29 июля 2017г.
При анализе нормативно-правовой базы регламентирующей порядок оказания медицинской помощи по «медицинской реабилитации» видно, что до сих пор в нашей стране отсутствует система медицинской реабилитации.
Этот вид реабилитации не выделяли в самостоятельный этап оказания медицинской помощи, а только в 60-х годах XX века возникает вопрос о создании медицинских организаций, оказывающих данную помощь.
Термин «реабилитация» происходит от латинского слова habilis – «способность», rehabilis – «восстановление способности».
В медицинской литературе, комплекс медицинских и психологических мероприятий, направленных на социальную адаптацию и восстановление функций организма больных, которые нарушены или утрачены называется «медицинской реабилитацией».
«Медицинская реабилитация» по заключению Комитета экспертов ВОЗ по медицинской реабилитации, определяется как «координированное и комбинированное использование медицинских и социальных мер, обучения и профессиональной подготовки или переподготовки, имеющее целью обеспечить больному наиболее высокий возможный для него уровень функциональной активности».
При рассмотрении в психологическом аспекте «медицинской реабилитации», под данной категорией понимается коррекция психологического состояния пациента, формирование его отношения к болезни, лечению, к выполнению реабилитационных мероприятий, к изменившейся вследствие болезни жизненной ситуации.
Ранее в нормативных документах посвященных организации, улучшению, совершенствованию медицинской помощи, используются термины «восстановительное лечение», «долечивание», а начиная с 2001 года – появился термин «восстановительная медицина», только в 2011 г. В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Далее – Закон № 323-ФЗ) нашел свое закрепление термин – «медицинская реабилитация».
На законодательном уровне в п. 1 ст. 40 Закона № 323-ФЗ под медицинской реабилитацией понимается комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.
Приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации» (Далее–Приказ Минздрава РФ № 1705н), регламентируется порядок организации реабилитации в медицинских организациях в плановой форме в рамках первичной медико-санитарной, специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи, путем методов комплексного применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии.
Также «медицинская реабилитация» может осуществляться в зависимости от тяжести состояния пациента в три этапа независимо от сроков заболевания, при условии стабильности клинического состояния пациента и наличия перспективы восстановления функций амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно.
«Медицинская реабилитация» организуется путем текущего медицинского наблюдения и проведения комплекса реабилитационных мероприятий в соответствии с профилем заболевания пациента определенного индивидуальной программы реабилитации.
Значимость «медицинской реабилитации» в сфере реализации социальной политики государства подтверждается тем, что Правительством РФ в Государственной программе РФ «Развитие системы здравоохранения» она выделена в качестве отдельной подпрограммы
Но при анализе действующих нормативных правовых актов РФ, которые регулируют «медицинскую реабилитацию» установлены законодательные несовершенства, затрудняющие широкое внедрение в практическое здравоохранение «медицинской реабилитации». Данные законы не решают многих юридических вопросов, организационных и финансовых аспектов реабилитации, в связи с этим не в полной мере отражают роль медицинской реабилитации в современной системе здравоохранения РФ.
Для правильной организации «медицинской реабилитации» необходимо привести в соответствие действующую нормативно-правовую базу регламентирующую деятельность по «медицинской реабилитации», а именно отменить действующие приказы 1980 – 2000-х годов и утвердить новые.
Например, в настоящее время действуют следующие отраслевые Приказы Минздрава России от 01.07.2003 № 296 «О совершенствовании организации восстановительного лечения в Российской Федерации», Минздравсоцразвития России от 09.03.2007 № 156 «О порядке организации медицинской помощи по восстановительной медицине», направленные на организацию медицинской помощи по восстановительной медицине, которые противоречат Закону № 323-ФЗ и Приказу Минздрава РФ № 1705н.
Также согласно Приказа Минздрава РФ № 1705н названия медицинских организаций не соответствуют номенклатуре, не учтены больницы и поликлиники восстановительного лечения, центры восстановительной медицины и реабилитации, необходимо упорядочить названия медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по медицинской реабилитации, согласно Приказу Минздрава РФ от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций».
Еще одна проблема юридического аспекта касается лиц, осуществляющих «медицинскую реабилитацию», в соответствии с правовыми нормами ст. ст. 69 и 100 Закона № 323-ФЗ «право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие свидетельство об аккредитации и сертификат специалиста», а согласно Приказа Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» утверждена должность врача по медицинской реабилитации. Но на данном этапе развития «медицинской реабилитации» отсутствуют специальность «медицинская реабилитация» и квалификационные требования к данной специальности, то есть не определены юридические основания для приема специалиста на должность врача по медицинской реабилитации.
Изучение нормативно-правовых акты, регулирующих оказание медицинской помощи, показало, что имеются коллизии связанные с введением понятия «медицинская реабилитация» и необходимо упразднение профиля медицинской помощи «восстановительная медицина».
Таким образом, возникают новые предпосылки развития нормативных правовых актов в сфере «медицинской реабилитации» на фоне имеющихся законов, в которых законодателем не устранены несовершенства затрудняющие широкое внедрение в практическое здравоохранение «медицинской реабилитации».
Одним из важнейших направлений здравоохранения и социального обеспечения государства является разработка комплекса мероприятий, составляющих содержание реабилитации, а именно необходимо разработать стандарты, показания и противопоказания для медицинской реабилитации в соответствии с видами медицинской помощи (первичной специализированной медико-санитарной, специализированной, паллиативной) и формами ее оказания в виде самостоятельных нормативных правовых актов.
Список литературы
1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// Российская газета. – 2011. – № 263
2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.03.2007 № 156 «О Порядке организации медицинской помощи по восстановительной медицине»// Российская газета. – 2007. – № 69
3. Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н (ред. от 01.08.2014) «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» // Российская газета. – 2013. - N 65
4. Приказ Минздрава России от 29.12.2012 № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации»// Российская газета(специальный выпуск). – 2013. – № 90/1
5. Приказ Минздрава России от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» // Российская газета. – 2013. - № 224
6. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (постатейный) / Белянинова Ю.В., Гусева Т.С., Захарова Н.А., Савина Л.В., Соколова Н.А., Хлистун Ю.В. // СПС КонсультантПлюс. 2016.
7. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (постатейный) / Грачева Т.Ю., Пучкова В.В., Корнеева О.В., Вахрушева Ю.Н. // СПС КонсультантПлюс. 2014.
8. Прилипко Н.С. Потребность взрослого населения в медицинской реабилитации // Вестник восстановительной медицины.–2013.– № 3. –С. 2 - 7.
9. Пути совершенствования порядка предоставления пострадавшим на производстве реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации / Севастьянов М.А., Коробов М.В., Владимирова О.Н., Иштерякова О.А.// Социальное и пенсионное право. –2016. – № 4. –С. 43 - 48.
10. Эртель Л.А. Особенности правового регулирования медико-социальной помощи // Социальное и пенсионное право. –2013. – № 2. –С. 41 - 44.