06 февраля 2016г.
Образовательный сайт-ресурс, содержащий информацию об учебном заведении, его жизни, педагогического состава, достижениях требует тщательного подхода не только к содержанию, но и к выбору домена и оформления. Современный образовательный сайт, должен, на наш взгляд, придерживаться критериев, которые позволят за счет него максимально информировать посетителя об учебном заведении, а именно: быть максимально информативным; иметь четко сформулированную логическую структуру; быть интерактивным; нести актуальную, свежую информацию.
В роли таких порталов выступают школьные web-сайты. Как показывает практика, ответственными за разработку и поддержку такого образовательного портала являются учителя информатики. Проведенные в течение 2013-14 годов опрос учителей информатики, проходивших курсы повышения квалификации на базе Курского государственного университета, показал, что порядка 70 процентов учителей оценили свой уровень подготовки в области поддержки и разработки образовательного сайта, как в значительной степени недостаточный. Они отметили, что не имеют необходимых умений в области гипертекстовой разметки страниц и корректным отображением содержимого на web-ресурсе. В связи с этим, высокую актуальность приобретают конструкторы и системы наполнения контентом, позволяющие разворачивать web-сайт в краткие сроки и поддерживать его, не требуя высокого уровня знаний языков разметки от педагога или работника образовательного учреждения, в чьи обязанности это вменено. Необходимо отметить, что большая часть образовательных порталов школ Курска и Курской области созданы на базе конструктора сайтов для школ, располагающийся по адресу
http://www.ucoz.ru, в качестве альтернативы выступает конструктор сайтов, созданный при поддержке информационно-аналитического центра Курской области и регионального ресурсного центра. Оба конструктора предлагают создание статического web-сайта на основе разработанного единообразного шаблонов. В целом, количество шаблонов достаточно велико (около 40), однако дизайн и структура шаблонов однообразна и тем самым приводит к тому что сайты школ не отличаются друг от друга, лишая школу своего индивидуального лица в Интернет-пространстве. В целом процесс отображения материалов и их загрузки на домен достаточно прост, однако недостатки в разработке модулей конструкторов приводит к зачастую некорректному отображению материала, блоки с информацией «налезают» друг на друга, и выполнены в различном стилевом оформлении. Как показывает практика большая часть школьных web-сайтов по своим размерам являются средними или крупными, однако реализованные на доменах третьего уровня web-сайты чаще всего имеют ограниченный объем дискового пространства и оперативной памяти, в связи с чем для хранения мультимедиа информации места на сервере не хватает. Дизайн сайтов, разработанных с помощью конструктора, не учитывает доступ с планшетных и мобильных устройств, а малый размер мультимедиа ресурсов реализуемых на сайте не позволяет школе занимать достойное место в современном информационном обществе. Многие авторы говорят о том, что использование бесплатных шаблонов и сайтов-конструкторов не только не приносит пользы имиджевой составляющей образовательного учреждения, расширяет его информационный потенциал, а, напротив, оказывает отрицательное воздействие на продвижение сайта в web-пространстве, на восприятие самого учреждения, как современного, использующего новейшие образовательные технологии [1]. Подчеркнуть серьезность образовательного учреждения ресурсом, созданным на основе бесплатного шаблона, не представляется возможным.
Как показывает наша практика время создания и развертывания ресурса на базе системы наполнения контента, безусловно, ниже, чем если бы сайт создавался с нуля и развертывался на удаленном сервере, или сервере, принадлежащем данному учреждению [1]. В качестве среды наполнения контентом образовательного учреждения рассмотрим CMS Wordpress. Выбор данной CMS обусловлен, прежде всего, рядом преимуществ, к каковым можно отнести: Мультиавторские преимущества. Движок WordPress легко позволяет иметь несколько авторов на блоге, что конечно же в свою очередь предоставляет возможность вести коллективные блоги, например нескольким преподавателям (большинство платформ не позволяют этого сделать). Инструментальные преимущества. WordPress имеет все необходимые инструменты, необходимые блоггеру. Кроме того инструментарий движка очень легко расширяется при помощи плагинов, гибкость в настройках предоставляют и разнообразные виджеты. Мультиязычные преимущества. Платформа WordPress –мультиязычный, что позволяет использовать ее на любом языке. Кроме того, существуют специальные плагины для того, чтобы сделать свой блог многоязычным. Поисковые преимущества. WordPress очень хорошо индексируется поисковыми системами, что, естественно, хорошо влияет на выдачу образовательного портала поисковыми системами. WordPress легко может быть SEO оптимизирован и настроен так, что поисковики будут активно его индексировать. Официальный сайт платформы располагается в сети Интернет по адресу:
http://wordpress.org. Сайт англоязычный, и CMS на этом ресурсе выложена без перевода, вследствие этого русифицированный вариант платформы WordPress доступен в сети Интернет по адресу:
http://mywordpress.ru, на сайте, кроме самой CMS, доступно для множество различных расширений и русифицированных шаблонов (тем), а также организован форум русской поддержки пользователей WordPress.
Установка и настройка Wordpress на удаленный сервер не требует навыков администрирования, интуитивно понятна и может быть выполнена в сжатые сроки. Использование бесплатных шаблонов (как встроенных, так и взятых из внешних источников) позволяет преподавателю расширять функционал и возможности своего блога. Встроенная панель регистрации позволяет администрировать аудиторию, участвующую в активном обсуждении тем, вести модерацию записей. Плагины дают возможность добавлять интерактивные элементы, позволяющие ресурсу обрести красочность и пользоваться популярностью у пользователей. Безусловным плюсом является кроссплатформенность Wordpress, что позволяет развернуть его на любом сервере, управляемым любой операционной системой. Возможность подключения разных шаблонов к разным пунктам меню портала позволяет изменять его кардинальным образом, ориентируя каждую из частей портала на эксплуатацию своих стилевых особенностей. Сайт разворачиваемый на CMS Wordpress является динамическим, что добавляет ему легкости и быстроты в загрузке, выбрав в качестве шаблона вариант не отягощенный большим количеством тяжелых графических и мультимедийных файлов, педагог может обеспечить быструю загрузку сайта даже с сервера, обладающего низкими аппаратными ресурсами. Если же педагог обладает определенными знаниями в области web-дизайна, знаком с принципами работы с html документами, умеет использовать динамические таблицы стилей, то в этом случае система наполнения контента Wordpress предоставляет ему практически неограниченные возможности в области разработки, развертывания и поддержки образовательного блога.
Список литературы
1. Васильев Д.А. Использование системы наполнения контентом Joomla для организации школьного сайта.- Инновационное развитие современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции в 9 ч. Ч. 9. Уфа, 2014.
2.
http://w3techs.com/ 3.
http://mywordpress.ru.