Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ВРАЧАМИ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИЕМАМИ РЕАНИМАЦИИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
29 июля 2017г.

Практический опыт показывает, что повышение  эффективности преподавания может быть достигнуто внедрением в учебный процесс активных методов обучения, ориентированных на приобретение навыков, позволяющих решать поставленную задачу на новом, более качественном уровне.

На кафедре мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф выполнена научная работа по оценке организации последипломного обучения врачей по медицине катастроф.

В роли экспертов выступали врачи-слушатели, обучающиеся в Университете, профессорско- преподавательский состав кафедр медицины катастроф различных учебных заведений РФ, специалисты территориальных и региональных центров медицины катастроф, врачи различных учреждений здравоохранения, которые принимали участие в ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Была разработана анкета, которая включала более 120 вопросов и состояла из 3-х разделов:

1. Общие сведения.

2. Организация усовершенствования по медицине катастроф.

3. Программа обучения по медицине катастроф.

Большую часть анкетируемых составляли врачи терапевтического профиля - 64,3%, врачи хирургического профиля -21,4%, организаторы здравоохранения - 7,9%, врачи педиатрического профиля - 6,5%.

Среди них молодые специалисты со стажем работы до 5 лет составляли 27,2%. На долю врачей, имеющих больший стаж работы (6-10 лет), приходилось - 12,7%, 11-20 лет - 22,9%, 21-30 лет -24,2%, 31-40 лет -10%, более 40 лет- 3%.

При рассмотрении должностей, занимаемых анкетируемыми врачами, было выявлено, что основную массу (65%) составляли врачи - ординаторы отделений, на долю заместителей главных врачей по ГО и ЧС приходилось 14,7%, заведующих отделениями -9,6%, профессорско-преподавательского состава - 6,4%, главных врачей-4,3%.

Типы учреждений, в которых работали эксперты, были представлены следующим образом: на долю больниц приходилось 38,3%, поликлиник - 25,9%, других медицинских учреждений (санаторий, МСЧ и т.д.) -    21%, образовательных учреждений -6,4%, диспансеров - 4,5%, органов управления здравоохранением.- 3,8%.

Особого внимания заслуживает тот факт,  что  из  общего  количества врачей всего 13,4% непосредственно участвовали в ликвидации медицинских последствий ЧС, а 11,3% лечебных учреждений, в которых работали анкетируемые, оказывали медицинскую помощь пораженным из очагов массовых санитарных потерь. Эти данные свидетельствуют, что большинство врачей не имеют практического опыта работы в ЧС, а это является весомым аргументом в необходимости обязательного обучения медицине катастроф в системе последипломного образования.

Ключевым этапом исследования стала экспертная оценка различных тем занятий и уровень владения приемами реанимации. Наибольший интерес у врачей-слушателей вызвали следующие темы - «Медицинская сортировка на этапах медицинской эвакуации», «Неотложная терапевтическая помощь при угрожающих жизни обстоятельствах», «Медицинские средства профилактики, оказания помощи и пораженных ОВ, АХОВ и ионизирующим излучением», «Специализированная терапевтическая помощь», «Организация работы этапов медицинской эвакуации при массовом поступлении раненых и больных», «Средства индивидуальной и коллективной защиты», «Травматический шок». Эти результаты практически полностью совпадают с учебно-тематическими планами, которые использует кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф при проведении усовершенствования врачей разных специальностей.

Самое главное, что проведенное исследование позволило оценить степень готовности врачей разных специальностей, в зависимости от стажа работы, занимаемой должности, возраста, региона проживания к проведению реанимационных мероприятий.

Уровень владения врачами разных специальностей приемами реанимации существенно влияет на качество оказания медицинской помощи в ЧС. Необходимо отметить, что 83% анкетируемых дали положительный ответ на этот вопрос. Среди них 97,3% врачей хирургического профиля, 82,4% врачей педиатрического профиля, 78,8% врачей терапевтического профиля, 78,6% организаторов здравоохранения ответило положительно на вопрос о владении приемами реанимации.

Но с другой стороны почти каждый пятый врач (17%) не владеет этими важнейшими навыками, что требует целенаправленной подготовки на профильных клинических кафедрах.

Среди опрашиваемых врачей, занимающих различные должности, наибольший процент умеющих пользоваться аппаратурой искусственной вентиляции легких (ИВЛ) приходится на профессорско- преподавательский состав и заместителей главных врачей по ГО и ЧС соответственно 67,6% и 48,7%. Врачи-ординаторы отделений продемонстрировали  худший  результат - 30,6%. Это настораживает, поскольку именно ординаторы должны владеть этими навыками в первую очередь.

Показательно, что общий врачебный стаж практически не влияет на умение пользоваться аппаратурой ИВЛ, так как более половины опрошенных врачей не владеет этим навыком. Обоснованную озабоченность вызывает и тот факт, что 62,7% врачей не умеют пользоваться аппаратурой предназначенной для проведения ИВЛ.

Практически все возрастные группы врачей демонстрируют примерно одинаковый низкий процент умения пользоваться аппаратурой ИВЛ (31,72-36,9%). Больший процент владения этим навыком - 50,5% приходиться на возрастную группу в возрасте 51-60 лет (рис. 1).


Установлено, что методикой переливания крови владеют 64,2% врачей терапевтического профиля и всего 21,3% врачей хирургического профиля. Педиатры и организаторы здравоохранения показали невысокий уровень владения этим навыком 6,4% и 7,9% соответственно.

Более половины врачей хирургического профиля – 69,9% владеют техникой интубации трахеи и трахеотомии. Организаторы здравоохранения и педиатры соответственно показали 28,5% и 29,4%. Что касается врачей терапевтического профиля, то лишь 20% из них дали положительный ответ на этот вопрос (рис. 2).


Необходимо отметить, что среди всех указанных в анкете приемов реанимации умение проводить эти мероприятия продемонстрировали незначительное количество врачей - ординаторов – 31,9%. На вопрос об умении пользоваться методикой катетеризации мочевого пузыря указало 56,9% врачей-ординаторов, из них врачи хирургического профиля составили 84,9%, терапевты 50% и примерно такие же показатели продемонстрировали организаторы здравоохранения и педиатры.

Одно из важнейших реанимационных мероприятий, а именно владение методикой пункции магистральных вен указали 51% врачей, хирурги – 77,8%, педиатры – 38,2%, организаторы здравоохранения – 57,1%, терапевты – 42,6%.

Таким образом, проведенное исследование показывает существенные недостатки во владении врачами реанимационными методиками, а значит недостаточно эффективным обучениям на профильных кафедрах по этим вопросам и обязывает внести коррективы в учебный процесс.

 

Список литературы

 

1.       Проблемы  управления  качеством  образования  в  гуманитарном  вузе:   материалы     XII Международной научно-практической конференции, 26 октября 2007 года. – СПб.: СПбГУП, 2007. – С.112.

2.   Сборник научных работ врачей 442 окружного военного клинического госпиталя Министерства обороны Российской Федерации. – СПб. – 2011. – С.63-66.

3.      Сборник научных работ профессорско-преподавательского состава кафедры военной и экстремальной медицины (к 70-летию со дня основания кафедры). – СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2003. – С.12-15.