Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА АДАПТИРОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Тесная взаимосвязь имеется между успеваемостью, личностными характеристиками и уровнем мотивации. Определив личностные характеристики студентов-первокурсников, можно прогнозировать с достаточной долей вероятности их дальнейшую успеваемость. Это создаст возможность для оптимизации учебного процесса, а также приведет к повышению успеваемости и улучшению качества подготовки специалистов. Потребности личности формируют мотивацию учебной деятельности студентов. Мотивы, формирующие потребности, могут быть профессиональными, познавательными, социально-психологическими, личной престижности.

Адаптированность личности в учебный процесс означает высокую степень включенности личности в деятельность, что в свою очередь является обязательным условием для развития и положительного изменения личности. «Теперь уже нет сомнения, что структуру процессов воспитания и образования, взаимодействия в них различных средств, методов, компонентов, можно понять лишь относительно к структуре психофизического развития человека, его целостной природе.» [1 – стр. 44]

В условиях постоянно увеличивающегося объема знаний и их быстрого устаревания и обновления меняются и цели образования. Эффективность образования невозможно поднять простым увеличением сроков обучения. Содержание образования должно быть индивидуализировано с целью активизации личностных способностей учащихся, развития их самостоятельности, с целью максимально развить их творческую самореализацию для перехода на систему непрерывного образования. Академическая деятельность студентов является основой формирования их личности как специалистов, их высоких профессиональных качеств. Результативность академической деятельности студентов зависит от различных субъективных и объективных факторов: материально-технической базы вуза, учебно-воспитательной работы, научно-исследовательского процесса, активной самостоятельной деятельности студента и др. Мотивация студентов при этом играет не последнюю роль в активизации процесса обучения. В том числе и возрастание интереса к учебе и потребность в самообразовании является результатом создания положительной учебной мотивации.

Два основных понятия научной теории – это постановка задач и технологии их решения. В педагогической системе достижение дидактических задач обусловлено условиями и содержанием деятельности. Цель дидактической задачи – формирование определенных качеств личности. Исходные личностные качества – это условия для решения дидактических задач, а содержание учебного предмета – это информация, которой располагают участники учебного процесса. Самооценка и самоанализ вытекают из принципа рефлексии. Он определяет готовность личности выполнять поставленные образовательные задачи на основе цельной личностной системы норм и ценностей.

Оптимизация преподавания иностранного языка может быть достигнута лишь при индивидуализированном обучении, которое способствует активизации познавательной деятельности учащихся. При этом появляется возможность выбрать и осуществить наилучший вариант обучения для успешного решения учебных задач при рациональном использовании затрат и ресурсов обучающих и обучаемых. Оптимизация преподавания иностранного языка возможна по трем основным направлениям: лингвистическому, психолого-педагогическому, методическому. По лингвистическому направлению происходит отбор языкового материала по количественно- качественным характеристикам. Психолого-педагогическое направление исследует факторы, приводящие к эффективности и успешности воспроизведения и репрезентации полученной информации. Методическое направление исследует отдельные методические приемы обучения, частные языковые методики в рамках конкретных условий учебного процесса. «… всякая система, в том числе и педагогическая, не может эффективно функционировать или функционировать вообще, если набор ее существенно значимых подсистем (элементов системы) не является функционально полным.» [2 - стр.13]

Проблема успешности обучения была разработана Б.Г. Ананьевым в монографии «Психология педагогической оценки» и в ряде других поздних работ. Учебная успешность является итогом организации учебного процесса и самоорганизации учебной деятельности, и она определяется темпом и качеством осуществления студентом учебных задач.

При традиционной форме обучения педагог является самым активным участником учебного процесса. При личностно ориентированном обучении основной проблемой является вовлечение каждого студента в учебный процесс, учитывая возможности и способности каждого студента. Управление этой деятельностью тем не менее находится в ведении преподавателя, который учитывает индивидуальные характеристики своих учащихся, определяет их различия и степень их обучаемости. Т.о., выявляя индивидуальные особенности студентов, их личностных качеств, преподаватель  применяет и использует эти индивидуальные  особенности в различных моделях обучения. Применение гибких дидактических технологий, выбранных на основе знания индивидуальных особенностей студентов, позволяет достигать результативности обучения. Преподавателю удается применять должный уровень педагогических усилий и педагогического мастерства по отношению ко всем учащимся.

Выбор методов и средств обучения, критерии оценки знаний, умений и личностных качеств обучаемых, в конечном итоге и качество подготовки специалистов зависит от содержания образования, которое является одним из главных компонентов учебно-воспитательного процесса. В работах отечественных и зарубежных специалистов и авторов по проблемам содержания образования выделяются основные принципы формирования высшего образования:

-    принцип научности содержания образования, что предполагает соответствие содержания образования современному высокому уровню развития техники и производства;

-      принцип связи теории с практикой, что предполагает ориентацию содержания  образования на формирование профессионально-значимых знаний, умений и навыков, а также увеличение доли практических занятий;

-     принцип систематичности, что предполагает наличие межпредметных и внутрипредметных связей, необходимость оптимизации учебных планов и программ, использование структурно-логических схем при планировании учебно-воспитательного процесса;

-    принцип проблемности в содержании образования, что предполагает определение актуальных научно- технических, социально-управленческих и др. проблем, определение состава деятельности специалиста и систему соответствующих учебных задач, объема и содержания учебной деятельности для студентов;

-   принцип направленности содержания обучения на развитие и воспитание личности будущего специалиста, что предполагает переход от массового обучения и воспитания к индивидуальной подготовке, комплексное планирование обучающих, воспитывающих, развивающих задач по каждой учебной дисциплине;

-      принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон образования, что означает необходимость учитывать индивидуальные особенности студентов, методы обучения и методику преподавания при проектировании содержания учебной дисциплины.

В рамках современной антропоцентрической парадигмы гуманитарных знаний человек в совокупности своих индивидуально-личностных особенностей помещается в центр и несет в себе основные характеристики макро- и микросоциума. Педагоги и психологи проводят целенаправленное изучение взаимоотношений человека с окружающей средой с целью их дальнейшей коррекции и позитивного изменения общества в целом. Личностно ориентированное образование создает условия для максимального раскрытия потенциала и творческих способностей личности.



Список литературы

1.   Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды том 2 – М.: Педагогика, 1980.

2.   Леднев В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству – М.: МГАУ, 2002.