Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕХНОЛОГИЯ CLIL В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Майкоп
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

Стремительно развивающийся современный мир предъявляет каждому выпускнику вуза все более высокие требования, так как общество нуждается в подготовке высококвалифицированных специалистов. Очевидным является то, что знание иностранного языка существенно повышает конкурентоспособность специалиста на рынке труда и тем самым способствует международной мобильности. В связи с этим значительно возрастает роль дисциплины «иностранный язык» на неязыковых факультетах вузов. Государственный образовательный стандарт высшего образования требует учета профессиональной специфики при изучении иностранного языка, его нацеленности на реализацию задач будущей профессиональной деятельности выпускников. Ставится задача не только овладения навыками общения на иностранном языке, но и приобретения специальных знаний по выбранной специальности [1]. Успеху в решении поставленной выше задачи во многом способствует применение инновационных педагогических методов и технологий. Одной из таких технологий и является технология CLIL.

Что такое CLIL (Content and Language Integrated Learning)? Если перевести данное понятие на русский язык, то это есть не что иное, как предметно-языковое интегрированное обучение. Термин CLIL был введен в научный оборот Дэвидом Маршем в 1994 г. для обозначения учебных ситуаций, в которых дисциплины или их отдельные разделы преподаются на «дополнительном», т.е. иностранном языке[2]. Целью такого обучения является одновременное изучение учебной дисциплины и иностранного языка, т.е. язык рассматривается не в качестве объекта изучения, а в качестве инструмента для познания других предметов. Таким образом, обучение на родном и иностранном языках составляет одно целое. Преподавание происходит на двух языках так, что в учебных ситуациях используется язык, подходящий к ситуации и цели обучения. По методу CLIL иностранный язык может использоваться на всех уроках по всем учебным предметам, кроме родного языка, то есть язык становится не объектом обучения, а его средством. Технология CLIL преследует две цели, а именно – изучение предмета посредством иностранного языка, и иностранного языка через преподаваемый предмет.

Технология CLIL, однако, не является одной, отдельно стоящей технологией. CLIL – это своеобразный термин, который объединяет целый ряд подходов и методов, применяемых в различных образовательных контекстах. Профессор Д. Койл сформулировал общие основополагающие принципы предметно-языкового интегрированного обучения, так называемые 4С:

1) Content – содержание (получение и понимание новых знаний, умений).

2)   Communication – общение (процесс обучения использованию языка и использование языка для приобретения знаний).

3)   Cognition – мыслительные способности (познание, участие в процессе мышления и понимания, решение проблемных ситуаций).

4)     Culture – культурологические знания (путь к межкультурному взаимопониманию и росту гражданского самосознания).

Предметно-языковое интегрированное обучения представляет собой сложный процесс, который реализуется с помощью различных моделей, отличающихся степенью интенсивности внедрения иностранного языка в процесс изучения специализированной дисциплины. Так исследователи в области CLIL О. Н. Бурдакова, А. А. Джалалова и Н. П. Рауд в рамках данной концепции выделяют 3 модели обучения:

1)    Модель С1: Многоязычное обучение. При интегрированном обучении более чем один язык используется в различные годы обучения и при преподавании разных предметов. По завершении обучения по такой модели студент приобретает профессиональные знания на нескольких языках. Такая модель является престижной формой обучения, которая призвана привлечь наиболее целеустремленных и одаренных студентов из различных стран.

2)   Модель С2: Вспомогательное /дополнительное интегрированное обучение предмету и языку. Преподавание языка проходит параллельно преподаванию предметов, при этом упор делается на развитии знаний и умений для использования языка для обеспечения мыслительных процессов высшего порядка. Преподавание языка связано со специальными областями, преподаватели языка входят в структурные подразделения по преподаванию специальностей, их роль – внешняя поддержка при обучении специалистов. Студенты при овладении специальностями приобретают умение использовать язык CLIL для работы по их специальности.

3)    Модель С3: Предметные курсы с включением языковой поддержки. Программы обучения специальности разрабатываются с точки зрения развития и языковых навыков. Обучение проводится как преподавателями-предметниками, так и специалистами в области обучения языкам. Студент даже с плохим знанием языка обучения получает поддержку в течение всего процесса обучения, что делает возможным овладение как предметом, так и языком его преподавания. Модель подходит для обучения студентов с различным языковым и культурным фоном [3].

Использование технологии CLIL позволяет сделать изучение языка более целенаправленным, так как язык используется для решения конкретных коммуникативных задач. Кроме того, обучающиеся имеют возможность лучше узнать и понять культуру изучаемого языка, что ведет к формированию социокультурной компетенции учащихся. Обучающийся пропускает через себя достаточно большой объем языкового материала, что представляет собой полноценное погружение в естественную языковую среду. Необходимо также отметить то, что работа над различными темами позволяет выучить специфические термины, определенные языковые конструкции, что способствует пополнению словарного запаса обучающегося предметной терминологией и подготавливает его к дальнейшему изучению и применению полученных знаний и умений.

При планировании учебных занятий преподаватель должен учитывать такие факторы, как: возрастной уровень обучающихся, их социально-лингвистическую среду, насколько обучающиеся знакомы с изучением предметов на иностранном языке и был ли у них такой опыт.

Однако при огромном количестве положительных сторон, при внедрении данной методики в учебный процесс могут возникнуть некоторые проблемы. Одной из таких проблем является отсутствие у преподавателей иностранного языка достаточных знаний по тому или иному предмету, так как в силу своего лингвистического или педагогического образования они не владеют специальной профессиональной лексикой. Другая проблема заключается в том, что преподаватель-предметник либо вообще не владеет языком, либо знает его на недостаточно хорошем уровне. Так же следует отметить недостаточное количество академических часов, выделяемых для практических занятий по предмету «Иностранный язык».

Несмотря на некоторые сложности внедрения технологии CLIL, она позволяет решать значительно расширенный круг образовательных задач. Изучение иностранного языка и неязыкового предмета одновременно является дополнительным средством для достижения образовательных целей и имеет положительные стороны как для изучения иностранного языка, так и неязыкового предмета.

 

Список литературы

 

1. Бибикова Э.В. Особенности профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. - III Международная научно-практическая конференция «О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики», г. Красноярск, 2016. – С. 96-100.

2.   Coyle, D. CLIL Content and Language Integrated Learning / D. Coyle, Ph. Hood, D. Marsh. – CUP. –2010.

3.   Бурдакова, О. Н. Методика интегрированного обучения предмету и языку в учебном процессе Нарвского колледжа ТУ [Электронный ресурс] / О. Н. Бурдакова, А. А. Джалалова, Н. П. Рауд. – 2011.– 66 с. – Режим доступа: http://www.narva. ut.ee/sites/default/files/narva_files/NK%20LAK%20 uuringu%20raport%20vene%20k%202011%20_2_.pdf.