Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Контингент обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации достаточно разнообразный: это и студенты (слушатели) обучающиеся по программе специалитета и по программе бакалавриата; это и студенты (слушатели) обучающиеся по программе второго высшего образования. Накопленный исследовательский материал дает возможность охарактеризовать эти категории обучающихся с социально-психологической и педагогической позиции. Студенты (слушатели), обучающиеся по программе второго высшего образования, это социальная группа, характеризующаяся высокой профессиональной направленностью, полностью представляющая все ее требования и условия. Значительная часть этой категории обучающихся обладает опытом профессиональной деятельности, имеют в своем арсенале производственный стаж работы. Это люди с высоким образовательным уровнем, развитыми потребностями в культурном росте и мотивациями в познании, что проявляется в их социальной активности, интеллектуальной и социальной зрелости.
Эти особенности определяют отношение обучающего к обучающимся как партнерам педагогического общения и взаимодействия. С точки зрения личностно-деятельностного подхода обучающийся является активным, самостоятельно организующим свою деятельность субъектом педагогического взаимодействия, решающим сложные профессионально-ориентированные задачи (контекстное обучение). Опыт накопленный за годы практической деятельности, непременно учитывается обучающим в содержании, проблематике и приемах организации учебной деятельности обучающихся [7]. Возраст таких обучающихся 22-35 лет, что приходится на пору пика, расцвета человеческого интеллекта. по утверждению акмеологов, именно в этом возрастном периоде происходит сложнейшее структурирование ума, которое, разумеется, индивидуально и вариативно. в связи с этим учебные занятия обучающимся формулируются, как правило, проблемно и оно нацелено на творческое решение конкретных ситуаций, в результате чего достигается одновременно как понимание и осмысление, так и запоминание, структурирование в памяти усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленная актуализация [3]. Рассматривая обучающегося по программе второго высшего образования как субъекта учебной деятельности. следует учитывать, что эта деятельность, прежде всего, определяется мотивами, которые разделяются на: мотивы достижения и познавательные мотивы. Исследования показали, что в учебной деятельности обучающихся довлеют познавательные и профессиональные мотивы, возникающие в проблемных ситуациях и развивающиеся при правильном взаимодействии и отношении обучающихся и обучающих. Во время обучения в образовательных организациях формируются и развиваются глубокие знания и устойчивые умения профессиональной деятельности. Прочной опорой в решении этой задачи является опыт производственной деятельности обучающихся, полученный ими до поступления в образовательную организацию. В то же время существенное значение имеет умение обучающегося выполнять все виды и формы учебной деятельности. Результаты специальных исследований показывают, что в этом отношении имеются существенные проблемы: у большинства обучающихся отсутствует система слушания и записывания лекции, конспектирования литературы, значительная часть не умеет логично и убедительно выступать перед аудиторией, вести полемику, давать аналитическую оценку проблемы. Около половины обучающихся стремятся хорошо учиться, повышают свою квалификацию, остальные не проявляют рвения в этом отношении, а отдельные удовлетворяются посредственными результатами. Учитывая эти обстоятельства, обучающему необходимо, прежде всего, обучить обучающихся планированию и организации учебной деятельности, определять свои действия таким образом, чтобы обучающиеся видели пример организованности в работе, четкую программу упражнений в выполнении профессиональных задач и проблемных ситуаций, т.е. необходимо научить их учиться. Личный пример обучающего побуждает обучающихся к освоению новых ценностных ориентаций, осознанию себя как субъекта деятельности, усилению диалогичности обучения, организации делового общения, созданию условий свободного отстаивания своих взглядов и жизненных позиций в педагогическом процессе [12]. Студенты (слушатели) образовательных организаций, обучающиеся по программе специалитета и бакалавриата, в возрастном отношении, это юноши и девушки 18-23 лет, то есть молодежь юношеского возраста, находящаяся на этапе его перехода к зрелости. Этим объясняется сложность и противоречивость их психического склада: желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера, способность подавить некоторые чрезмерные и лишние устремления; часто сочетаются застенчивость и самохвальство, скромность и преувеличенное самомнение, эгоизм и самопожертвование. для этого возраста характерен большой оптимизм, вера в собственный потенциал возможностей, открытость, тяга к общению с товарищами, приоритеты своих достоинств, ориентировка на самостоятельность, показу лучших своих достоинств. Эти черты психического склада обучающихся нацеливают обучающего на поощрение их разумных дерзаний в учебе, овладение сложными учебно-познавательными задачами, не допуская мелочной опеки, со своей стороны, при предъявлении к будущим специалистам и бакалаврам высокой требовательности, учит их самокритично оценивать свою учебную деятельность и поведение. анализ учебно-познавательной деятельности обучающихся свидетельствует о том, что их направленность, как правило, характеризуется стремлением качественно завершить обучение в образовательной организации, стать хорошим профессионалом своего дела, посвятить свою жизнь плодотворной деятельности. Наличие такой установки, твердых жизненных планов является благоприятной предпосылкой успешного обучения и воспитания будущих выпускников образовательных организаций Российской Федерации. Вместе с тем, под влиянием характера и содержания учебной деятельности, жизненного опыта, макросоциальных процессов, семейного положения, воспитания и других факторов у части обучающихся отсутствует твердое убеждение в правильности выбора профессии. Они, как правило, проявляют сомнения, колебания, допускают безответственное отношение к учебе, нарушают учебную дисциплину и установленный порядок, нередко настойчиво добиваются отчисления из образовательной организации. Среди таких студентов (слушателей) все чаще появляются те, кто поступил в образовательную организацию с одной целью - получить высшее образование, диплом, профессию, чтобы затем выгодно устроится в какой-либо коммерческой структуре.
