Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕДИЦИНСКАЯ БИОХИМИЯ»

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Современное профессиональное медицинское образование требует существенного изменения стратегии и тактики обучения. Главными характеристиками выпускников медицинского университета различных направлений подготовки (специальностей) становятся их компетентность и мобильность. Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают широкое внедрение в учебный процесс активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с самостоятельной внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Целью нашей работы является обобщение опыта использования интерактивных технологий обучения и оценка их роли в формировании компетентности специалиста в процессе освоения дисциплины «Общая биохимия» у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Медицинская биохимия». Биологическая химия (биохимия) изучает химический состав органов и тканей, химическую природу и функции белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, ферментов, витаминов, гормонов и других биологически важных соединений. Биохимия - это химия жизни или, более строго, наука о химических основах жизнедеятельности. Общая биохимия является основой медицинской биохимии, изучающей химию нормальных и патологических процессов, протекающих в организме человека. Методы биохимического анализа (хроматография, электрофорез, спектрофотометрия, колориметрия и др.) широко используются в практике научно-исследовательской работы и в клинической лабораторной диагностике. Освоение учебной дисциплины «Общая биохимия» способствует приобретению студентами знаний об основных закономерностях протекания метаболических процессов, определяющих состояние здоровья и адаптации человека на молекулярном, клеточном и органном уровне целостного организма. Согласно требованиям ФГОС-3 ВПО дисциплина обеспечивает формирование теоретической базы для последующего изучения дисциплин профессионального цикла и овладения общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК) по специальности «Медицинская биохимия»: ОК-1 - способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; ОК-5 - способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности; ПК-1 - способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических, клинико-диагностических исследований, использовать знания основ психологии человека и методов педагогики в своей профессиональной деятельности, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность; ПК-2 - способностью и готовностью к анализу медицинской информации при помощи системного подхода; к восприятию инноваций в целях совершенствования своей профессиональной деятельности, к использованию полученных теоретических, методических знаний и умений по фундаментальным естественнонаучным, медико-биологическим, клиническим и специальным (в том числе биохимическим) дисциплинам, в научно-исследовательской, лечебно-диагностической, педагогической и других видах работ; ПК-5 - способностью и готовностью интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов, методов диагностики и лечения; ПК-24 - способностью и готовностью прогнозировать направление и результат биохимических и физико-химических процессов и явлений, химических превращений биологически важных веществ, происходящих в клетках различных тканей организма человека, а также методы их исследования, решать ситуационные задачи, моделирующие физико-химические процессы, протекающие в организме 1.
Интерактивное обучение биохимии позволяет реализовать компетентностный подход, включая пробуждение у обучающихся интереса к дисциплине, приводящего к эффективному усвоению сложного теоретического и формульного материала; поиск самостоятельного решения поставленной учебной задачи; установление уважительного взаимодействия между студентами и обучение командной работе; формирование общекультурных и профессиональных навыков. Применение интерактивных технологий обучения при освоении дисциплины «Общая биохимия» происходит в объеме, предусмотренном ФГОС ВПО, и отражено в учебном плане и рабочей программе по дисциплине. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет, в целом, не менее 37%, включая аудиторную и внеаудиторную работу студентов. Анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта преподавания биохимии в медицинском вузе позволяет нам сделать вывод о том, что интерактивное обучение – интересное, творческое и перспективное направление нашей педагогики. Субъектно-субъектный стиль взаимодействия преподавателя и обучающихся изменяет требования к работе педагога как на этапе подготовки к занятию, так и во время самого занятия. Приоритетным становится процесс освоения материала самими обучающимися в совместной деятельности. Для успешного решения образовательных задач от преподавателя, работающего в интерактивном режиме с группой, помимо личностных качеств, требуются многие профессиональные умения, такие как свободное владение материалом в рамках учебной программы, освоение технических средств обучения, креативность и др. Отличительной чертой интерактивного обучения является то, что преподавателю, внедряющему новые технологии при проведении занятия, приходится выступать в разных ролях и выполнять многообразные функции - организатора, психолога, координатора, эксперта и т. д.). Каждый из этих новых видов деятельности требует развития и усовершенствования набора навыков, компетентности, коммуникативной грамотности, позволяющих повышать профессионализм преподавателя и добиваться более высоких учебных и воспитательных