Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОСПИТАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

В современной науке внимание ученых и практиков все больше привлекает проблема толерантности. Актуальность формирования толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности подчеркивается в принятой Правительством Российской Федерации в 2001г. Федеральной целевой программе

«Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». [5]

В Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года в Париже, под толерантностью понимается уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. [1; 71]

Исследованию толерантности в психологии посвятили свои труды: А.Г. Асмолов, A.M. Байбаков, Г.В. Безюлева, P.P. Валитова, Е.Г. Виноградова, А.В. Зимбули, Д.В. Зиновьев, И.В. Крутова, В.А. Лекторский, Н.Я. Маркова, О.А. Овсянникова, В.А. Петрицкий, А.П. Садохин, О.Б. Скрябина, Г.У. Солдатова и др.

В настоящее время особое значение приобретает проблема формирования педагогической толерантности у будущих педагогов.

Педагогическая толерантность – устойчивость педагога к воздействию фрустрирующих факторов; профессиональное качество учителя: уважение, эмпатия, умение прощать ошибки других людей; принятие индивидуальности партнера по взаимодействию. [5]

В связи с тем, что за последние 10-15 лет в России значительно ухудшилось состояние здоровья женщин репродуктивного возраста и детей [3;5] актуальной является подготовка педагогов-дефектологов.

Так, по данным Министерства образования РФ в 2014-2015 учебном году в образовательных организациях России обучались 467 176 детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).

Сущность педагогической работы в специальном образовании такова, что не каждый желающий стать профессиональным дефектологом может быть допущен к этому виду деятельности и должен ею заниматься. Специальная педагогика предъявляет особые требования к личности педагога, его профессиональной подготовке, что в свою очередь, требует адекватной организации учебно-воспитательного процесса. [4; 158]

Согласно федеральному государственному стандарту по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» среди компетенций, которыми должен обладать бакалавр, обучающийся по направлению дефектологическое образование особо выделены: способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности, а также способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладание мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ. [2]

На кафедре педагогики и психологии детства института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» накоплен значительный опыт в области подготовки учителей- дефектологов. Подготовка специалистов-дефектологов проводится почти 20 лет, с 2011 года началось обучение бакалавров по направлению «Дефектологическое образование», профилю «Дошкольная дефектология».

Формирование педагогической  толерантности по отношению к  людям с ОВЗ включено во все виды деятельности студентов, а начинается данная работа уже с абитуриентами.

В течение года в рамках профориентационной работы действует «Педагогическая академия для старшеклассников», когда они могут посетить коррекционные учреждения, общаться со специалистами- дефектологами. Таким образом, абитуриент оценивает свои собственные возможности и способности к работе с детьми с ОВЗ.

Большое внимание воспитанию толерантности уделяется на теоретических курсах по специальной педагогике и психологии, психолого-педагогических практикумах и спецкурсе «Воспитание толерантности у детей дошкольного и младшего школьного возраста». Каждая дисциплина представляет свои возможности для ознакомления с теорией и практикой ценностей толерантности. Например, в  рамках изучения дисциплины «Клиника интеллектуальных нарушений» осуществляются: посещение интерната для детей с интеллектуальными нарушениями, проведение студентами благотворительных акций и мероприятий для его воспитанников. При изучении курса «Обучение и воспитание детей с ЗПР» будущие дефектологи принимают участие в открытых занятиях на базе дошкольных коррекционных учреждений, а также посещают Центр диагностики и коррекции. Экскурсии в библиотеку для слепых, тифлопедагогический кабинет проводятся в ходе изучения такого предмета, как «Психология детей с нарушениями зрения».

Способность к педагогической работе с детьми с ОВЗ, эмпатийному отношению к этим детям проверяется на различных видах педагогической практики. Главная задача этой деятельности студентов – развитие конкретных навыков толерантного поведения. Прохождение всех видов практики дает ответ на вопрос – способен ли работать студент с детьми с ОВЗ. Чаще всего к окончанию обучения выпускник уже выбрал коррекционное учреждение для своей профессиональной деятельности.

