Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АВТОНОМНОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

Обучение иностранному языку входит в обязательный компонент среднего образования (на современном этапе некоторые школы также вводят и второй иностранный язык) и, разумеется, высшего образования. Предполагается, что количества часов, выделяемых на изучение иностранного языка в школе достаточно, чтобы выпускник школы, а потом студент, мог знать иностранный язык на уровне, необходимом для каждодневного общения и был готов к изучению профессионального языка в вузе по своей специальности.

Изучение иностранного языка всегда требует не только изучения под контролем преподавателя, общения в группе равных по уровню, просмотра фильмов, но и практического применения (в разговорах с носителями языка, например, или работы с документами на иностранном языке), но и большого количества самостоятельной работы над языковым материалом, который должен быть усвоен для того, чтобы обучающийся мог перейти на следующий уровень изучения. Самостоятельная работа является, несомненно, важным компонентом, который, к сожалению, в последнее время начинает превалировать над аудиторной работой.

Непрекращающиеся реформы образования находят свое отражение в нормативных документах, регулирующих количество часов, отводимых на изучение иностранного языка, как на занятиях по иностранному языку с преподавателем (так называемая аудиторная работа), так в самостоятельной работе по подготовке к занятиям дома (самостоятельная работа). Самостоятельная или автономная работа является основой для роста и развития личности и знаний. Именно самостоятельное обучение создает основу для непрерывного образования (lifelong learning)[1]. Концепция life-long learning (обучение на протяжении всей жизни) появилась в 1960-е годы, хотя сам термин оформился в 1993 году, и считается, что она является своеобразным ответом на изменения, вызванные цифровой революцией. Обучающиеся используют все предоставляемые современным обществом технологические возможности для постоянного совершенствования своей личности, своих знаний и навыков. Одной из таких возможностей является изучение иностранного языка с помощью современных компьютерных программ.

Интересно отметить, что количество часов, отводимых на аудиторную работу сокращается (в среднем, в неязыковом вузе, на занятия в аудитории студенту отводится 2-4 часа в неделю, в год, соответственно, 72-144 часа), а на время на самостоятельную работу, наоборот, увеличивается). Следовательно, преподаватели поставлены в такое положение, когда они должны изыскивать способы и методы, которые могут помочь студентам изучать иностранный язык во многом самостоятельно, при этом качество обучения не должно пострадать. Кроме того, уровень знаний студенты должны соответствовать требованиям, которые прописаны в нормативных документах (прежде всего, Федеральный Государственный образовательный стандарт – ФГОС, где содержится описание компетенций). Одним из способов решения этой проблемы стали современные технологии, которые, с одной стороны, разнообразят процесс обучения, делают его более интересным (причем, не только для обучающихся), а с другой, дают возможность студентам самостоятельно работать над изучением иностранного языка. Современные технологии активно используются в новых учебниках ведущих зарубежные издательств.

Учебники, которые рекомендованы преподавателя для работы со студентами, в основном являются продукцией таких известных издательств как Oxford University Press, (например, Business Results), Cambridge University Press (English for the Financial Sector, Infotech – English for Computer Users, серия Professional English), MacMillan, (Guide to Economics), Pearson Education (Intelligent Business, Market Leader, Language Leader), Garnet Education (English for ICT Studies in Higher Education Studies) и многие другие. Эти учебники рассчитаны на большее количество часов, чем то, которое отводится на аудиторную работу со студентами, следовательно, большая часть работы остается на самостоятельное изучение.

Для того, чтобы студенты могли освоить и усвоить весь предполагаемый программой обучения материал, используются и различные технические средства. Арсенал современных технических средств, направленный именно на изучение иностранного языка, чрезвычайно разнообразен. Многие вузы используют специальные обучающие программы, в основном, конечно, для студентов, обучающихся дистанционно, но, кроме этого, существуют и средства, которые активно применяются и со студентами дневного отделения.

Рассмотрим эти средства и программы более подробно.

Итак, типичные рекомендации для самостоятельного обучения, как-то просмотр фильмов, чтение газет и журналов, в том числе специализированных, не всегда подходят тем, кто не владеет иностранным языком на достаточно серьезном уровне, хотя бы уровне Intermediate (уровень приводится согласно шкале Общеевропейской компетенции владения иностранным языком - Common European Framework of Reference) [2]. Поэтому современные средства обучения рассчитаны не только на тех, у кого уровень знания иностранного языка достаточно высок, но и на тех, кто только начинает его изучать или испытывает определенные сложности с некоторыми его аспектами.

