Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ И ЭВАКУАЦИЯ ПОСТРАДАВШИХ В ЧС

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
27 июля 2016г.

Как отмечалось в одном из документов Управления военных сообщений Русской армии, датируемом августом 1902 года: «Возникновение в России вопроса о перевозке больных и раненых в военное время при помощи особо приспособленных вагонов относится к концу 60-х годов XIX века. Уже в 1868 г. в России была выработана система приспособления товарных вагонов для перевозки раненых, испытанная силами личного состава 37-й пехотной дивизии, расквартированной в Санкт-Петербурге.

20 мая 1877 года первый санитарный поезд России отошёл от перрона Николаевского вокзала. Надолго останется в памяти этот день у жителей Петербурга, которым удалось присутствовать при отправлении в Яссы первого поезда, названного поездом «Государыни Императрицы». Приспособление вагонов к соответствующей цели было совершено бесплатно рабочими завода Главного общества российских железных дорог. В каждом вагоне помещались в два яруса 12 кроватей для раненых. Постель состояла из полотна, натянутого на железные прутья. Под каждой постелью - клеенка для стока крови, а по бокам две полочки, из которых одна, снимающаяся, служит для обеда, а на другой стоят лекарства. В каждом вагоне имелся самовар, сервиз, умывальник и даже аппарат для приготовления содовой воды. Для помещения докторов, сестер милосердия и санитарной прислуги, устроены особые вагоны, равно как и для аптеки. Вентиляция в вагонах превосходная.

Медицинское обеспечение русской армии во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. было построено на основе массовой эвакуации раненых и больных за пределы действующей армии. Впервые в истории русской военной медицины в широких масштабах применялась железнодорожная эвакуация. Н.И. Пирогов сообщает, что за время с 16 июля 1877 года по 1 января 1878 года было доставлено в Яссы санитарными и неприспособленными воинскими поездами почти 72 тысячи раненых и больных. По официальным данным, за все время деятельности Ясской эвакуационной комиссии было отправлено в Россию 106 025 человек. Для руководства железнодорожной эвакуацией были созданы особые коллегиальные межведомственные органы - эвакуационные комиссии, в районе расположения которых развертывались военно-временные госпитали и лечебные учреждения Красного Креста. Эти группы лечебных учреждений, объединённые под руководством эвакуационных комиссий, уже в то время стали именоваться эвакуационными пунктами (например, Ясский, Бендерский). Но выводы были сделаны.

Следует обратить внимание на изданный в 1888 году труд одесского окружного военно-медицинского инспектора В.И. Приселкова «О железных дорогах в военно-медицинском отношении». В.И. Приселков впервые у нас всесторонне и тщательно рассмотрел проблему эвакуации раненых и больных железнодорожным транспортом.

Прежде всего, автор подчеркнул преимущества эвакуации по железной дороге: «Вообще же выгоды рельсового пути с санитарной точки зрения для армии неисчислимы: 1) быстрота передвижения по железной дороге сравнительно с грунтовыми дорогами: тут даже и исчислить трудно все выгоды от нее, как для здоровья, так и для успешного хода войны. Германская армия, спустя 13 дней после объявления войны, вполне сосредоточенная на своей западной границе, уже одержала победу при Форбах. 2) При хороших порядках люди совершают по железным дорогам громадные переезды, как прогулку, без утомления и потери мышечной силы, а потому прибывают на новые места свежими и бодрыми. 3) Обувь и одежда нижних чинов тут не портится, как на грунтовых дорогах. 4) Порча ног от натирания обувью, столь обыкновенная по грунтовому пути, в вагонах совершенно устраняется. 5) Передвижение в исправно закрытых вагонах защищает людей от непогоды и, несомненно, сохраняет их здоровье. 6) Железная дорога устраняет близкое общение войск с обывателями края, что, в свою очередь, предохраняет людей от заражения прилипчивыми болезнями. 7) По железному пути санитарный надзор и оказания первоначальной медицинской помощи несомненно легче, чем на походе по грунтовым дорогам, так как при серьезном заболевании весьма скоро и без больших страданий для больного железная дорога доставляете его в ближайшее по пути лечебное учреждение».