Ежегодно ряд курсовых и выпускных квалификационных работ связан с вопросами толерантного отношения к детям с ОВЗ не только будущих специалистов, но и всего общества. Итогом данной работы являются выступления студентов на различных конференциях и участие в круглых столах со специалистами-дефектологами.

Несомненно, важной частью комплексной работы по формированию педагогической толерантности является внеучебная деятельность студентов.

Волонтерство – наиболее приемлемая форма внеучебной деятельности студентов для проявления социальной активности, выражения толерантности. Ведь это не просто оказание помощи одними гражданами – другим, а изменение ценностных ориентаций, переход к принципу активной жизненной позиции в обществе.

Именно поэтому на кафедре традиционными стали такие мероприятия, как благотворительные акции, дни ребенка, праздники и детские лагеря для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, проводимые при взаимодействии с общественными организациями («Открытый мир», «Родное слово», «Помоги себе сам» и др.), коррекционными учреждениями города и республики.

Кроме этого в рамках внеучебной деятельности ежегодно организуются конкурсы социальных роликов, которые позволяют увидеть самые злободневные проблемы общества глазами самих студентов. Активные дискуссии со студентами разворачиваются и на кинолекториях после просмотра документальных и художественных фильмов о детях с ОВЗ.

Большой вклад в формирование толерантности будущих педагогов внес совместный финляндско- российский проект «Организация обучения переводчиков жестового языка в г. Петрозаводске». В течение трех лет с помощью педагогов отделения жестового языка Гуманитарного университета прикладных наук «HUMAK» (Финляндия) и специалистов Московского Научно-методического Центра социально-педагогических проблем образования глухих и жестового языка студенты-дефектологи получали дополнительное образование «Переводчик жестового языка». Это способствовало активной совместной деятельности и формированию дружеских отношений с глухими и слабослышащими детьми. Были проведены досуговые мероприятия для детей с нарушением слуха, семейный лагерь. В городе организованы курсы по изучению жестового языка для желающих, что свидетельствует о появление толерантного отношения к детям с ОВЗ в обществе. И сейчас выпускники кафедры с большим желанием работают с глухими воспитанниками, помогая им осваивать конкретные профессии.

Воспитание педагогической толерантности продолжается и после завершения обучения в вузе. Так, для выпускников кафедры проводятся курсы повышения квалификации, в том числе и в дистанционной форме. Молодые специалисты приглашаются на семинары, конференции, круглые столы, где они делятся своим опытом с нынешними студентами.

Профессионализм и компетентность будущих специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, невозможна без формирования педагогической толерантности. Дети с ОВЗ требуют особого внимания, так как они наименее защищенные члены общества. Формирование толерантности, эмпатийного отношения к этим детям возможно только через комплексный подход в течение всех лет обучения в вузе.

 

Список литературы

1.      Борытко, Н.М. Введение в педагогику толерантности: учеб. пособие для ст-тов пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 80 с.

2.      Министерство образования и науки Российской Федерации. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 специальное дефектологическое образование (квалификация (степень) «Бакалавр»): приказ №49 от 18.01.2010. – Режим доступа: WWW. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/5 - 09.10.2015.

3.      Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов: учеб. пособие / Под ред. С.М. Безух, С.С. Лебедевой. – Спб.: Речь, 2007. – 112 с.

4.      Филатова, И.А. Обоснование концепции деонтологической подготовки педагогов-дефектологов / И.А. Филатова // Педагогическое образование в России. – 2011. – №4. – С. 153-159.

5.      Чебыкина, О.А. Системный анализ подходов к понятию «толерантность» / О.А. Чебыкина // Психологическая наука и образование. – 2012. – №2. – Режим доступа: WWW. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53615.shtml - 02.10.2015