения следующая: 1%
и 5%, 1,5% и 3,5%, 0,3% и 2,1% соответственно.
Переломы и вывихи поясничных позвонков были установлены в 2,8% случаев среди водителей, в 4,2% среди пассажиров переднего сидения; переломы костей таза – в 4,6% и 4,9% случаев соответственно. Структура переломов костей верхних и нижних конечностей представлена в Табл.3.
Таблица 3
Локализация переломов конечностей и их частота (в %)
Локализация перелома
|
Водители
|
Пассажиры
|
Кости верхних конечностей
|
Плечо
|
0,9
|
2,1
|
Предплечье
|
3,8
|
6,3
|
Кисть
|
1,2
|
2,8
|
Кости нижних конечностей
|
Бедро
|
4,7
|
9,8
|
Голень
|
2,8
|
4,2
|
Стопа
|
0,3
|
0,7
|
Выводы.
Для несмертельной травмы в салоне автомобиля, по нашим данным, наиболее характерным являлось повреждение головы, выявленное более чем в половине случаев как у водителей, так и у пассажиров (58,5% и 55,6%), при этом у последних повреждения мягких тканей встречались в 1,3 раза чаще, переломы черепа выявлялись с одинаковой частотой, внутричерепные травмы чаще обнаруживались у пассажиров; повреждения в области шеи фиксировались достаточно редко (у 8% водителей и 5% пассажиров), более чем у половины (55%) водителей травма шеи была представлена переломами и вывихами позвонков, среди пассажиров такие повреждения выявлялись в 4 раза реже; при травме грудной клетки у водителей чаще всего повреждались мягкие ткани, в то время как у пассажиров чаще травмировался костный каркас грудной клетки с повреждением внутренних органов; травма живота в целом возникала реже, чем травма грудной клетки, разрывы печени и селезенки встречались чаще у пассажиров; переломы костей конечностей обнаруживались в среднем в 2 раза чаще у пассажиров переднего сидения.