Все эти обстоятельства обязывают обучающего нацеливать свои усилия на формирование у обучающихся стабильной направленности на будущую профессию, зрелых потребностей духовного плана (овладение будущей профессией, добросовестного обучения в образовательной организации, примерности в учебной дисциплине), сформировавшихся научно-обоснованных убеждений и взглядов; способности объективной оценки социально-политических событий и процессов [1]. Имея в виду, что молодому поколению присущи такие качества, как: стремление к новому, широта интересов, любознательность, острота восприимчивости, сильная впечатлительность, повышенная эмоциональность, категоричность и поспешность в принятии решений, обучающему необходимо соблюдать педагогический такт, чуткость и внимательность, не уменьшая требовательности, особенно когда речь идет об искоренении промахов и ошибок. Необходимо также иметь четкое представление об особенностях практической деятельности будущих специалистов и тех компетенциях, которые должны приобрести обучающиеся на различных курсах обучения в образовательной организации. Если на первом курсе основные трудности для обучающихся состоят в адаптации к условиям образовательной организации, отличии от общеобразовательной школы, разрешении противоречия между объемом, новизной, сложностью учебного материала и отсутствием необходимых навыков и умений самостоятельной работы, то на последующих курсах обучения, основные трудности заключаются в упрочении усвоенных профессиональных знаний, навыков и умений, их квалифицированном применении в различных формах учебной деятельности; переоценке накопленного опыта учебы, недопущении элементов зазнайства, критиканства, завышения самооценок, «оригинальничания» [9]. Обучающему необходимо терпеливо, но аргументировано доказывать несостоятельность ложных позиций, помогать будущим выпускникам образовательной организации избавиться от ошибок, активизировать самообразование. Большую роль в решении этих задач играет производственная практика, которая является испытанием профессиональной подготовленности каждого обучающегося. Рассматривая студентов (слушателей) как субъектов учения, обучающему необходимо определить их важнейшую характеристику - обучаемость, то есть потенциальную возможность овладения системой профессиональных знаний, навыков и умений в объеме, установленном учебными программами, изучаемых в образовательной организации, дисциплин, с тем чтобы установить восприимчивость обучающегося к усвоению новых знаний, его готовность подняться на более высокий уровень интеллектуального и физического развития. многие ученые, такие как: С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя, З.И. Калмыкова и многие другие утверждают, что обучаемость базируется на совокупности свойств интеллекта: обобщенности, осознанности, гибкости, устойчивости, самостоятельности мышления [5]. Основными показателями обучаемости, как правило, отмечаются: темп в освоении знаний и формировании умений; легкость освоения (отсутствие утомленности, чрезмерного напряжения); гибкость в переключении на новые способы действий; прочность сохранения основного материала. помимо этих показателей, по мнению З.И.Калмыковой и А.К.Макаровой, учитываются: количество конкретного материала на основе которого решена новая задача; соотношение самостоятельных шагов в решении этой задачи и дозированной помощи обучающего; время, затраченное на решение этой задачи; способность к самообучению; работоспособность и выносливость; активность ориентировки в новых условиях; инициативное обращение к более трудным заданиям; настойчивость в достижении цели; помехоустойчивость; восприимчивость; готовность к помощи другого человека [2]. По этим показателям разработана методика определения обучаемости, предполагающая реализацию следующих положений: комплексность (синтезирование показателей); естественный эксперимент на учебном материале с фиксацией результатов, сочетанием качественного и количественного анализа способов решения, оказываемой помощи и т.д.; диагностирование обучаемости в проблемных профессиональных ситуациях и задачах; сочетание индивидуальных и количественных диагностических процедур, позволяющих получить более полную и объективную оценку обучаемости. Обучаемость студента (слушателя) проявляется в ее особенностях и характере, стиле учебной деятельности (позитивном - хорошем, или негативном - плохом). Знание обучающим потенциальных возможностей обучающегося позволяет ему осуществлять личностно-ориентированное обучение, добиваясь максимальных результатов в учебной деятельности будущего выпускника образовательной организации Российской Федерации [10]. Студенты (слушатели) обучаются в составе учебных групп. Чем полнее изучены особенности каждого обучающегося, тем продуктивнее осуществляется педагогическая работа. Изучение особенностей обучающегося, учебного коллектива проводится с соблюдением ряда педагогических условий. Основные из них следующие:
 подчинение процесса обучения личности обучающегося и студенческого коллектива повышению качества обучения и воспитания, совершенствованию руководства их учебно-познавательной деятельностью;
 изучение должно быть планомерным, систематическим и целеустремленным во всех видах деятельности обучающихся, в дни и часы отдыха, в образовательной организации и вне ее пределов;
 изучать необходимо как отдельные черты личности обучающегося. так и его личность в целом, а учебный коллектив как единый сплоченный, целеустремленный и развивающийся организм [11].
