Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАТФОРМЫ MOODLE ПРИ РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Происходящая в нашей стране информатизация образования предполагает совершенствование как методологии, так и принципов отбора материала и форм обучения в соответствии с условиями и требованиями современного информационного общества.

Компьютерные программы обладают таким важным качеством, как интерактивность, что дает возможность придавать обучению диалогический характер. Кроме того, компьютер способен также фиксировать (собирать) статистическую информацию и осуществлять тестирование по достаточно большому количеству параметров:

–       время, затраченное на выполнение задания или упражнения отдельным учащимся;

– качество и количество ошибок;

–    количество попыток, совершенных учащимся при выполнении упражнений и заданий;

–       общее количество упражнений и заданий, выполненных обучающимися, характер, типы учебных текстов и последовательность работы с ними и др. [1, с. 5].

Система управления обучением (виртуальная обучающая среда) Moodle получила за последние годы достаточно широкое распространение в мировой системе дистанционного образования. Она дает неплохие возможности для интерактивного обучения по различным дисциплинам, в том числе при работе стажеров-иностранцев продвинутого уровня с художественным текстом.

Работа над художественным текстом не только позволяет слушателям-иностранцам продвинуться в изучении русского языка, но и расширяет их лингвострановедческий кругозор (история и современность России, бытовое поведение, речевой этикет и т.д.) [см. об этом, напр.: 2; 3; 5].

Электронная образовательная среда на платформе Moodle позволяет размещать в ней ресурсы и деятельностные элементы. Перед работой студентов-иностранцев с художественным текстом преподаватель может разместить в интерактивной среде ряд ресурсов для более удобного доступа к ним. Это могут быть сами произведения или отрывки из них, пояснения, комментарии, словарные статьи, облегчающие восприятие текста и раскрывающие незнакомые иностранцу реалии российской жизни. Сюда же отнесем материалы биографического характера, кратко освещающие личность писателя и его место в истории русской словесности. Среди ресурсов бывает полезным размещать (с соблюдением авторских прав) аудиозаписи: это могут быть фрагменты из аудиокниг, чтение актерами или авторами стихотворений, музыкальные произведения, как-то связанные с изучаемым текстом. Высокую степень наглядности содержат и размещенные в электронной образовательной среде презентации.

Особую роль в обучении играет правильно подобранный видеоконтент, который может представлять собой видеолекцию, отрывок из научно-популярного или художественного фильма (например, экранизация данного произведения), фрагмент телепередачи просветительского характера, запись вебинара, проведенного преподавателем со своими студентами, и т.д. Если видеоконтент имеет значительный объем, то он размещается на внешнем ресурсе, куда учащийся направляется из электронной образовательной среды через гиперссылку [см. 4].

Если ресурсы представляют собой пассивное получение студентом информации от преподавателя, то размещенные в виртуальной образовательной среде деятельностные элементы являются залогом активности учащегося, гарантом интенсивно работающей «обратной связи».

 Среди таких элементов одной из самых знакомых и распространенных форм являются тесты. В российском образовательном процессе тесты получили широкое распространение с 1990-х годов. Вероятно, сказалась увлеченность наших реформаторов американскими технологиями, усиленно внедряемыми в разных сферах нашей жизни, в том числе в средней и высшей школе. Кроме того, тест обладает рядом преимуществ: он быстро проверяется (гораздо быстрее, чем сочинение или диктант), его проверка может быть автоматизирована (осуществляться на компьютере), возрастает степень объективности оценки.

Однако разные дисциплины предполагают неодинаковую степень внедряемости тестов в процесс обучения. Большой популярностью пользуется данная форма, например, при изучении грамматики родного или иностранного языка. Что же касается уроков литературы, то здесь сфера применения тестов представляется более ограниченной. Как известно, литературоведение является наукой весьма специфичной, здесь важна не точность знания, а глубина проникновения. Нельзя сводить всё к прямолинейным выводам там, где требуется диалог, дискуссия. Тест, хорошо зарекомендовавший себя в области точного знания, в некотором смысле буксует, соприкасаясь с искусством, литературой.

