Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СО СТУДЕНТАМИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Кострома
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Сегодня главной целью образования становится формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Профессиональные знания, умения и навыки сами по себе являются лишь инструментом, способным принести обществу и человечеству в целом как пользу, так и вред в зависимости от того, каковы нравственные качества профессионала [2]. С включением России в Болонский процесс повышаются требования к уровню профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений, которые должны будут выдерживать конку-рентную борьбу на международном рынке труда. Поэтому задачи, стоящие перед образовательными учреждениями, требуют иного подхода и подготовки творчески развивающейся, активной личности, которая сможет самостоятельно выбрать для себя жизненный путь. Только целеустремленный, уверенный, самоорганизованный студент способен успешно овладеть прочной системой научных знаний, развить в себе познавательные способности и творчески применить профессиональные навыки и умения на практике. Стили и формы работы преподавателей во многом зависят от их опыта, авторитета, характера. Но ясно одно: хороших результатов куратор может добиться только при каждодневной, добросовестной работе, а также при индивидуальном подходе к каждому студенту. Содержание деятельности куратора-преподавателя многогранно. Оно предполагает и личную форму воспитательных средств и методов (беседы, лекции, организацию встреч с авторитетными специалистами, с лучшими преподавателями и т.д.), и иногда жесткие меры (наказания за прогулы, контроль за выполнением учебного графика и т.д.). Кроме того, нельзя сводить кураторство только к контролю за успеваемостью и посещаемостью студентов. Во-первых, надо помочь студентам адаптироваться в условиях нового для них студенческого пространства. Опыт работы с первокурсниками показывает, что, в основном, они не умеют пользоваться библиотекой (каталогами, справочно-библиографическим аппаратом и т.д.); не умеют записывать лекции, конспектировать литературу, готовиться к семинарам; вылетев из-под родительского крыла, не умеют жить в общежитии (совместно вести быт, распределять бюджет и т.д.). Во-вторых, молодые люди не всегда могут правильно распределить время для учебы и других дел; не сразу могут сориентироваться в многогранной жизни вуза (участие во внеаудиторной деятельности). В-третьих, нужно создать коллектив, так как он становится средством достижения как образовательных, так и воспитательных задач. Традиционно деятельность куратора академической студенческой группы охватывает решение вопросов, связанных с учебным процессом в вузе, внеучебной деятельностью студентов, индивидуальными проблемами студентов, межличностными отношениями в группе, включением студентов в социально значимую и общественную деятельность. Одну из важных ролей в процессе организации сопровождения занимает куратор, назначаемый из числа преподавателей выпускающей кафедры. Для рассмотрения специфики сопровождения студентов в условиях вуза куратором-преподавателем обратимся к опыту работы Института педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Куратор учебной группы является звеном в системе организации воспитательной работы в вузе. Деятельность куратора является частью учебно-воспитательной работы кафедры, вносится в индивидуальный план работы преподавателя и рассматривается как важное поручение. Институт кураторов необходим для повышения эффективности учебно-воспитательной работы вуза за счет улучшения ее организации, контроля, использования принципа индивидуального подхода, учитывающего личностные и возрастные особенности каждого студента.