результатов (3, 4, 5). Разработка и активное внедрение инновационных технологий в учебный процесс, прежде всего, требует желания и готовности самого преподавателя вести интерактивную деятельность. При подготовке к занятию на основе интерактивных технологий перед преподавателями, как правило, стоит задача выбора наиболее эффективной формы обучения для освоения конкретной темы (модуля), а также возможность сочетания различных методов, способствующих более полному освоению нового материала и его осмыслению обучающимися. Интерактивная лекция. В настоящее время студенты имеют широкий доступ к информации, благодаря электронным ресурсам. Студентам порой трудно ориентироваться в объеме информации и конкретной предметной области. Подбор и структуризация, логика изложения и проблемность в подаче учебного материала зависит от профессионализма лектора и метода обучения. Интерактивная лекция объединяет аспекты традиционной лекции и лекции–визуализации с использованием презентаций, сделанных в программе Power Point. Эффективность восприятия лекционного материала студентами повышается, когда информация лектора сопровождается иллюстрациями, схемами, демонстрацией видеофильмов. Представление информации в форме полностью визуализированного курса лекций по «Общей биохимии» позволяет полнее раскрыть спектр современных научных проблем, акцентуализирует восприятие материала и делает процесс освоения дисциплины зрелищным и эмоциональным. Занятие – конференция. Такая форма проведения занятия целесообразна при изучении тем, предполагающих освоение большого объема учебного материала (Например: «Метаболизм плазменных липопротеинов», «Атеросклероз», «Ожирение», «Желчнокаменная болезнь»; «Репликация, репарация ДНК», «Механизмы транскрипции и биосинтез белка», «Принцип обратной связи в регуляции работы эндокринной системы», «Гормоны гипофиза и гипоталамуса», «Регуляция морфогенеза» и др.). Студент получает задание для самостоятельной деятельности - подготовить доклад - презентацию (рекомендованный регламент – до 10 минут) с использованием, как учебной литературы, так и научных публикаций, монографий, интернет-ресурсов. Занятие проводится в форме научной конференции: выступления докладчиков, вопросы слушателей, заключение преподавателя, выбор лучшего сообщения.
УИРС позволяет будущему врачу-биохимику реализовать себя как субъект учения и служит мостиком к профессиональной деятельности, играет важную роль в интеграции учебного, воспитательного и научного процессов. УИРС помогает будущим врачам лучше понять пути получения нового знания и привнести в организационные формы обучения большое число научных методов, придавая тем самым учебному и научному процессам практико-ориентированную направленность и наглядность. Выполнение УИРС по дисциплине «Общая биохимия» осуществляется как самостоятельная аудиторная работа. Примером аудиторной УИРС является выполнение ряда лабораторных работ («Определение кислотности желудочного сока», «Определение содержания витамина С в пищевых продуктах», «Количественное определение содержания белка», «Определение глюкозы в сыворотке крови энзиматическим методом», «Определение содержания триацилглицеролов в сыворотке крови ферментативным методом», «Определение холестерина в сыворотке крови энзиматическим методом», «Определение активности сывороточных трансаминаз», «Количественное определение мочевины в биологических жидкостях», «Количественное определение мочевой кислоты в крови и моче», «Тест толерантности к глюкозе»). Для заданий используются пронумерованные имитационные образцы биологических жидкостей (сыворотка крови, моча, желудочный сок, ликвор). Выполнение заданий УИРС предусматривает освоение методики определения аналита, согласно методическим рекомендациям по проведению эксперимента, практического выполнения всех этапов работы, в том числе детекции результатов с использованием методов спектрофотометрии (колориметрии), расчета концентрации метаболита или активности фермента. В заключительной части проведения лабораторной работы студенты представляют свою интерпретацию полученных результатов с последующим обсуждением в группе причин возможных отклонений результата от нормативных данных. Компетентностный подход предусматривает создание условий, моделирующих при обучении студентов их будущую профессиональную деятельность. Имитационные методы интерактивного обучения могут успешно сочетаться с анализом конкретных ситуаций (анализ кейсов). Цель сочетанного использования УИРС, имитационных методов и анализа кейсов заключается в закреплении знаний, полученных в лекционном курсе, и отработке навыков проведения биохимического анализа с обсуждением проблемы и принятия решения. Специфика работы с кейсом состоит в том, что обучаемым предлагаются конкретные ситуации, основанные на реальном фактическом материале. Ситуация излагается лаконично, для ее решения необходимо провести лабораторные исследования, проанализировать полученные данные и сделать соответствующие выводы о нарушениях метаболических процессов, лежащих в основе развития патологии. Пример кейс-задания: У больного М., 45 лет, инженера в течение последнего года появились приступообразные боли в суставах большого пальца правой стопы. Боль появляется внезапно, часто ночью, боли очень сильные, длятся несколько дней. В последнее время пациент стал замечать появление болей в мелких суставах кистей рук. Определите уровень мочевой кислоты в сыворотке крови и моче больного. Оцените результат биохимического исследования в связи с заболеванием. Каково Ваше мнение о причинах нарушения метаболизма