Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы использования современных электронных образовательных технологий на занятиях по иностранному языку. Данные технологии являются мощным средством мотивации, способствуют повышению эффективности и качества обучения, улучшают уровень языковой компетенции студентов. Ключевые слова: обучение иностранному языку, современные электронные образовательные технологии, мотивация, уровень языковой компетенции.

 

 

USING COMPUTER TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO HIGHER SCHOOL STUDENTS

 

Tkacheva I.A., Yakovleva L.V.

 

Abstract: This article deals with the issues concerning the way of using modern electronic educational technologies at the foreign language lessons. These technologies are powerful motivation means and they could improve the language competence level of students in higher schools.

Key words: foreign language teaching, modern electronic educational technologies, motivation, language competence level.

В настоящее время отмечается качественное изменение статуса иностранного языка в связи с модификацией экономической и социокультурной ситуации в стране, вхождением России в мировое сообщество; возникает огромный спрос и создается мощная мотивационная база для его изучения. Язык изучается не только как средство повседневного общения и получения специальности, но и как инструмент повышения квалификации делового общения. Новый социальный заказ требует расширения функций иностранного языка как предмета, а, следовательно, изменения его целей и задач, что, в свою очередь, приводит к изменению средств обучения.

Становится очевидным, что достижение этих целей невозможно без использования на занятиях современных электронных образовательных технологий. Компьютеры прочно входят в процесс обучения. Возможность работы в компьютерных сетях открывает перед преподавателем и студентом новые перспективы для творческого развития личности, накопления опыта самостоятельного получения знаний. Разнообразие форм представления информации создаёт благоприятные условия для изучения, тренировки и совершенствования в овладении иностранными языками. Компьютер также помогает в проведении тестирования, направленного на определение уровня владения иностранным языком на разных этапах обучения (итоговый, рубежный, промежуточный контроль), без участия или с частичным участием преподавателя, значительно сокращает время проверки результатов, позволяет корректировать работу исходя из интересов и возможностей студентов.

Многие вузы используют компьютерные технологии и программное обеспечение для обучения иностранному языку, которое предлагает рынок, но таких мультимедиа продуктов не достаточно, чтобы соответствовать программе вуза, задачам преподавателя, потребностям студентов. В каждом высшем учебном заведении преподавание иностранного языка протекает по-разному, в зависимости от будущей профессии студента, глубины изучения, уровня овладения иностранным языком. Использование инновационных компьютерных технологий меняет сам формат проведения аудиторных занятий, а также формы внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Логично отметить, что в данном контексте создание системно-тематического мультимедиа комплекса является актуальной проблемой, в том числе, и для кафедры педагогики, психологии и переводоведения  СПбУТУЭ. Наши преподаватели стараются не отставать от современных требований времени и приступили к формированию базы собственных мультимедийных программ, рассчитанных на обеспечение учебного процесса в университете. Мы считаем, что нестандартные формы проведения занятий по иностранному языку позволяют привлечь внимание студентов и добиться высоких результатов.

Мультимедийные программы делятся на аудиторные и предназначенные для самостоятельной работы студентов. В ходе групповых аудиторных занятий возможно использование аудио - и видеокурсов; аудиотекстов – приложений к учебным курсам; мультимедийных программ – приложений к учебным курсам; мультимедийных приложений (слайд-шоу) к учебным курсам, созданным в формате Power Point; мультимедийных программ, созданных на базе художественных фильмов.

Использование подобных учебных мультимедийных программ позволяет оптимизировать процесс аудиторной работы, выводя отработку некоторых материалов за рамки аудиторных занятий; при необходимости многократно возвращаться к тому или иному аудио - или видеофрагменту; предлагать студентам для самостоятельной работы достаточное количество тщательно отобранных материалов, соответствующих их языковому уровню и другое.

