Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: ИНТЕГРАТИВНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
В современных условиях работодателем востребован выпускник ВУЗа не узкопрофессиональной подготовки, жестко ориентированный на конкретные объекты и предметы труда, а выпускник интегрального типа, который овладел прежде всего способностью самостоятельно добывать знания, обладает определѐнным универсализмом, что показывает анализ основных тенденций развития социальной, производственной и образовательной сферы в разных странах мира. Сегодня в основных образовательных программах высшего профессионального образования цели, содержание и результаты обучения формулируются с учѐтом заявленных компетенций в Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения. При этом усиливается проблемно-исследовательская, практико-ориентированная направленность обучения, все виды студенческой практики приобретают прикладной характер и связаны с выполнением проектов, ориентированных на запросы работодателей. Таким образом, можно сказать, что переход от знаниевой парадигмы образования к компетентностной состоялся. Компетентность имеет практикоориентированную направленность и проявляется через призму личностных особенностей только в процессе деятельности. Различные виды практики, стажировки, выполнение курсовых, выпускных и научно-исследовательских работ позволяет только в определенной степени оценить сформированность компетенций будущего бакалавра соответствующего профиля. Соответственно содержание студенческой практики с ролевыми функциями в разных видах деятельности позволяет сократить разрыв между теоретическим обучением и практической подготовкой выпускника. По мнению ряда учѐных, современный человек в течении своей жизни вынужден будет несколько раз поменять не только место работы, но и профессию. Это означает, что профессиональная подготовка должна носить непрерывный характер. К такому повороту событий человека нужно готовить уже в вузе. Что касается профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, то на наш взгляд, она и сейчас носит непрерывный характер и учитывает интегративные тенденции в их подготовке, суть которых описана в докторской диссертации Ларионовой И.А. Процессы интеграции и дифференциации, которые присутствуют в системе непрерывной профессиональной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием социального профиля, реализуются через интегративно-дифференцированный подход. Его использование в подготовке социальных педагогов и специалистов социальной работы предполагает наличие двух составляющих: дифференцированную и интегрированную. Дифференцированная составляющая определяется ФГОС ВПО, а интегрированная составляющая определяется совместной подготовкой специалистов социальной сферы, обеспечивающая возможность социальным педагогам выполнять функции специалистов по социальной работе и наоборот – специалистам по социальной работе – функции социальных педагогов. В данной статье мы рассмотрим процессы интеграции и дифференциации в организации практической подготовки специалистов социальной сферы при проведении студенческой практики в Институте социального образования Уральского государственного педагогического университета. Практика - условие и средство формирования компетенций. Цель студенческой практики определяется потребностями совершенствования практической подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в вузе. Данную цель можно разбить на две составляющие: универсальную и специфическую. Универсальная компонента цели не зависит от профиля подготовки и связана с формированием общекультурных и ключевых компетенций, а также развитием социально-значимых личностных качеств специалиста. Специфическая компонента цели обусловлена особенностями профессий специалиста по социальной работе и социального педагога и заключается в формировании профессиональных умений, навыков и профессиональных компетенций, определяемых федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
В Институте социального образования Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург) с 1991 года ведется подготовка специалистов по социальной работе и социальных педагогов. С целью повышения мобильности выпускников, их конкурентоспособности к организации практики студентов мы подходим с позиции интегративно-дифференцированного подхода, реализация которого позволяет студентам осваивать роли и функции социальных педагогов и специалистов социальной работы в период обучения в вузе.

Основной принцип, который положен в процесс практической подготовки, принцип непрерывности. Он реализуется с первых дней пребывания студента в университете. Начинается практическая подготовка с участия всех студентов-первокурсников в недельных учебно-методических сборах, которые проходят в одном из загородных лагерей в окрестностях г. Екатеринбурга. Цель организации такого мероприятия- сплочение академических групп и выявление студенческих лидеров. В советских вузах этот процесс реализовывался на знаменитой «картошке». Программа сборов предусматривает теоретические занятия, которые проводят ведущие преподаватели Института, его руководители. Этому посвящается первая половина дня, а во второй половине (еѐ реализует студенческий совет) проводятся спортивные мероприятия, тренинги на сплочение, творческие конкурсы, разработка проектов и т.