Следует отметить, что, хотя эта работа осуществляется студентом самостоятельно (т.е. является самостоятельно работой), она проходит под контролем преподавателя. Именно это и называется автономным обучением. Предполагается, что студент может самостоятельно распоряжаться своим временем, контролировать успешность получения знаний, а также научиться организовывать процесс обучения. Автономное обучение является процессом творческим, студент самостоятельно изучает язык, самостоятельно организует свое время, самостоятельно решает проблемы, с которыми сталкивается. Кроме того, любая самостоятельная работа означает довольно высокий уровень мотивации.

Роль преподавателя также не остается неизменной – происходит процесс отхода от линейной системы усвоения знаний, когда преподаватель давал эти знания, а студенты только получали их. Преподаватель также освобождается от необходимости осуществлять множество функций – от преподавания до контроля, или, по крайней мере, эти функции сильно изменяются.

Подавляющее количество современных учебников, которые выпускают ведущие англоязычные издательства, такие как MacMillan, Pearson Limited, и другие, имеют интерактивные рабочие тетради, огромное количество онлайн ресурсов, которые постоянно обновляются, адаптируются к требованиям преподавателей и учащихся, и подкастов.

Следует отметить, что не все уровни из линейки учебников имеют интерактивную составляющую. Например, весьма популярная серия New Total English на уровне Starter не имеет интерактивного сопровождения. Это косвенно является подтверждением того, что самостоятельное или автономное обучение возможно при определенном уровне знания студента.

Помимо учебных пособий, существуют и учебники по грамматике, которые позволяют уделить особое внимание этому аспекту изучения языка, который не особенно любим студентами, частично из-за того, что не всем хватает времени, которое отводится на уроке, на освоение грамматического материала.

Но наиболее интересными нам представляются различные обучающие компьютерные программы, которые сейчас активно внедряются в процесс обучения как студентов дистанционной и заочной форм образования, так и дневной формы обучения.

Прежде всего следует отметить разнообразие обучающих компьютерных программ, что нашло отражение в английском языке в виде следующих терминов:

CAI (Computer Aided Instruction – компьютерное программируемое обучение), CAL (Computer Aided Learning –   изучение с помощью компьютера), CBL (Computer Based Learning –изучение на базе компьютера), CBT (Computer Based Training – обучение на базе компьютера), CAA (Computer Aided Assessment – оценивание с помощью компьютера), CMC (Computer Mediated Communications – компьютерные коммуникации).

Интерактивные программы, применяемые в образовании, в частности, при обучении иностранному языку, очень разнообразны. Мы рассмотрим некоторые из них.

Программы делятся на платные и бесплатные. Примером бесплатных программ могут служить, например, U.S.A. Learns [3], которые представляет собой обучающее пособие для иммигрантов. Предлагаются несколько уровней: начальный, следующий за ним уровень – ниже среднего (Low Intermediate), включающие в себя по 20 уроков каждый, и практикум по среднему уровню (Intermediate), в котором представлены более 40 текстов с заданиями. Кроме заданий имеется тренажер на выработку произношения американского варианта английского языка, но, к сожалению, нет обратной связи, однако, можно провести сравнение самостоятельно – прослушать запись своего произношения и запись правильного произношение слова.

Ценной образовательной программой является BBC Skillswise English [4]. Программа предлагает как теорию, так и практику. Соотношение теория-практика неравнозначно, практики гораздо больше, но в целом это является преимуществом программы. Также предлагаются аудио и видео ресурсы, разнообразие и многообразие игрового материала (всего в программе имеются - на данный момент - 54 обучающих игры).

Существуют и смешанные программы, например, busuu [5]. Это виртуальное сообщество для изучения иностранных языков. Для использования этой программы надо установить приложение на мобильный телефон.

Основные характеристики busuu:

1)         Возможность совершенствовать изучение языка в режиме оффлайн, после того как уроки загружены в установленное мобильное приложение.

2)         Учащиеся могут отсылать выполненные письменные задания на проверку носителям языка, и в свою очередь, помогать иностранцам с изучением своего родного языка.

3)         Имеется лексический тренажер (Vocab Trainer) – он дает возможность выбрать слова, вызывающие затруднения и продолжить их изучение.

Еще одна популярная интерактивная программа – Babbel, созданная в 2007 году и имеющая более 1 миллиона активных пользователей. Программа устанавливается на любой компьютер, предлагает изучение 14 языков [6]. Предлагает прослушивание материала, все диалоги и примеры записаны носителями языка. Диалоги основаны на реалиях, что позволяет накапливать действительно активный словарный запас; помимо прослушивания, учащиеся практикуются в произношении – в диалогах пропущены слова, а затем целые фразы, которые необходимо правильно произнести, чтобы перейти к следующему предложению.

