Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ КЕЙСОВ ДЛЯ КУРСА ПО ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий в наше время влияет на все сферы жизни общества, в том числе и на структуру и систему организации образовательного процесса. В последнее десятилетие оформились как тенденции некоторые революционные изменения в процессе организации обучения студентов в вузе – уменьшение доли традиционных форм организации учебного процесса, интенсификация самостоятельной работы студентов, использование интерактивных методов при работе со студенческой аудитории. Наряду с этим растет интерес к использованию метода конкретных ситуаций, особенно при проведении занятий по экономическим дисциплинам. Внедрение кейс-метода в учебный процесс сопряжено с рядом сложностей. Для того чтобы учебный процесс на основе метода кейс-стади был эффективным, необходимы два условия: методика использования кейса в учебном процессе и кейс хорошего качества [1], который не только будет иллюстрировать определенную тему курса, но и сближать теоретическую информацию с практической деятельностью для студентов, содержать актуальную информацию. Согласно приведенным в [4] результатам опроса преподавателей, цель которого было выяснение основных проблем при внедрении метода кейсов в учебный процесс, наибольшие трудности обычно вызывает подбор подходящего кейса и недостаток методических разработок по использованию метода кейсов при обучении конкретным дисциплинам. Проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться при подготовке материалов печатных и видеокейсов по институциональной экономике – отсутствие готовых кейсов в открытом доступе (на бесплатных сайтах) и методических рекомендаций по их разработке и проведению. Эффективность семинарского занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения преподавателя организовать групповую работу: контролировать время в процессе интерактивного взаимодействия, вовлекать в дискуссию всех участников учебного процесса, организовывать корректную обратную связь от участников занятия, своевременно давать ссылки на литературу, обобщать полученные результаты и подводить конструктивные итоги [2]. При проведении кейсов роль преподавателя может варьироваться в зависимости от уровня подготовки группы. В случае если уровень и подготовка студентов группы слабая, дискуссия идет вяло, преподавателю стоит взять на себя роль активного участника, обсуждения, поддерживая и аргументируя одну из точек зрения по проблемному вопросу. И наоборот, если интерес студентов к обсуждаемой теме очень высок, то преподавателю имеет смысл лишь направлять дискуссию студентов в нужное русло, и в завершение работы по кейсу преподаватель подводит итоги дискуссии, комментирует, анализирует и оценивает работу студентов. При анализе основных источников идей для сюжета кейсов используем классификацию, которая была предложена мною ранее [3]. Материалами для создания печатных кейсов, по нашему мнению, могут выступать:
 средства массовой информации: новостные порталы - news.mail.ru, news.rambler.ru,rbc.ru, infox.ru, rian.ru, lenta.ru; официальные сайты российских газет и информационно-аналитических изданий aif.ru, gzt.ru, pravda.ru, izvestia.ru, vedomosti.ru, inosmi.ru.
 статьи в научных и научно-популярных журналах по экономике, например «Вестник молодых ученых: экономические науки», «Вопросы инновационной экономики», «Креативная экономика», «Экономика, предпринимательство и право», «Экономическая наука современной России», «Российское предпринимательство»,
 специализированные журналы и буклеты, распространяемые на выставках, презентациях и т. д.
 официальные сайты международных экономических организаций: worldbank.org,globalpolicy.org, icegec.org, ngowgwb.org,un.org, nato.org, imf.org и др.
 официальные сайты различных министерств и ведомств нашей страны, где можно найти статистические данные и нормативные документы по данной области деятельности: minfin.ru, economy.gov.ru, transparency.org.ru и др.
Источниками идей для видео кейсов выступают новостные сайты, интервью известных экономистов и политических деятелей по актуальным вопросам экономического развития России и других стран мира, аналитические программы по экономике, социальной политике и др. Исходя из нашей практики использования метода видеокейсов при проведении семинарских занятий по дисциплинам кафедры, работа с кейсами может строиться тремя способами. Традиционный или классический вариант предполагает, что преподаватель выдает текст студентам для самостоятельной проработки на занятии, после чего инициирует дискуссию по вопросам, сформулированным в тексте. Другая форма работы – студенты готовят домашнее задания в виде кейса по одной из тем курса на выбор. При оценке работы студентов учитывались следующие критерии:
 Соответствие заявленной теме;
 Логика и структура изложения материала;
 Достаточность представленного в тексте материала для анализа ситуации;
 Уровень аналитической проработки материала;
 Владение приобретенными на курсе знаниями и навыками при анализе ситуации.
Третий формат работы подразумевает привлечение студентов не только к обсуждению и решению кейсов, но и к процессу подготовки кейсов. В качестве домашнего задания студенты в небольших группах готовят кейсы для своих товарищей. В этом случае разработка кейсов выглядит как некий элемент сотворчества студентов и преподавателя, и последнему в этом случае необходимо адаптировать ситуацию с учетом уровня и специфики подготовки слушателей и сделать кейс целостной историей, интересной для проведения анализа. Именно третий формат работы с кейсами, по опросам студенческой аудитории, представляется наиболее интересным. При оценке работы студентов по составлению кейса учитывались следующие критерии:
 Соответствие заявленной теме;
 Актуальность проблемного вопроса и статистической информации (если она есть);
 Структура кейса и ее соответствие общим принципам;
 Оригинальность постановки вопросов.
Две последние формы обучения являются, на наш взгляд, очень полезными и наиболее эффективными, т.к. позволяет студентам самостоятельно оценивать ситуацию и самим выбирать или, по крайней мере, влиять на выбор конкретных ситуаций для анализа. Кроме того, они обеспечивают постоянное пополнение банка кейс-стади нашей кафедры, которые могут быть использованы в учебном процессе. Все три формата работы с кейсами были апробированы на студентах третьего курса, обучающихся по направлению «Статистика», и зарекомендовали себя как вполне успешные.

 Список литературы
1. Авдошин С.М. Методика подготовки и проведения семинарских занятий по информационной безопасности на основе изучения конкретных ситуаций. [Текст] /С.М. Авдошин //Открытое образование. -№5, 2011. – с. 12-17.
2. Багирова И.Х., Бурыхин Б.С. Кейс-стади как интерактивный метод в образовании студентов-экономистов процессе изучения дисциплины «Управление персоналом»// Вестник Томского государственного университета. Экономика. - № 3, 2012. – с. 118-129.
3. Ковтун О. И. Использование видеокейсов для преподавания экономических дисциплин. [Электронный ресурс] // Мировая наука и образование в условиях современного общества. Материалы международной заочной научно-практической конференции, 30 октября 2014. – режим доступа: http://co2b.ru/conf/exconf.html.
4. Шумилова Ю. А. Использование метода кейс-стади при преподавании маркетинговых дисциплин. [Текст] / Ю. А. Шумилов// Проблемы и перспективы управления экономикой и маркетингом в организации. 2009. ,№ 9.