29 июля 2017г.
Практический опыт показывает, что повышение эффективности преподавания может быть достигнуто внедрением в учебный процесс активных методов обучения, ориентированных на приобретение навыков, позволяющих решать поставленную задачу на новом, более качественном уровне.
На кафедре мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф выполнена научная работа по оценке организации последипломного обучения врачей по медицине катастроф.
В роли экспертов выступали врачи-слушатели, обучающиеся в Университете, профессорско- преподавательский состав кафедр медицины катастроф различных учебных заведений РФ, специалисты территориальных и региональных центров медицины катастроф, врачи различных учреждений здравоохранения, которые принимали участие в ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.
Была разработана анкета, которая включала более 120 вопросов и состояла из 3-х разделов:
1. Общие сведения.
2. Организация усовершенствования по медицине катастроф.
3. Программа обучения по медицине катастроф.
Большую часть анкетируемых составляли врачи терапевтического профиля - 64,3%, врачи хирургического профиля -21,4%, организаторы здравоохранения - 7,9%, врачи педиатрического профиля - 6,5%.
Среди них молодые специалисты со стажем работы до 5 лет составляли 27,2%. На долю врачей, имеющих больший стаж работы (6-10 лет), приходилось - 12,7%, 11-20 лет - 22,9%, 21-30 лет -24,2%, 31-40 лет -10%, более 40 лет- 3%.
При рассмотрении должностей, занимаемых анкетируемыми врачами, было выявлено, что основную массу (65%) составляли врачи - ординаторы отделений, на долю заместителей главных врачей по ГО и ЧС приходилось 14,7%, заведующих отделениями -9,6%, профессорско-преподавательского состава - 6,4%, главных врачей-4,3%.
Типы учреждений, в которых работали эксперты, были представлены следующим образом: на долю больниц приходилось 38,3%, поликлиник - 25,9%, других медицинских учреждений (санаторий, МСЧ и т.д.) - 21%, образовательных учреждений -6,4%, диспансеров - 4,5%, органов управления здравоохранением.- 3,8%.
Особого внимания заслуживает тот факт, что из общего количества врачей всего 13,4% непосредственно участвовали в ликвидации медицинских последствий ЧС, а 11,3% лечебных учреждений, в которых работали анкетируемые, оказывали медицинскую помощь пораженным из очагов массовых санитарных потерь. Эти данные свидетельствуют, что большинство врачей не имеют практического опыта работы в ЧС, а это является весомым аргументом в необходимости обязательного обучения медицине катастроф в системе последипломного образования.
Ключевым этапом исследования стала экспертная оценка различных тем занятий и уровень владения приемами реанимации. Наибольший интерес у врачей-слушателей вызвали следующие темы - «Медицинская сортировка на этапах медицинской эвакуации», «Неотложная терапевтическая помощь при угрожающих жизни обстоятельствах», «Медицинские средства профилактики, оказания помощи и пораженных ОВ, АХОВ и ионизирующим излучением», «Специализированная терапевтическая помощь», «Организация работы этапов медицинской эвакуации при массовом поступлении раненых и больных», «Средства индивидуальной и коллективной защиты», «Травматический шок». Эти результаты практически полностью совпадают с учебно-тематическими планами, которые использует кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф при проведении усовершенствования врачей разных специальностей.
Самое главное, что проведенное исследование позволило оценить степень готовности врачей разных специальностей, в зависимости от стажа работы, занимаемой должности, возраста, региона проживания к проведению реанимационных мероприятий.
Уровень владения врачами разных специальностей приемами реанимации существенно влияет на качество оказания медицинской помощи в ЧС. Необходимо отметить, что 83% анкетируемых дали положительный ответ на этот вопрос. Среди них 97,3% врачей хирургического профиля, 82,4% врачей педиатрического профиля, 78,8% врачей терапевтического профиля, 78,6% организаторов здравоохранения ответило положительно на вопрос о владении приемами реанимации.
Но с другой стороны почти каждый пятый врач (17%) не владеет этими важнейшими навыками, что требует целенаправленной подготовки на профильных клинических кафедрах.
Среди опрашиваемых врачей, занимающих различные должности, наибольший процент умеющих пользоваться аппаратурой искусственной вентиляции легких (ИВЛ) приходится на профессорско- преподавательский состав и заместителей главных врачей по ГО и ЧС соответственно 67,6% и 48,7%. Врачи-ординаторы отделений продемонстрировали худший результат - 30,6%. Это настораживает, поскольку именно ординаторы должны владеть этими навыками в первую очередь.
Показательно, что общий врачебный стаж практически не влияет на умение пользоваться аппаратурой ИВЛ, так как более половины опрошенных врачей не владеет этим навыком. Обоснованную озабоченность вызывает и тот факт, что 62,7% врачей не умеют пользоваться аппаратурой предназначенной для проведения ИВЛ.
Практически все возрастные группы врачей демонстрируют примерно одинаковый низкий процент умения пользоваться аппаратурой ИВЛ (31,72-36,9%). Больший процент владения этим навыком - 50,5% приходиться на возрастную группу в возрасте 51-60 лет (рис. 1).
Установлено, что методикой переливания крови владеют 64,2% врачей терапевтического профиля и всего 21,3% врачей хирургического профиля. Педиатры и организаторы здравоохранения показали невысокий уровень владения этим навыком 6,4% и 7,9% соответственно.
Более половины врачей хирургического профиля – 69,9% владеют техникой интубации трахеи и трахеотомии. Организаторы здравоохранения и педиатры соответственно показали 28,5% и 29,4%. Что касается врачей терапевтического профиля, то лишь 20% из них дали положительный ответ на этот вопрос (рис. 2).
Необходимо отметить, что среди всех указанных в анкете приемов реанимации умение проводить эти мероприятия продемонстрировали незначительное количество
врачей
- ординаторов – 31,9%. На вопрос об умении пользоваться методикой катетеризации мочевого пузыря указало 56,9% врачей-ординаторов, из них врачи хирургического профиля составили 84,9%, терапевты 50% и примерно такие же показатели продемонстрировали организаторы здравоохранения и педиатры.
Одно из важнейших реанимационных мероприятий, а именно владение методикой пункции магистральных вен указали 51% врачей, хирурги – 77,8%, педиатры – 38,2%, организаторы здравоохранения – 57,1%, терапевты – 42,6%.
Таким образом, проведенное исследование показывает существенные недостатки во владении врачами реанимационными методиками, а значит недостаточно эффективным обучениям на профильных кафедрах
по этим вопросам и обязывает внести коррективы в учебный процесс.
Список литературы
1.
Проблемы управления качеством образования в
гуманитарном вузе:
материалы XII Международной научно-практической конференции, 26 октября 2007 года. – СПб.: СПбГУП, 2007. – С.112.
2. Сборник научных работ врачей 442 окружного военного клинического госпиталя Министерства обороны Российской
Федерации. – СПб. – 2011. – С.63-66.
3. Сборник научных работ профессорско-преподавательского состава кафедры военной и экстремальной медицины (к 70-летию со дня основания кафедры). – СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2003. – С.12-15.