Среди платных программ, в том числе и упомянутых выше busuu и Babble, следует особо выделить следующие: BurlingtonEnglish и Rosetta Stone Advantage. Эти программы успешно используются в различных высших учебных заведениях в России, поэтому предлагаем рассмотреть их более подробно.

BurlingtonEnglish [7]. Эта программа появилась в 2009 году (хотя компания работает на рынке образовательных услуг более 30 лет, а сейчас является одним из основных поставщиков цифровых образовательных материалов). Для подключения необходим доступ к интернету и специальный набор – шлемофон и микрофоном, а также регистрация, чтобы работать в программе.

Регистрация занимает совсем немного времени, учащемуся присваивается идентификационный номер, под которым он и будет заходить в программу.

Заниматься можно самостоятельно или под руководством преподавателя. Роль преподавателя в основном сводится к проверке выполнения студентами задания и отслеживанию темпов их работы. Преподаватель также имеет идентификационный доступ к программе, который позволяет ему видеть весь прогресс студента.

Предлагаемые курсы:

Everyday English Series

Этот курс отводит на изучение каждого уровня сотни часов, представляя собой пример смешанного обучения – когда онлайн модули дополняются обучением в классе с преподавателем. Модули тренируют все навыки: аудирование, говорение, чтение и письмо. Учитель может загрузить и распечатать материалы для работы в классе. Включает в себя три уровня обучения и курс Advanced English.

Также существуют курсы English in American Series, разработанный специально для взрослых учащихся, Burlington Career Pathways (уровни Beginner, Intermediate, Advanced) - Administrative assistants, Auto mechanics, Accountants, Childcare workers, Cooks, Cosmetologists, Dental Assistants, Electricians, Flight Attendants, HVAR/C Technicians, Network Support Personnel, Nursing Assistants, Orthopedic Technologists, Pharmacy Technicians, Plumbers, Retail Salespeople, Servers, Web Developers, Accounting English, Air Traffic Controller’s English, Banking English, Business English, Caregiver’s English, Doctor’s English, Engineering English, Finance English, Hi-Tech English, Hotel English, Legal English, Nurses’ English, Office English, Relocation English, Teachers’ English, Travel English.

Rosetta Stone Advantage [8]. Эта программа считается одной из лучших для тех, кто начинает изучать английский язык. Программа Rosetta Stone Advantage основана на погружении обучающихся в язык, в ней не используется перевод, что предотвращает использование родного языка и его структур для интерференции. Кроме того, предлагаемые видеоматериалы помогают погрузиться в язык.

Роль педагога при использовании этой программы предполагает следующие функции: модератор (контролер), тьютор (консультант) и администратор (ответственный за регистрацию студентов).

Программа платная, для обучения необходимо зарегистрироваться и выбрать подходящий курс и уровень его изучения. Для тренировки произношения нужен микрофон. Программа предлагает следующие упражнения: выбор соответствия фразы и картинки, проверка произношения, самостоятельное формирование фраз, выбор картинки соответственно высказывания, которое вы слышите, написание слова, словосочетания или предложения. В контрольном уроке необходимо составить рассказ, опираясь на представленные картинки.

Так же, как и программа BurlingtonEnglish, Rosetta Stone предусматривает контроль выполнения заданий – т.е., преподаватель всегда видит сколько времени реально потрачено учащимся на выполнение заданий, а не просто сидение в фоновом режиме.

Большим плюсом программы является возможность 50-ти минутного общения с носителем языка после выполнения модуля.

Подводя итоги можно сказать, что при огромном количестве образовательных программ, выбирать наиболее подходящую следует ориентируясь на уровень знаний студентов, требования конкретного учебного заведения (вуза), а также курсы, предлагаемые обучающей программой. Также следует отметить, что современные технологии не в состоянии заменить полноценное общение, но могут быть неоценимым помощником, когда изучение иностранного языка осуществляется в режиме аудиторной работы и самостоятельной (автономной) работы дома. Они помогают более глубоко усваивать материал и стимулируют интерес к предмету.

Список литературы

 

1.       Зайцева О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения  Вестник Томского государственного педагогического университета, выпуск 7 (85), 2009, с. 106-109.

2.       https://www.coe.int/t/dg4/linguistic/Source/Framework_EN.pdf

3.       https://www.usalearns.org/

4.       http://www.bbc.co.uk/skillswise/english

5.       https://www.busuu.com/ru

6.       https://www.babbel.com

7.       https://www.burlingtonenglish.com

https://www.rosettastone.com/learn-english