Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВРАЧЕБНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
04 марта 2016г.
В совокупности с клиническими данными медицинское познание представляет методологический интерес для философии науки в плане решения вопроса о том, как возможно конкретно-научное знание о человеке и его потенциале. Философия всегда претендовала на статус целостного универсального учения о человеке, постоянно углубляющего представления о сущности медицинского знания, возможностях медицины конструировать единую теорию человека и его здоровья как субъекта истории и культуры. Как объект медицинского познания и практики человек обладает не только физическим телом, но и социокультурной телесностью, исследуемой   в качестве субстрата его социальных и духовно-личностных свойств. Объектом медицинского познания и практической деятельности является также мировоззрение человека, обладающее саногенетическим и терапевтическим потенциалом. Анализ философской основы медицины и человеческого мировоззрения позволяет глубже изучать закономерности организма во взаимосвязях и отношениях со средой, прогнозировать многие его состояния.

Медицинское мировоззрение, являясь когнитивной основой лечебных процедур, в то же время в качестве теорий, верований и взглядов выступает инструментом терапевтического воздействия, т. е. является непосредственным ‖средством лечения‖ с различной эффективностью в различных направлениях медицины [3, с. 12]. В подготовке врача мировоззрение выступает основанием формирования принципа ‖методологической уверенности‖ или убежденности в адекватности собственных представлений о мире, человеке, ‖правильности‖ применяемых методов диагностики и лечения, которая является одной из важных квалификационных характеристик врача [1, с. 404]. «Врачебное мировоззрение» или «мировоззрение врача» - основа клинического мышления. Данным термином обозначается целостная совокупность представлений, используемых в профессиональной лечебной деятельности или конкретной школой медицины. Комплекс объединяет представления о сущности, механизмах развития болезни и лечении в пределах той картины мира, которая доступна при общении врача и больного. В целом, это представления – от общефилософских до специализированных. Врачебное мировоззрение как один из непосредственных инструментов лечебного воздействия на организм больного, имеет  чрезвычайную значимость, а для  представителей некоторых специальностей и школ медицины вообще является главным. Например, в психотерапии, психоанализе, в ряде азиатских и множестве других направлений медицины лечение реализуется исключительно воздействием врачебного мировоззрения на обыденное мировоззрение. Это происходит во всех случаях, когда фактором врачевания является слово и информация в системе еѐ распознавания и восприятия.1

Содержание врачебного мировоззрения состоит в его соотношении с истиной. Как правило, оценке подлежит в основном, эффективность врачебного мировоззрения. «Можно утверждать, что эффективность психотерапевтического воздействия врача-материалиста, осуществляемого на основе научной картины мира, практически та же, что и психотерапевтического воздействия китайского иглотерапевта, исцеляющего в рамках буддистской энергетической картины мира»2. К важным элементам квалификации врача относится также интенсивность врачебного мировоззрения, то есть степень убеждѐнности в правильности и адекватности лечебных мероприятий. Она формируется на базе представлений о механизме функционирования организма, механизма развития, распознавания и диагностики болезней в рамках данной картины мира.

Процесс формирования мировоззрения врача тесно связан с научно-практической деятельностью. На начальных этапах он обусловлен обучением, ориентацией на авторитеты, позже – практической деятельностью, которая способна преобразовывать мировоззрение врача, полученное им при обучении. В случае ослабления или изменения последнего эффективность результатов профессиональной деятельности снижается и часто заканчивается сменой системного мировоззрения (сначала в узкопрофессиональной, а затем и в философской сфере.) Сегодня это явление часто наблюдается в процессе перехода врачей из области классической медицины в другие сферы медицины (например, гомеопатию, иглотерапию и др.). Врачебное мировоззрение находится под постоянным давлением большого количества фактов, поставляемых экспериментальной биологией и практической медициной, которые обладают разнонаправленным мировоззренческим потенциалом. Поэтому врачебное мировоззрение должно обладать устойчивостью к внешним воздействиям, и одновременно быть гибким для усвоения новой научной информации. Кроме того, учитывая то, что процедура лечения является двух субъектным процессом, мировоззрение и его компоненты выступают и в качестве единого понятийного языка, то

есть как инструмент коммуникации3. Таким образом, врачебное мировоззрение как основа клинического

мышления должно обладать такими профессионально необходимыми характеристиками, как интенсивность (убеждѐнность в правильности лечебного действия), устойчивость и гибкость. Использование инструментальных свойств мировоззрения в практической медицине, прямое использование философских когнитивных конструкций в качестве факторов терапии, реальная конкуренция разных направлений медицины, обладающих различной методологической базой, делают необходимым существенное повышение уровня методологической подготовки врача, формируемого в обучении. Это касается как общей философской подготовленности и сферы частнонаучной методологии, более полное владение которыми позволит врачу эффективнее использовать свой потенциал в практической работе.