Содержание деятельности куратора определяется функциями: информативная (предполагает ответственность куратора за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и внеучебных мероприятий); организационная (предполагает структурирование куратором внеучебной жизни студенческой группы); коммуникативная (обеспечение и поддержка благоприятной психологической атмосферы в курируемой студенческой группе, структурирование внутригрупповых отношений, непосредственное участие в жизни группы в качестве формального лидера); контролирующая (административная); творческая (предполагает расширение деятельности куратора в связи с его индивидуальными потребностями и способностями). Процесс работы со студентами – первокурсниками запускается с момента начала учебного года. В Институте педагогики и психологии, начало учебного года открывается выездным инструктивно-методическим сбором. На инструктивно-методическом сборе первокурсники впервые встречаются со своими преподавателями, в том числе и куратором. В рамках сборов проводится беседа, на которой куратору - преподавателю необходимо: получить актуальную информацию о каждом из студентов, проинформировать первокурсников о педагогическом коллективе кафедры, спроектировать начальный маршрут деятельности группы, проинформировать о перспективах участия в различных видах деятельности Института, создать эмоционально комфортную обстановку принятия друг другом. В рамках образовательной деятельности куратор-преподаватель обеспечивает преемственность посредством усложнения изучаемых дисциплин от курса к курсу, предполагает совершенствование получаемых знаний, умений, навыков и социального опыта. Важно отметить, что совершенствуются и социально-значимые качества личности, такие как ответственность, компетентность, инициативность, творческая активность и другие. Основными задачами куратора-преподавателя на первом курсе обучения становятся: формирование осознанности и значимости учебных занятий, стимулирование образовательного процесса, отслеживание результатов обучения (особенно на этапах зачетно-экзаменационной сессии), оперативное оповещение об основных мероприятиях учебного характера и др. На втором и последующих курсах обеспечивает сопровождение образовательного процесса группы: поддержание мотив учения, стимулирование к участию в различных образовательных проектах, контроль за успеваемостью, предоставление информации о планируемых учебных собраниях и др. На заключительном курсе следует особое внимание уделить оказанию информационной поддержке студентов при написании выпускной квалификационной работы. Здесь речь идет, не о проведении консультаций, так как это обеспечивает научный руководитель, здесь скорее всего, следует говорить о соблюдении графика написания работы, информировании о заслушивании предварительных результатов и т.д. В обязанности куратора традиционно входит анализ итогов экзаменационных сессий и контроль за текущей успеваемостью студентов как по итогам контрольных недель, так и по текущей информации преподавателей, ведущих занятия в группе. По итогам контрольных недель проводятся собрания в группах, беседы с отстающими студентами, в необходимых случаях оповещаются их родители. Следует обратить внимание, что основными формами работы студентов-первокурсников в образовательной деятельности являются: мотивационная беседа, кураторский час, собрания. Во внеаудиторной деятельности процесс сопровождения студентов куратором-преподавателем, на наш взгляд, ярко выражен. В Институте педагогики и психологии реализуется комплексная программа воспитательной работы «Палитра фестивалей». Реализация программы предполагает участие студентов в различных видах социальной творческой деятельности с использованием различных форм ее организации. В зависимости от направления участие студентов в фестивалях может быть как индивидуальным, групповым, так и коллективным. В зависимости от специфики организуемого дела, меняется и содержание деятельности студентов. В зависимости от этого, меняется позиция и роль куратора. На первом курсе, куратор-преподаватель обеспечивает включенность студентов в социально-педагогическую деятельность, организует подготовку первокурсников к ключевым делам программы (первый курс – активные участники дел), информирует и оказывает методическую поддержку, помогает советом. На второй, третьем и заключительном году обучения куратор-преподаватель выступает в качестве наставника, советчика. Основными задачами, помимо выше перечисленных становятся: помощь в организации ключевых дел комплексной программы (второй курс – организаторы дел), помощь в выборе индивидуального маршрута деятельности каждого из студентов. Построение индивидуальных маршрутов становления опыта студента, стимулирующих формирование социального опыта личности, предполагает предоставление студентам вариантов включения в различные виды социально-значимой деятельности (образовательную, научно-исследовательскую, социально-педагогическую). На основании самостоятельного и осознанного выбора форм и степени участия в предлагаемых видах деятельности определяется индивидуальный маршрут, который выступает в качестве программы жизнедеятельности студента на весь период обучения в вузе.

Нами разработаны два варианта подготовки студентов к реализации индивидуальных маршрутов профессионального становления. Первый вариант можно представить в следующей логике развития: начальный курс занятий, в основе которого лежит многопрофильность, задача этого курса – определение и развитие потребностей и интересов студента, проба себя в разных направлениях образовательной и социально-педагогической деятельности; самоопределение студента, выбор дальнейшего пути, профиля обучающей программы на основе собственных интересов и потребностей; углубление и расширение знаний в одном направление (например, комплексное обучение по определенной образовательной программе); выбор дальнейшего пути (продолжение маршрута или его завершение); индивидуальное совершенствование знаний, способов деятельности [1]. Основным алгоритмом оказания помощи студенту куратором-преподавателем является следующая совокупность этапов: выявления затруднений студентом, осознания им значимости этих затруднений, желания их разрешить, выступая в активной жизненной позиции; организации и проведения совместного анализа имеющихся у студента возможностей для преодоления возникших затруднений, разработки способов решения; актуализации имеющихся у учащегося/студента ресурсов и потенциалов для преодоления затруднений в решении образовательных задач; разработки студентом совместно с педагогом индивидуального маршрута, его реализации через участие в конкретной деятельности в различных ролях и позициях, здесь педагог выступает в роли консультанта, обеспечивает эмоциональную поддержку студенту, снабжает его необходимыми знаниями, дает оценку результатам; анализа студентом своих действий, достигнутого результата, возникновения у студента целостного видения собственной деятельности, выявления ее ценностно-смысловых оснований. Таким образом, основными задачами работы со студентами в процессе обучения в вузе, стоящими перед преподавателем-куратором становятся: планирование работы (на учебный год, семестр, месяц) в соответствии с основными положениями комплексного плана воспитательной работы университета и плана мероприятий института; налаживание доброжелательных отношений между преподавателями и студентами, снятие возникающих конфликтных ситуаций; систематический контроль посещаемости занятий студентами, оказание помощи студентам в организации учебного процесса и самостоятельной работы, контроль текущей и семестровой успеваемости, дисциплины, участие в подготовке и проведении периодической аттестации, выяснение причин снижения академической и общественной активности и своевременное принятие мер по их устранению, работа с «отстающими» студентами во время зачетно-экзаменационных сессий; участие в поселении студентов в общежитие, регулярное посещение студентов, проживающих в общежитии, участие в решении их социальных и бытовых проблем, оказание помощи в организации самоуправления в группе и др. Формы и методы работы куратора могут быть различными и зависят от индивидуальности и уровня развития личности студентов группы, развития их коммуникативных, организаторских умений, умений самоорганизации и самоуправления, от направленности и уровня развития их интересов; от специфики структурного подразделения.


Список литературы
1. Райкина М.А. Педагогическое обеспечение преемственности процесса социального воспитания студентов вуза: Дисс. … канд.пед.наук. / М.А. Райкина. – Кострома, 2012.
2. Царапина Т.П., Ульрих Т.А, Никулина И.В. Эффективная организация кураторской деятельности / Т.П. Царапина, Т.А. Ульрих, И.В. Никулина. – Пермь, 2010.