п. В процессе учебно-методических сборов студенты-первокурсники знакомятся с традициями вуза, развивают такие компетенции как умение работать в команде, быстро принимать решения, быть лидером и подчинѐнным, уметь взаимодействовать с разными категориями вузовских работников и студентами старших курсов. Командиры студенческих отрядов присматривают на сборах потенциальных бойцов. Совместная подготовка различных конкурсов, ролевых игр, подготовка и участие в верѐвочном курсе позволяют студентам лучше узнать друг друга, выявить лидеров в группе, сформировать актив группы. Традиционная «свечка» перед сном позволяет провести рефлексию дня, отметить тех, кто внѐс больший вклад в копилку группы и еѐ успех в том или ином мероприятии. Надо отметить, что во время сборов студентов первого курса сопровождают наставники (фактически выполняющие функции кураторов), В Институте социального образования отказались от кураторов- преподавателей ещѐ несколько лет назад и ввели институт наставников. Это студенты старших курсов, которые по желанию работают в этом качестве. Этот процесс можно рассматривать как интеграцию первокурсников в студенческую семью. Заканчиваются сборы традиционным костром, на котором студенты 5 курса передают символический ключ Института социального образования первокурсникам. К ознакомительной практике студенты первого курса готовятся в течении первого семестра. Теоретическая подготовка включает изучение дисциплин «Введение в специальность» и «Основы волонтѐрской деятельности». Этот вид практики организован в Институте таким образом, что первокурсники идут в семьи, воспитывающие детей-инвалидов и в детские дома, где работают с детьми-сиротами. Ознакомительная практика организуется одновременно для студентов - будущих социальных педагогов и специалистов по социальной работе. В семьи практиканты идут парами, задания получают одинаковые, но у одних в задании ключевое понятие «социальный», у других «педагогический». Ознакомительная практика (мы еѐ ещѐ называем волонтерской) ориентирована на содействие профессиональному самоопределению студента как будущего специалиста социальной сферы через волонтерскую деятельность. В процессе социально -значимой волонтерской деятельности студенты усваивают этические принципы профессионального общения, проверяют уровень адаптированности к избранной профессии. На первом курсе в процессе ознакомительной практики большую роль играет проведение консультаций преподавателями совместно с работниками учреждений-мест практики непосредственно в учреждениях социальной сферы, где студенты получают необходимую информацию не только о своей будущей профессии, но и необходимые сведения для успешной работы с детьми-инвалидами и детьми-сиротами в рамках ознакомительной практики, сравнивают и оценивают свои способности, знания, умения и компетенции, а также готовность к социальной и социально-педагогической деятельности. Студенты-первокурсники принимают участие в проведении и подготовке внеучебных мероприятий и научных конференций. Это позволяет им развивать коммуникативные компетенции, учиться взаимодействовать с различными категориями участников, начиная от школьников, которые участвуют в региональном конкурсе «Земли уральской самородки», до чиновников разного ранга и профессоров во время научных мероприятий, как то конференций, форумов, конгрессов и т.д.. Учебная практика студентов второго курса нацелена на интеграцию и сопоставление теоретических и практических знаний по работе с детьми и подростками, т. к. студенты Института социального образования, будущие специалисты социальной работы и социальные педагоги, традиционно, учебную практику проходят в детских оздоровительных лагерях в роли вожатых и воспитателей. Главная задача учебной практики — это формирование у студентов умений, навыков и компетенций, связанных с работой во временных детских коллективах, развитие чувства ответственности не только за проведение социально-педагогической работы, но и за здоровье и жизнь детей, совершенствование коммуникативных, диагностических, аналитических и организаторских умений и компетенций.

Практика студентов третьего курса является интегрирующим видом подготовки специалистов социальной сферы и проводится в условиях образовательных и социальных учреждений разных типов, в которых студент самостоятельно выполняет реальные профессиональные задачи, определяемые программой практики. Данный вид практики преимущественно ориентирован на формирование психолого-педагогической компетентности будущего специалиста, которая составляет базовую основу его функциональной грамотности и подготовленности. Студенты-практиканты знакомятся с направлениями работы специалистов образовательных учреждений, изучают нормативную документацию, систему взаимодействия образовательных и социальных учреждений с различными социальными партнерами, под руководством наставников (руководителей практики от учреждений) работают с закрепленной группой учащихся, наблюдают за проблемными учащимися, осуществляют патронаж семей, планируют и проводят индивидуальное консультирование учащихся и родителей, проводят диагностические исследования по поручению руководителей учреждений мест практики, участвуют в подготовке и проведении воспитательных мероприятий как в отдельно взятой группе учащихся, так и учреждения в целом.. Практическая подготовка студентов 4 и 5 курсов носит более дифференцированный характер за счет получения той или иной специализации (сейчас профиля) в рамках основной образовательной программы. Задание на практику разрабатывается с учетом требований специализации или профиля и носит более выраженный индивидуальный характер. В каждом виде практики ставятся и решаются конкретные цели и задачи, с каждым последующим курсом практика становится сложнее и охватывает больше функций, происходит усложнение ролевого репертуара будущего специалиста. Программы соответствующих видов практики отличаются друг от друга степенью сложности поставленных перед студентами задач. Так, на 1 курсе студент в процессе практики выступает в роли волонтера, на 2 курсе в роли вожатого, организатора временного детского коллектива в условиях летнего отдыха, на 3 курсе студент уже является помощником специалиста, на 4 курсе — дублером специалиста и на 5 — стажером. Таким образом, с каждым последующим курсом на будущего специалиста социальной работы или социального педагога возлагается больше ответственности, обязанностей и функций. Так, если в процессе практики на 1 курсе студенты приобретают новые знания, умения, навыки, компетенции, то