Эвакуация раненых и больных в Первую мировую войну проводилась в необычайно больших размерах (полные сведения об этом отсутствуют). Только с августа 1914 по ноябрь 1916 года включительно с фронта в тыловые лечебно-эвакуационные учреждения были доставлены 5 812 935 больных и раненых офицеров и солдат, что в среднем в месяц составляло 116 896 человек. Из числа прибывших было отправлено во внутренний район 2 539 850 человек (43,7%), это не считая отправленных прямыми транзитными поездами. В госпиталях тыловых районов находились до окончательного излечения 3 273 085 человек (56,3%) (табл. 1).

Таблица 1

 

Количество раненых и больных воинов русской армии, эвакуированных в годы Первой мировой войны

военно-санитарными поездами

 

 

 

Годы

Раненые

Больные

в абсолютных числах

в%

в абсолютных числах

в %

1914

429153

82,2

93106

17,8

1915

1010352

66

521876

34

1916

1016120

58

756434

42

1917

338695

20

1340308

80

Итого:

2794320

50,7

2711724

49,3




Но самое масштабное использование железных дорог в медицинских целях было в период Великой Отечественной войны. К началу войны в Красной Армии для эвакуации раненых по железной дороге предусматривалось иметь постоянные и временные военно-санитарные поезда (ВСП). Оборудование, порядок формирования и организация работы в них регламентировались согласованными между Народным Комиссариатом обороны СССР и Народным Комиссариатом путей сообщения СССР и введенными в действие в 1941 году документами: «Положением о военно- санитарных поездах», «Правилами составления постоянных и временных военно-санитарных поездов и оборудования для них подвижного состава», «Инструкцией по погрузке и разгрузке военно-санитарных поездов». В дополнение к этим документам Главным военно-санитарным управлением Красной Армии в 1942 году было введено в действие «Руководство по организации и работе военно-санитарных поездов», в котором определялись функциональные обязанности должностных лиц и организация лечебной работы в ВСП.

В годы войны сотни ВСП и военно-санитарных летучек (ВСЛ) курсировали по стране, выполняя задачи по эвакуации раненых и больных. На их счету тысячи рейсов и огромный объем перевозок – 83,5% всех раненых и больных.

Только за один месяц 1942 года соотношение количества раненых, эвакуированных различными видами транспорта, было следующим: в армейских районах автомобильным транспортом эвакуировано 44% человек, железнодорожным - 55,6%, авиационным - 0,4%, во фронтовом соответственно 5,2, 94,4 и 0,4%. Из фронтовых госпитальных баз в тыл страны постоянными ВСП было эвакуировано 55,3% от общего числа пострадавших, перевезенных железнодорожным транспортом, временными ВСП - 29,6% и ВСЛ - 15,1%.

Особенно масштабно использовался железнодорожный санитарный транспорт на третьем этапе Великой Отечественной войны (январь 1944 года - май 1945 года), когда операции были в основном наступательными, одним из важнейших факторов, определявшим возможность эвакуации раненых и больных поездами из госпитальных баз, развертываемых в ходе операции, являлся темп восстановления железных дорог. Восстановленные участки вначале, как правило, имели ограниченную пропускную способность. Кроме того, в результате резкого увеличения материально- технического оснащения войск значительно увеличился объем снабженческих перевозок. Поэтому возможности использования восстановленных железных дорог для медицинской эвакуации были очень ограниченны.

Богатый исторический опыт использования железнодорожного транспорта для эвакуации раненых и больных, безусловно, показал его высокую эффективность.

В современных условиях железнодорожный транспорт можно использовать как в военных конфликтах, в чрезвычайных ситуациях, так и в повседневной жизни, причем весьма эффективно.

Поезда можно применять для диспансеризации населения, оказания консультативно-диагностической помощи, проведения лечебно- профилактических мероприятий.