Сегодня  необходимо  использование  в  медицине  специфического  ‖инструментария‖  философии  и психологии, что очевидно в отношении методов рефлексии, использование которых в диагностике и лечении увеличивает их эффективность. Мировоззрение обладает определѐнным терапевтическим потенциалом. Одной из его составляющих является процесс формирования врача. Специфика врачебной подготовки существенно отличается от генезиса любого другого специалиста. Врач - это специалист, который профессионально работает с психикой больного, что требует, во-первых, определѐнной техники, и во-вторых, приобретения специфических личностных характеристик. Последние наиболее точно описывает термин «обретение врачебной власти»,«исцеляющей власти», которая носит специальный характер и реализуется в сфере психики и тела больного. Эта власть присутствует в той или иной степени всегда, выступая в качестве инструмента лечебного воздействия4. В психоанализе, психотерапии, в некоторых азиатских и многих других направлениях медицины лечение реализуется практически только словесными воздействиями в русле принятого мировоззрения. Лечебное воздействие оказывает не только слово, но и свойства личности врача в совокупности с техникой такого словесного воздействия. «Целительная власть» формируется в ходе профессионального становления и проистекает от ощущения полноты знания и внутренней убежденности в правильности своих диагностических и лечебных действий. В качестве их эталона выступает динамично изменяющаяся каждые несколько лет прогрессивная линия в данной области медицины. В свою очередь, источником целебной власти в практической медицине выступает процесс врачебного труда по освоению современных медицинских теорий и практических рекомендаций, т. е. профессиональных аспектов мировоззрения.

  

1 Слесарев В.О. Теория и методология философского обеспечения медицины. Саранск: Тип. «Красный Октябрь»,1998. - С. 54.

2 Там же..


Особенность преподавания методологических дисциплин в структуре медицинского образования обусловлена двумя обстоятельствами: специфичностью роли методологии в подготовке врача, и, особенностями исторического этапа эволюции самой методологии. Преподавание методологических дисциплин студентам- медикам имеет исключительное значение для формирования мышления и адекватных знаний о мире, чувства

‖методологической уверенности‖ как важной характеристики профессиональной квалификации врача. Гносеологические (когнитивные) и праксеологические аспекты медицинских теорий и методологий до сих пор сочетаются достаточно противоречиво, имеют различную динамику и источники развития. Важно трансформировать методологию в идеологию, ибо идеология как форма неальтернативного понимания мира становится основанием формирования методологической уверенности врача.

Критическая оценка медицинских знаний, накопившихся к концу ХХ века, привела к рождению концепции доказательной медицины [5,6]. Сегодня меняется мировоззрение врача, мы должны повлиять на появление нового врачебного кодекса, основанного на доказательствах.

Изменение врачебного мировоззрения связано с появлением медицины, основанной на проведении крупномасштабных клинических исследований, с проверкой теории и результатов экспериментов по правилам Надлежащей клинической практики (Good Clinical Practice; GCP). «GCP» - представляет собой международный этический и научный стандарт планирования и проведения исследований с участием человека в качестве субъекта, а также документального оформления и представления результатов таких исследований.

Причиной появления доказательной медицины стал накопившийся объем медицинской информации, ускорение темпов сбора данных, неадекватность и запаздывание знаний из традиционных источников, разнообразие и неоднозначность клинических ситуаций. Клиницист обязан ориентироваться в информационных потоках, по возможности – управлять ими, рационально использовать часто ограниченные ресурсы здравоохранения. Для ведения пациента допустимо использовать только технологии, полезность которых доказана доброкачественными исследованиями. Доказательная медицина меняет мировоззрение, "превращая врачебную практику из искусства в науку" [2]. Формирование клинического мышления на основе знаний по доказательной медицине становится необходимым.

Приближение конвергентных технологий как нового этапа интеграции научного знания к естественнонаучным процессам является основанием для движения естествознания и медицинской науки в направлении создания техносферы как  органической части природы, новой технической и нанотехнической культуры, меняющих границы метафизического мира человека, объединяя альтернативные подходы и методологии - естественнонаучную и социогуманитарную [4, с. 339] - к познанию его особенностей и состояний. Потому современный медицинский профессионализм возможен лишь в единстве с его философской составляющей, формирующей целостность мировоззрения и нравственность сознания в современных социальных условиях. По этой причине медицинское познание сочетает как естественнонаучные, так и гуманитарные его элементы и в современных условиях рассматривается как взаимосвязь естественнонаучных, гуманитарных и технологических элементов.



Список литературы

1.     Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. - М.: Прогресс, 1995. - 608 с.

2.     Кельмансон И. А. Принципы доказательной медицины / И. А. Кельмансон. – СПб.: ООО "Издательство Фолиант", 2004. – 240 с.

3.     Сержантов В.Ф., Корольков А.А. Познание человека и пути воздействия философии на медицину // Философия и медицина. Сб. науч. тр. / Под ред. Сержантова В. Ф., Королькова А. А. - Л: Изд-во Ленинградского университета.-1986. - С. 3-38.

4.     Песоцкая Е. Н. К вопросу об этническом менталитете как факторе сохранения культурных и национальных традиций в условиях процесса глобализации (социально-философский анализ).//Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. № 1. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2009. - С. 338-343.

5.     Флетчер Р. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины / Р. Флетчер, С. Флетчер, Э. Вагнер; пер с англ. С. Е. Бащинского, С. Ю. Варшавского. - М.: Медиа Сфера, 1998. - 352 с.

6.     Хенеган К. Доказательная медицина / К. Хенеган, Д. Баденоч; пер. с англ. под ред. В. И. Петрова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 128 с.