17 февраля 2016г.
Аннотация.
В работе рассматриваются современные проблемы использовании мобильных приложений в общеобразовательном процессе. Анализируются современные тенденции, происходящие в образовательной среде с использованием мобильных технологий, их достоинства и недостатки.
В современном мире практически у каждого учащегося общеобразовательной школы есть мобильное устройство. Причем мобильными устройствами школьники пользуются не только для развлечения или получения разноплановой информации, но и для решения различных учебных вопросов. Появление специализированных приложений для обучения в последнее время стала рассматриваться как возможность использования таких мобильных приложений в общеобразовательном процессе. Анализ мировых тенденций демонстрирует жизненную остроту применения в образовательной деятельности мобильных приложений для решения различных педагогических задач, организации удаленного доступа к общесетевым и специализированным ресурсам и сервисам учебных заведений. Своевременность применения мобильных технологий в образовательной среде обусловлена следующими предпосылками: высокий уровень и динамика распространения мобильных устройств (не редкость, когда один пользователь является владельцем двух и более устройств), устойчивый интерес к их применению, возможностью превратить в медиаконтент и сопутствующее содержание в инфраструктуру образовательного и научно-исследовательского пространства [1].
На сегодняшний день существуют две основные концепции применения мобильных устройств в образовании: BYOD (bring your own device) и GYOD (give your own device). BYOD - “принеси свое собственное устройство“, концепция, в которой учащиеся приносят свои собственные устройства. GYOD - “дай мне свое устройство”, учащимся выдают мобильные устройства.
Для BYOD были отмечены следующие достоинства:
1. Удобство использования любое мобильное устройство обладает помимо технических характеристик дополнительными свойствами, которые устраивают пользователя, в том числе и внешний вид, поэтому сложно, проводя массовую закупку, подобрать подходящие устройства для всех пользователей.
2. Устаревание техники рынок мобильных устройств развивается очень быстро и появляются новые устройства, превосходящие предыдущее поколение. Общеобразовательные учреждения не могут позволить себе обновлять мобильные устройства так быстро.
3. Использование устройств в личных целях - учащиеся используют мобильные устройства для личных целей.
Из недостатков следует отметить то, что на данный момент не все учащиеся имеют необходимые планшеты и смартфоны.
Для GYOD вся проблема заключается в бюджете общеобразовательного учреждения, который придется увеличить для выдачи мобильных устройств всем учащимся [2].
Возможности мобильных приложений для общеобразовательных учреждений.
- Функция "мобильный дневник".
- Интерактивное он-лайн расписание занятий и уроков, контрольных работ.
- Оповещения о сроках сдачи и результатах контрольных работ.
- Уведомления об изменениях в учебном процессе.
- Быстрый доступ к методическим и учебным материалам.
- Интеграция модулей экспресс изучения иностранных языков.
- Удобное использование методики аудирования.
- Удобный контроль знаний учащихся с помощью он-лайн тестирования.
- Использование в процессе обучения дополнительных интерактивных модулей, создаваемых для каждой дисциплины.
Обучающие приложения по предметам школьного курса включают теоретическую информацию и задания для проверки знаний. Конечно, каждое мобильное приложение для образовательного учреждения создается с учетом всех особенностей учебного процесса и специфики изучаемых материалов в конкретной школе, гимназии или лицее [3].
Использование мобильных приложений в образовательном процессе затрагивает и другую важную проблему – диагностики и сохранности здоровья учащихся.
Интенсификация мобильных технологий привело к созданию эффективных диагностических приложений, которые могут отслеживать физическое и психологическое состояние учащихся. Мобильным системам для персонализированной медицины следует уделять особое внимание. Их потенциал изначально был ориентирован на их использование в аэрокосмической медицине. В настоящее время, персонализированные медицинские технологии доступны для широкого использования, в том числе и для учащихся общеобразовательных учреждений, взаимосвязаны с мобильными приложениями в образовательной сфере [4].
Преимущества и недостатки использования мобильных приложений в общеобразовательном процессе. Преимуществами использования мобильных приложений в образовательном процессе следующие:
- в любой момент, в любом месте можно учиться;
- мобильное обучение часто делаются в игровой форме;
- осуществляется контроль посещаемости;
- упрощение процедуры проведения контрольных работ или индивидуальных заданий;
- производится унифицированный контроль над уровнем знаний учащихся;
- ускорение обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса. Недостатками являются:
- возможный вред для зрения при длительной работе с мобильным устройством;
- не всегда у детей есть сконфигурированные смартфоны и планшеты (при концепции BYOD);
- сложность планирования работы;
- контент-фильтрация (или осуществление функции “родительский контроль”);
- учащийся может отвлекаться на другие приложения, которые носят развлекательный характер [5].
Все недостатки, кроме отсутствия у ученика мобильного устройства, можно разрешить различными способами, при слабом зрении можно приобретать специальные очки, фильтрацию контента можно и нужно делать родителям детей. Недостатков в использовании мобильных приложений в общеобразовательном процессе намного меньше, чем преимуществ. Существует значительное количество компаний, занимающихся разработкой мобильных приложений, в том числе такие крупные фирмы, как Whisper Arts, Agilie, Softreactor и другие. Однако, унифицированных приложений, позволяющих полноценно встраиваться в образовательный процесс, практически отсутствуют.
В настоящее время использование мобильных приложений в образовательном процессе все еще находится на начальной стадии, но стремительно развивается. За рубежом при поддержке крупных брендов идет активное внедрение мобильных устройств в образовательный процесс. Такая же тенденция наблюдается и в России. Процесс обучения посредством мобильных приложений перспективен, за ним будущее.
Список литературы
1. Иванченко Д.А., Хмельков И.А. Применение подходов BYOD для построения стратегии информатизации высшего учебного заведения / Д.А. Иванченко, И.А. Хмельков, Д.Ю. Райчук, А.М. Митрофанов, А.В Самочадин, П.А. Рогов. СПб: Научно-технические Ведомости СПбГПУ, 2013, 174 с.
2. Использование мобильных технологий (технологии BYOD) в образовательном процессе [Электронный ресурс]. URL:https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=14399&showentry=6178 (Дата обращения: 24.09.2015).
3. Разработка мобильных приложений для сферы образования [Электронный ресурс]. URL:http://www.softreactor.ru/razrabotkamobilnyhprilozheniydlyasferyobrazovaniya (Дата обращения: 27.09.2015) Яз. рус.
4. Singatulin R., Ablyazov K. Personal Accompanying Remote Noninvasite Medical System / International Journal of Advances in Computer Science and Its Applications. Volume 5: Issue 1. 2015. P. 34-36.
5. Мобильное обучение на мобильных устройствах: прошлое, настоящее и будущее [Электронный ресурс]. URL:http://apptractor.ru/mLearning. (Дата обращения: 01.10.2015).