В настоящее время в России существует 5 таких поездов: Доктор Войно-Ясенецкий, Терапевт Матвей Мудров, Терапевт Николай Пирогов, поезд «Здоровье», Академик Федор Углов.

 

 

Медицинский поезд «Доктор Войно-Ясенецкий – Святитель Лука»

«Доктор Войно-Ясенецкий - Святитель Лука» - один из пяти передвижныхконсультативно-диагностическихцентров ОАО «РЖД» на базе поезда(«поликлиника на колесах»). Назван в честь русского хирурга и святого               православной  церкви   святителя Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого).  Состав  поезда  приписан  к   Красноярской железной дороге.

С 13 ноября 2007 года поезд совершает поездки на самые отдаленные станции Красноярскогокрая, Кемеровскойобласти и Хакасии.

К   декабрю  2010  года   поезд   совершил  34   поездки,   в   которых медицинскую помощь получили 54 500 пациентов. Специалисты поезда провели около 30 000 УЗИ-исследований, почти 9 000 маммографических исследований, около 106 000 исследований выполнено офтальмологом.

К   концу   2011 года   поликлиника  на   колесах   приняла  68   тысяч пациентов.

Медицинский поезд состоит из 13 вагонов:

 -   вагоны с медицинскими кабинетами и оборудованием;

-           вагон,    оборудованный   дизель-генератором   для    автономного энергоснабжения;

-       вагоны для проживания и отдыха медперсонала, работающего вахтовым методом;

-   вагон-храм.

 Поезд оснащен компьютерной сетью, связывающей все рабочие места в единую информационную систему и способной работать в автономном режиме 7 суток. Оборудование поезда позволяет осуществлять сеансы телемедицинской связи - проводить видеоконференции и консилиумы, выходить на связь с ведущими клиниками России. Персонал поезда включает в себя 38 медиков и 36 человек обслуживающего персонала.

Поезд спроектирован таким образом, что пациент, зайдя через регистратуру, проходит диагностическую лабораторию и, получив результаты экспресс-анализов, в течение дня обследуется у врачей- специалистов, получая рекомендации по лечению. Специалисты поликлиники на колесах – кадровые работники Дорожной клинической больницы станции Красноярск ОАО «РЖД». В поезде оборудованы следующие медицинские кабинеты:

-   рентгенологический

 

-   ультразвуковой диагностики

 

-   функциональной диагностики

 

-   клинико-диагностическая лаборатория

 

-   эндоскопический

 

-   стоматологический

 

-   перевязочный

 

В поезде ведут прием следующие специалисты:

 

-   терапевт

 

-   хирург

 

-   эндокринолог

 

-   офтальмолог

 

-   невролог

 

-   отоларинголог

 

-   уролог

 

-   гинеколог

 

-   педиатр

 

-   стоматолог

 

Поезд оснащен диагностическим оборудованием производства Италии, Японии, России, Германии, Швеции, Австрии и Израиля.

Уже 9 лет по отдаленным и труднодоступным районам Красноярского края ходит медицинский поезд - передвижной консультативно- диагностический центр «Войно-Ясенецкий (Святитель Лука)». Для «полевой работы» «Святитель Лука» обеспечен всем необходимым оборудованием и медицинским персоналом из 40 человек. За год поезд совершает 10 поездок по 14 рабочих дней. Ежегодно для работы медицинского состава Красноярска железная дорога направляет 50 млн. рублей.

Ежемесячно через кабинеты врачей поезда «Войно-Ясенецкий» в среднем проходят по полторы тысячи пациентов. Нагрузка на медицинский состав  «Святителя  Луки»  выше,  чем  в  обычных  поликлиниках.  По  установленному плану за рабочий день, который длится с 8 часов утра до 6 вечера, каждый из врачей должен принять не менее 35 пациентов, но иногда приходится осматривать и по 40-50 человек.