пуринов? Каковы методы коррекции нарушения метаболизма у этого больного? Над решением задач (кейсов) различной степени сложности студенты могут работать индивидуально или в составе малой группы (кооперативное обучение). Значение такой модели заключается в акцентировании роли каждого студента в выполнении общего задания, формировании группового сознания, развитии коммуникативных навыков. Ответственность за правильность полученных результатов и их интерпретацию стимулирует не только студентов, но и преподавателя, выступающего в роли консультанта. Многолетний опыт преподавания биохимии позволил преподавателям сформировать «портфель кейс–заданий» по различным темам (модулям) дисциплины. Актуализируя полученные знания и умения для интерпретации результатов биохимического анализа, студенты-биохимики приобретают необходимые профессиональные компетенции. Метод проектов. Под методом проектов мы понимаем способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным в виде конкретного продукта деятельности студента. Целью выполнения проекта является: углубление и расширение знаний студента по изучаемой дисциплине или ее разделу (модулю); развитие умений студента анализировать, обобщать, делать выводы и рекомендации, применять полученные компетенции для решения профессиональных задач. К выполнению проектов, как правило, привлекаются студенты, успешно осваивающие учебный материал, преимущество при этом отдается студентам–членам СНО кафедры. Проект, выполняемый студентами, может быть экспериментальным или носить теоретический характер. Экспериментальный проект должен соответствовать тематике научных исследований кафедры. Реферативный проект - одна из распространенных и приемлемых форм самостоятельной работы студентов по биохимии. В этом случае тема выбирается по актуальной тематике, недостаточно освещенной в учебно-методической литературе, что позволяет глубоко разработать ряд вопросов учебной программы и расширить диапазон знаний студентов. В процессе подготовки к выполнению проекта студенты знакомятся с литературными источниками, мнениями и теориями специалистов. Защита проекта происходит во время учебно-практической конференции и сопровождается представлением докладов (презентаций) по итогам выполнения проекта. Представление проекта курируется педагогом-координатором, что существенно повышает ответственность студентов за качество подготовки. В своем выступлении докладчики представляют не только новый информационный продукт, но и демонстрируют способность к логическому мышлению, аргументируют свои выводы и рекомендации. На всех этапах выполнения и защиты проекта возникают потенциальные условия для формирования общекультурных и профессиональных компетенций у обучающихся 2.
Модульно-рейтинговая технология обучения позволяет реализовать компетентностный подход в обучении с учетом накопления баллов за все виды деятельности студентов при изучении учебного модуля (раздела) дисциплины. Текущий контроль знаний студентов по модулям дисциплины оценивается с использованием компьютерного тестирования или в ходе коллоквиума. Бально-рейтинговая система контроля учебно- познавательной деятельности стимулирует мотивацию у студентов к освоению дисциплины и создает деловую конкуренцию в учебной группе. Метод портфолио - современная технология оценивания образовательной деятельности студента, представленная с точки зрения учебной динамики освоения дисциплины и отражающая личностный и профессиональный потенциал будущего специалиста. При формировании рабочего портфолио (в электронной форме) учитываются все достижения студента в период обучения. Студенты могут поддерживать свое электронное портфолио в течение последующих лет обучения, накапливая все материалы, демонстрирующие развитие их навыков и компетенций. К моменту окончания университета в портфолио выпускника будут указаны все освоенные им методы исследования; список проектов, в которых студент принимал участие с указанием конкретной функции и роли; курсовые, дипломные и другие научные работы, демонстрирующие его готовность к профессиональной карьере в выбранной сфере деятельности; презентации и др. Представленные в статье примеры использования интерактивных методов и образовательных технологий, по мнению преподавателей дисциплины, повышают учебную мотивацию, познавательную и личностно-ориентированную деятельность студентов, способствующую формированию общекультурных и профессиональных компетенций у будущих врачей-биохимиков. Многообразие форм и методов интерактивного обучения стимулирует профессиональную активность педагогов по совершенствованию реализации компетентностного подхода в обучении.


Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060601- «Медицинская биохимия» (квалификация «специалист»). Приказ Министерства образования и науки РФ № 1120 от 8.11.2010.
2. Артюкова О. А., Лемешко Т. Н. Повышение эффективности освоения дисциплины «Биологическая химия» с использованием элементов технологии проектно-созидательного обучения //Инновационные технологии в высшем медицинском образовании. Проблемы. Анализ. Суждения./Под общ. ред. В.Б. Шуматова. - Владивосток: Медицина ДВ, 2013.- вып.17.- с.117-121.
3. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе. //Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», Dubna Psychological Journal, 2012. - № 2, с. 1-18.
4. Реутова Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ).–Новосибирск: Изд-во, НГАУ,2012.–58 с.
5. Хащенко Т.Г., Макарова Е.В. Интерактивные методы обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Ульяновской ГСХА).  Ульяновск, УГСХА, 2011.  46 с.