Всё это не означает, конечно, что тесты для изучения художественных текстов вообще противопоказаны. У них есть своя «ниша». С помощью тестов можно проверить усвоение той части литературных знаний, которая базируется на точной информации (биографические сведения, имена, даты, названия, ход сюжета и т.д.). Практика преподавания показывает, что тесты оживляют урок и способствуют росту интереса к предмету. Но нельзя забывать, что тестирование при изучении литературных произведений играет, по сути,, второстепенную роль, так как с его помощью проверяется усвоение не самой важной, дополнительной, периферийной информации, если, конечно, в задачи преподавателя не входит изучение лингвистической стороны текста.

Более широкие и интересные возможности при работе студентов-иностранцев с художественным текстом дает обсуждение на форуме – еще одном деятельностном элементе электронной образовательной среды на платформе Moodle. Разумеется, эта форма работы рассчитана на студентов, уже достаточно хорошо владеющих русским языком. Преподаватель размещает на форуме темы/вопросы дискуссионного характера, для которых художественные произведения, в принципе тяготеющие к многозначности, представляют хорошую почву. Например: «Почему Е. Замятин считает, что нельзя добиться "математически-безошибочного", то есть разумно организованного счастья? А что вы сами думаете о возможностях разума человека в достижении счастья?»; «Сюжет повести А.С. Пушкина «Выстрел» построен на столкновении Сильвио и графа. Чье поведение кажется Вам более справедливым и адекватным? Кому из героев Вы отдаете предпочтение и почему?» и др.

Студенты посредством сети Интернет в свое свободное время отвечают на вопросы и комментируют ответы других участников группы, дополняя их или вступая в спор. Если преподавателю нужно провести обсуждение в режиме онлайн, то есть с одновременным участием всех слушателей, то он может воспользоваться таким деятельностным элементом платформы Moodle, как чат. Такое обсуждение может дополнять работу над текстом в аудитории или быть самостоятельным видом работы. Задания форума/чата формируют умение анализировать художественные тексты, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения и подвергать критическому рассмотрению чужие мнения. Данный вид деятельности в электронной образовательной среде способствует раскрытию творческих способностей студентов, активизации у них интереса к русской и мировой литературе. Кроме того, обсуждение произведений в рамках форума или чата обладает большим воспитательным потенциалом (с учетом этико-эстетического содержания художественной литературы).

Электронная образовательная среда на платформе Moodle также дает возможность слушателям отправлять преподавателю на проверку выполненные задания различного рода (например, написанное эссе, упражнение, презентацию по теме и т.д.). В рамках деятельностных элементов можно создать глоссарий или анкету, провести опрос. Особенно ценным виртуальной образовательной среде является возможность проведения вебинаров, которые позволяют организовать общение (и обучение) людей, находящихся далеко друг от друга, говорить на изучаемом языке с его носителями, получать профессиональные консультации при столкновении с трудностями.

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Азимов Э.Г. Методика применения компьютерных технологий в обучении русскому языку как иностранному // Методика преподавания русского языка как иностранного: Хрестоматия. Екатеринбург, 2008. – С. 2-14.

2.Орлова Н.А. Речевой этикет в аспекте лингвострановедения // Многоязычие и межкультурная коммуникация: вызовы XXI века. Пула, Хорватия, 2016. – С.  309-312.

3.Федотова И.Б. Основные векторы продвижения русского языка и образования на русском языке в современном мире // Университетские чтения – 2015. Пятигорск, 2015. – С. 45-51.

4.Федотова И.Б. Проектирование гуманистической образовательной среды в условиях создания массовых открытых онлайн-курсов (на примере курса «Русский язык в жизни и карьере: практические советы») // Многоязычие и межкультурная коммуникация: вызовы XXI века. Пула, Хорватия, 2016. – С.  327-330.

5.Федотова И.Б., Исаев Л.Н. Образовательные возможности использования литературного материала о Кавказе в процессе обучения иностранных учащихся // Педагогика, психология и образование: от теории к практике. Ростов-на-Дону, 2015.– С. 23-25.