Учение является ведущей деятельностью обучающихся. Именно в ней и посредством ее достигаются основные цели подготовки будущих профессионалов. Она влияет на приобретение профессиональных знаний. формирование и развитие умений специалиста путем решения учебных задач и ситуаций. Учебная деятельность имеет сложную структуру, характеризуется целями, мотивами, познавательными процессами, эмоционально-волевыми проявлениями. Когда учение превращается в творческий процесс, оно активизирует все психические процессы личности, вызывает удовлетворение, радость познания нового, повышает интерес к изучаемому учебному материалу. В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин определяют учебную деятельность как целенаправленную работу направленную, и включающую в свое содержание, стремление овладеть обобщенными научными понятиями, побуждаемую мотивами собственного совершенствования обучающегося. Исходя из этого она характеризуется: направленностью на усвоение учебного материала, основных научных понятий. общих способов действий; неудовлетворенностью познавательными потребностями; стремлением изменения самого процесса учебной деятельности, самого обучающегося, исходя из требований времени. В качестве средств учебной деятельности выступают, прежде всего, интеллектуальные действия (логические операции): языковые, знаковые, средства вербальности и фоновые знания, включение в которые новых знаний структурирует индивидуальный опыт обучающегося [6]. Способы учебной деятельности самые разнообразные, это: репродуктивная работа обучающихся; проблемно-творческие поиски ответов на интересующие вопросы; научно-исследовательская работа обучающихся в процессе учебы в образовательной организации. продуктом учебной деятельности является структурированное профессиональное знание, актуализируемое при решении практических задач, развитии умений. Результатом ее является отношение обучающегося: либо он с интересом продолжает эту деятельность, либо уклоняется, избегает ее. Объем учебных нагрузок в образовательных организациях Российской Федерации достаточно велик и, следовательно, обучающемуся нужны сильные мотивы, чтобы успешно их преодолеть. Если таковых мотивов нет, на большие результаты в развитии личности не приходится рассчитывать, не помогут и административные меры воздействия. Специальные исследования, проведенные Н.А. Тереховым и Ш.К. Алдамжаровым показывают, что положительная мотивация выявлена у подавляющего большинства обучающихся в образовательных организациях. Главным мотивом для всех обучающихся, ответивших на вопросы анкеты, является стремление стать специалистом высокой квалификации, профессионалом. Выявлено также, чем выше уровень учебной активности обучающегося, тем объективнее и его самооценка, более критичен подход к оценке основных социально-психологических свойств [8]. Мотивация учения изменяется в ходе учебной деятельности, и чаще всего в сторону ее усиления. Этому способствуют многие факторы: профессиональная направленность содержания занятий, методика их проведения, организация учебного времени, личность обучающего, установившаяся психологическая атмосфера во взаимодействии и отношении как между обучающим и обучающимся, так и между участниками занятий. Выявлено, что основными условиями, от которых зависит положительная мотивация к учению, являются: профессиональная значимость и новизна учебного материала, осознание ближайших конечных целей обучения в образовательной организации, поддержание творческих инициатив участников занятия, самостоятельность и аргументированность мышления обучающего, эмоциональное изложение научной информации [4]. Немаловажное значение имеет также обеспечение нормального ритма деятельности обучающихся. Планирование различных видов занятий без учета степени трудности учебных предметов, динамики работоспособности по дням недели, допущение различного времени начала занятий в одних и тех же группах на протяжении недели и т.п. - все это нарушает ритм, негативно влияет на функциональное состояние и работоспособность обучающихся образовательных организаций Российской Федерации.

Список литературы
1. Багаутдинова Н.Г. Инновационный потенциал высшей школы: Анализ и оценка. М.: Экономика, 2002. - 426 с.
2. Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. Методика преподавания в высшей школе. Учебно-практическое пособие. М.: Юрайт, 2014. - 315 с.
3. Бойкова П.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические техногогии. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.
4. Веселков Ф.С., Веселков А.Ф. Сто идей-резервов высшей школы России. М.: Осипов, 2007. - 276 с.
5. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М.: Педагогическое общество России, 2005. - 432 с.
6. Гарин А.В. Психология и педагогика высшей школы. М.: МЭИ, 2010. - 240 с.
7. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы. М.: Юнити-Дана, 2012. - 446 с.
8. Иваницкий А.Т. Педагогика и психология высшей школы. СПб.: УМВД РФ 1996. - 575 с.
9. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. М.: Университетское, 2002. - 129 с.
10. Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрологическая парадигма. М.: Юнити-Диана, 2013. - 208 с.
11. Столяренко Л.Д., Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Сучков Г.В. и др. Психология и педагогика высшей школы. Учебник. Р-на-Д: Феникс, 2014. - 624 с.
12. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. Методика, цели и содержание, творчество. М.: Академия, 2002. - 304 с.