Для групповых аудиторных занятий показаны более сложные специальные мультимедийные программы, включающие в себя аудиотекст большого объема, разбитый на эпизоды, активный словарь и аппарат упражнений. Часть упражнений предназначается для самостоятельной работы студентов: правильность выполнения упражнений проверяет компьютер. При ошибочном ответе программа сообщит студенту об ошибке и предложит выполнить задание снова, прослушав текст еще раз. Ряд упражнений предназначается для выполнения в аудитории. К ним относятся вопросы для проверки понимания содержания прослушанного текста и вопросы для общей дискуссии. Особый интерес представляют упражнения, в которых студентам предлагается озвучить видеоряд, без звука иллюстрирующий сцену из прослушанного эпизода. В качестве опоры и своеобразной подсказки можно предложить употребить ключевые выражения из активного словаря, вынесенные за кадр. Подобные программы планируются для использования в лингафонных классах кафедры педагогики, психологии и переводоведения СПбУТУЭ.

Профессиональная коммуникация предполагает умение воспринимать иноязычную речь не только в форме учебного текста, но и в форме новостных блоков, документальных и художественных фильмов и т.п. Поэтому эффективной формой развития навыка аудирования является проведение регулярных видеоуроков. Сегодня, когда художественные фильмы на иностранных языках доступны и довольно популярны, видеоуроки не утратили своей актуальности, поскольку именно видеофильмы являются одним из источников увеличения идиоматического словарного запаса студентов. Аудиторный просмотр эпизода фильма закрепляет уже изученный лингвострановедческий материал и служит совершенствованию языковой компетенции студентов.

В современном деловом и научном мире доклады на конференциях, выступления на международных семинарах в большинстве случаев сопровождаются информацией, выведенной на экран с помощью компьютера, в программе Power Point. Современный специалист, наш будущий выпускник, возможно, столкнется в своей профессиональной деятельности с необходимостью владеть навыками обращенной речи с использованием мультимедийных технологий, готовить мини-программы для презентаций. В данной связи мы также можем говорить о возможности подготовки студентов к такому виду деятельности. Таким примером может служить проведение занятий по иностранному языку в форме дискуссии, обсуждения интересных и актуальных тем в соответствии с программой курса, используя презентации, подготовленные студентами самостоятельно, либо под руководством преподавателя. Студенты заранее делятся на «команды» (teams), включающие трех-четырех докладчиков и такое же количество оппонентов. Задача докладчиков – используя основной и дополнительно найденный материал по теме, так организовать его презентацию, чтобы она была интересна аудитории, чтобы в ней участвовали все три докладчика, чтобы она сопровождалась собственной мультимедийной программой в Power Point. Задача оппонентов – подготовить вопросы докладчикам с целью получения дополнительной или уточняющей информации, если возможно – оспорить какие-то положения презентации, представив свои аргументы. Как и докладчики, оппоненты готовятся и выступают сообща, развивая умение работать в команде. Презентации, подготовленные студентами – это перспективная форма работы с мультимедийными материалами, развивающая не только языковые умения, но и навыки социального общения. Использование мультимедиа технологий позволяет формировать у обучаемых профессионально значимые компетенции, позволяющие в дальнейшем продолжить и расширить образование.

Сказанное выше позволяет констатировать тот факт, что перед нами, преподавателями СПбУТУЭ, стоит огромная задача создания новых учебных материалов для обучения иностранным языкам с применением современных электронных образовательных технологий, которые, безусловно, являются мощным средством мотивации, способствуют повышению эффективности и качества обучения, улучшают уровень языковой компетенции студентов. При этом мы осознаем, что это не легкая работа по объему, сложности, и требует достаточно много времени, но в то же время мы абсолютно уверены, что электронные технологии следует более массово осваивать и шире внедрять в практику преподавания иностранных языков в вузе.

 

 

Список литературы

 

1.      Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Русско- Балтийский информационный центр “Блиц”, Cambridge University Press, 2011.

2.      Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка. // Совет Европы: Департамент современных языков.  – Cambridge University Press, 2015.

3.      Ткачева И.А. Профессионально ориентированное обучение иноязычной речи студентов вузов. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. Научно-практический журнал. № 1 (15) / 2013. – Санкт-Петербург, 2013.

4.      Dudeney G., Hockley N. How to Teach English with Technology. – Pearson Longman, 2014.