Как и в любой поликлинике, к кабинетам врачей здесь выстраивается длинная очередь, но стоять пациентам приходится в узком проходе купейного вагона, где два человека вряд ли смогут взять и просто так разойтись в разные стороны. Разумеется, ни о каких лавочках-стульчиках не может идти и речи - по причине элементарного отсутствия места. Но это и не важно, люди не возмущаются. «Войно-Ясенецкий» - не санаторно-курортный экспресс, это передвижной диагностический центр с массой медицинского оборудования и полным составом врачей (в штате значатся терапевты, хирург, окулист, ЛОР, врачи УЗИ и многие другие). Выбрал из корзины бахилы в тамбуре вагона - и вперед, по-быстрому, в регистратуру. А потом на прием, сидеть в крохотном кабинете на твёрдой кушетке – обычной купейной койке и отвечаешь на торопливые вопросы врача, который снова сегодня останется после шести вечера. Но люди заочно прощают поезду и медикам все неудобства и продолжают стоически ждать своей очереди.

Сейчас в России, обслуживая сотрудников компании РЖД и жителей 22 регионов, эти поезда останавливаются на 250 станциях, выезжая в рейс один раз в месяц и преодолевая до 20 тысяч километров в год.

В день врачи могут принять до 150 пациентов, в год - до 20 тысяч человек. Поезда не предназначены для проведения операций и работы в местах аварий и техногенных катастроф - медики проводят первичный осмотр и диспансеризацию населения.

Вызов больных к врачу осуществляется по громкой связи. Рабочие места врачей объединены общей информационно-аналитической системой. А в особо сложных случаях врачи поезда проконсультируются со своими коллегами из дорожных больниц и столичных клиник - все передвижные центры оборудованы спутниковой системой связи. Технологию телемедицинских   обследований   железнодорожники   позаимствовали   у космонавтов. Видеоконференцсвязь осуществляется через спутниковые (самонаводящиеся и стационарные) и наземные каналы связи (оптоволоконная связь). В среднем за смену может проводиться четыре-пять видеоконсультаций.

Экономическая эффективность проекта складывается из многих факторов. На создание каждого передвижного консультативно- диагностического центра тратится до 170 миллионов рублей (стоимость реконструкции вагонов и медицинского оборудования). Ежегодное содержание центра обходится в 27 миллионов рублей. Перенимать опыт работы «поездов здоровья» приезжают в Россию из стран СНГ и Китая, Венесуэлы, Индии и ЮАР.

 

 

Список литературы

 

 

1.     Акулич Ю. «Святой Лука» приходит на помощь // Совершенно секретно. – 2016. - №06/383. – С.29-30.

2.     Железнодорожники в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / Под ред. Н.С. Конарева. – М. – 1985. – С.34-42.

3.     Железнодорожный санитарный транспорт. Большая медицинская энциклопедия. – Т.8. – М. – 1978. – С.136-138.

4.     Загускин А. Первое применение постоянных военно-санитарных поездов//Военно-медицинский журнал – 1949. - №6. – С.53-54.

5.     Карпенко Ю.В. О первых в России учениях военно-санитарного поезда//Военно-медицинский журнал. – 2007. - №3. – С.86-88.

6.     Петров В.П., Магдич И.А. Об эвакуации раненых и больных железнодорожным транспортом во время Великой Отечественной войны.     –      Материалы     Всероссийской     научно-практической конференции. – С.94.

7.     Пирогов Н.И. Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и в тылу действующей армии в 1877-1878 гг. – СПб. – 1879. – Т.1. – С.253.

8.     Приселков В.И. О железных дорогах в военно-санитарном отношении, военно-санитарные поезда во время войны: (Чит. в заседании Одесск. воен.-сан. о-ва 20 дек. 1886 г.) / [Соч.] В.И. Приселкова, одесск. окр. воен.-мед. инспектора, В.И. Приселков - : Тип. Э. Арнгольда, 1888. – 24с.

9.     Санкт-Петербург. Отправление первого санитарного поезда. [Электронный ресурс]. URL: www.gehool.edu.ru