Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Авторы:
Город:
Ярцево, Смоленская область
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Технология «педагогическая мастерская» базируется на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности. Благодаря этой технологии реализуется системно-деятельностный подход в обучении и соблюдаются принципы личностно-ориентированного образования. Использование технологии педагогических мастерских позволяет:
 самостоятельно добывать знания, закреплять полученные знания;
 формировать навыки самооценки, самоконтроля;
 осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании сочинений, составлении проектов.
В своей практике на уроках литературы я применяю технологию педагогических мастерских на уроках постановки учебной задачи, решения учебной задачи, моделирования и преобразования моделей. Данную технологию использую в разных целях:
 для творческого знакомства с личностью писателя и поэта. Ученики, работая коллективно и индивидуально, выполняя разнообразные задания, обогащают свой словарный запас, строят самостоятельно свои знания об авторе и в итоге пишут собственный текст о писателе, поэте;
 для исследовательской работы;
 для изучения творческой лаборатории писателей и поэтов.

Целевым эмоциональным и интеллектуальным состоянием участника мастерской является разрыв: внутреннее осознание им неполноты собственного знания или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературными и научными источниками. Разрыв может быть пережит разными участниками в разные моменты мастерской, важно его отрефлексировать. В мастерской важен и сам процесс, и его результат. Поэтому необходимо провести анализ согласно алгоритму принятых организационных форм и логике разворачивания содержания. Этапы мастерской Индукция. Индуктор - первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный так или иначе (иногда парадоксально) со смыслом дальнейшей деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение. Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли. Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у детей. Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Создание творческого продукта происходит индивидуально или в групповом взаимодействии. Этапами творческой деятельности являются деконструкция и реконструкция, выбранного участниками мастерской материала: слов, текстов, красок, образов, веществ, фактов, явлений, любого материала в зависимости от темы и типа мастерской. Социоконструкция. Важнейшим элементом технологии мастерских является групповая работа (малые группы выделяются в классе, часто возникают стихийно, по инициативе ребят). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие психологических качеств (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и т.д.) . Мастер разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем ребята свободны в выборе метода, темпа, поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция. Социализация, т. е. предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, ими словами, социальную пробу, социализацию. Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого слова озарение, понимание. Понимание всякое: себя, других, науки. Разрыв – это психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым знанием. Рефлексия. Во время заключительной рефлексии происходит осмысление не столько процесса творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего интеллектуального и эмоционального движения. Это необходимый элемент мастерской в валеологическом отношении, так как невысказанность, отсутствие осмысления перегружают человека эмоционально. Отчасти эта проблема может быть решена в заключительном творческом тексте. Одно из таких учебных занятий – урок-мастерская в 5 классе «Нравственные уроки сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». 1 этап – «Индуктор». Предлагаем ученикам задуматься и вспомнить, были ли в их жизни поступки, за которые им стыдно. Ребята обсуждают это в группах, затем высказываются вслух, советуются с мастером. 2 этап – «Самоконструкция». На доске записаны слова: «порок», «праздность». Пятиклассники пытаются объяснить эти слова, затем обращаются к толковому словарю и сравнивают свои ответы с толкованием, данным в словарной статье. Затем им предлагается написать небольшой текст, объединяющий эти слова или противопоставляющий понятия, которые ими обозначены. Желающие зачитывают свои тексты. В ходе этой работы обучающие высказывают свое мнение, является ли праздность, «ничегонеделание» пороком.
3 этап – «Социоконструкция». После обсуждения в группах ребята кладут разноцветные бусинки на чаши аптекарских весов. Аргументы в пользу того, что в «ничегонеделанье» есть положительные стороны, сопровождаются синими бусинками на весах. (Здесь ребята говорят о том, что ничего не делать иногда полезно, чтобы отдохнуть, расслабиться, подумать, успокоиться). Зеленые бусинки подтверждают аргументы в пользу того, что праздность – это плохо, это порок. (Нельзя жить праздно, так как человек не развивается, деградирует и т.п.). Подчеркну, что учитель (мастер) не комментирует мнения детей. 4 этап – «Социализация». Группы получают конверты, в которых на отдельных карточках написаны основные события, происходившие с Алешей, главным героем сказки А. Погорельского. Ребята раскладывают эти карточки в хронологическом порядке, затем происходит самопроверка, то есть сверка с эталоном, отображенным на слайде презентации. 5 этап – «Разрыв». Каждая группа получает свое задание. 1 группа. Найдите в тексте ключевые слова, которые помогают понять, каким был Алеша до получения зернышка. Дайте характеристику мальчику. 2 группа. Как изменилась жизнь Алеши после того, как ему подарили волшебное зернышко? Как чувствует он себя в первое время? Как ведет себя в последующие дни? Найдите ключевые слова, которые помогут вам при ответе. 3 группа. Какие советы дает Чернушка? Совпадают ли эти советы с выводами учителя Алеши? 4 группа. Найдите ключевые слова, которые помогут вам ответить на вопросы: «Верит ли Чернушка, что Алеша исправится?», «Исправился ли мальчик на самом деле?» В ходе выполнения и обсуждения заданий ребята должны найти ответ на вопрос: «Почему добрый, умный мальчик стал непослушным и злым?». Учитель не подталкивает к правильному ответу. Пятиклассники сами приходят к пониманию, что виной всему – праздность, что приносят радость только те знания, которые добыты честным трудом. Учащиеся могут изменить количество разноцветных бусинок на разных чашах весов, аргументировав это. 6 этап – «Афиширование». Ученикам предлагается поработать журналистами и написать небольшую публицистическую статью на тему: «Чему учит сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Желающие зачитывают свои статьи, идет обсуждение. 7 этап – «Рефлексия». В конце каждой мастерской предлагаю ответить на вопрос: «Какие мини открытия вы сегодня сделали?». На втором этапе рефлексии учащиеся отправляются в воображаемый сад. На боковой доске нарисованы деревья. Дети пишут на импровизированных листочках-стикерах такие желания, исполнение которых могло бы сделать человека лучше, исправить его, а не навредить, а затем прикрепляют свои листочки к веткам дерева. После этого проводим воображаемую экскурсию по саду, обсуждаем написанные на листочках желания. Кто-то из детей говорит, какой листочек он хотел бы сорвать для себя и почему. Логичным завершением мастерской будет написание творческой работы, поэтому домашнее задание дети получают следующее: написать мини сочинение «Хотите ли вы получить в подарок волшебное зернышко и почему?» В заключение хочется отметить: проведение уроков-мастерских способствует формированию не только предметных и метапредметных универсальных учебных действий (что, несомненно, очень важно!), но и личностных результатов. Одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является духовно-нравственное образование. И именно мастерские позволяют обратиться к духовному опыту ребенка, задеть определенные струны в его сознании, душе, пробудить мысли и чувства. И есть надежда, что все это будет пусть медленно, но неизменно вести к нравственному самосовершенствованию юного поколения.


Список литературы
1. Еремина Т.Я. Педагогические мастерские. Инновационные технологии на уроках литературы. ФГОС. – М.: Просвещение, 2013.
2. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? - М.: Корифей, 2000.
3. Педагогические мастерские. Теория и практика / Сост. Н.И. Белова, И.А. Мухина. – СПб.,1998.
4. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013.