в процессе практики 2, 3, 4, 5 курсов студенты не только приобретают, но и совершенствуют накопленные знания, умения и навыки, приобретѐнные компетенции проверяются в практической деятельности. Если в процессе практики на 1 курсе студенты принимают участие в деятельности специалистов, то в процессе практики на 2, 3, 4, 5 курсе студенты осуществляют самостоятельную профессиональную деятельность под руководством преподавателей и специалистов-сотрудников учреждений-мест практики. Студенты младших курсов в процессе практики осваивают современные технологии, различные формы и методы социальной и социально-педагогической деятельности с различными категориями населения, а практика студентов 3, 4, 5 курсов уже самостоятельно ориентируются в социальной среде, квалифицированно проводят социальную диагностику и участвуют в разработке и реализации различных технологий, форм и методов социальной и социально-педагогической деятельности. Также немаловажно, что в процессе практики студенты 3, 4, 5 курсов вырабатывают творческий и исследовательский подходы к профессиональной работе, проводят научные исследования, результаты которых оформляют в виде курсовых и выпускных квалификационных работ. В процессе прохождения практики важно не только развивать профессиональную компетентность, но и, как гласит один из принципов социальной работы, «не навредить» клиентам. Практика у студентов 4, 5 курсов создает условия для интегрированного применения студентами знаний, умений, компетенций, приобретенных в процессе изучения курсов психологии, педагогики, социальной педагогики, теории и технологии социальной работы и др. Практика способствует самоопределению студентов, дает возможность проведения опытно-поисковой работы по теме исследования на выпускном курсе в условиях социального учреждения, готовит студентов к практической деятельности социального педагога и специалиста по социальной работе, способствует адаптации выпускников вуза на рабочих местах, закреплении молодых специалистов, стимулирует к профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию. В результате прохождения производственной и стажерской практики студент получает представление о методологических и теоретических основаниях деятельности социального педагога, специалиста по социальной работе в реальной практической деятельности, знакомится с нормативно-правовой документацией конкретных учреждений, в которых проходит практика.
Опыт нашей 20-ти летней подготовки специалистов социальной сферы доказывает, что в процессе практической профессиональной деятельности студента происходит развитие взаимодействия и духовного общения субъектов образовательного процесса, обогащение набора ценностных ориентаций; преобразование потребностей, интересов, уточнение целей совместной деятельности. Творческая активность студентов-практикантов и, соответственно, результаты студенческой практики существенно зависят от выбора приоритетов и формирования навыков самостоятельной работы студентов, от индивидуализации процесса обучения, от опоры на личностно-деятельностный опыт каждого обучающегося. Существенным компонентом учебного процесса является мониторинг качества практической подготовки студентов, который осуществляется отделом качества Института. Это предусмотрено системой менеджмента качества, которая была сертифицирована в 2008 году. В процессе мониторинга анализируются не только результаты практики, но и удовлетворѐнность еѐ организацией студентов, родителей, потенциальных работодателей, преподавателей- руководителей практики от вуза и руководителей практики от учреждения. Он организован так, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие субъектов при выполнении принципиально важного условия – доведения итогов работы студентов-практикантов до функционально-завершенного вида, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта и требованиям работодателей. Реализацией интегративно-дифференцированного подхода в практической подготовке специалистов является и проведение практики по методу организации практики «в команде» временных коллективов студентов и руководителей практики. Каждая команда состоит из 2-5 студентов разных специальностей и двух руководителей – преподавателя Института социального образования и представителя базы практики. Сущность интегративно-дифференцированного подхода заключается в такой организации работы таких команд студентов-практикантов, при которой они в режиме реального времени выполняют производственные задания, ускоряющие технологическую подготовку специалистов социальной сферы. При работе в команде ярко проявляется синергетический эффект: возникает новое, «коммуникативное» состояние, находясь в котором, коллектив обучающихся ускоренно реализует общую для всех цель. Суть метода «работа в команде», успешно применяемого в УрГПУ – развитие общекультурных и профессиональных компетенций, а также социально и профессионально важных качеств каждого участника команды. Таким образом, в условиях отхода от узкой специализации и обращения к широкой междисциплинарной и фундаментальной базе профессионального образования, применение интегративно-дифференцированного подхода к организации непрерывной студенческой практики, является одним из условий подготовки конкурентоспособного, мобильного специалиста социальной сферы.

Список литературы
1. Галагузова М.А. Интегративно-дифференцированная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: научно-практический аспект: монография [Текст]/ М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.- 224 с.
2. Дегтерев В.А. Формирование профессиональной компетентности специалиста по социальной работе/ В.А. Дегтерев; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т».- Екатеринбург, 2005.- 201 с.
3. Зыскина М.А. Концептуализация практики студентов в рамках Болонских критериев// Непрерывная практическая подготовка специалистов социальной работы в вузе: монография [Текст]/ Под общей редакцией В.А. Дегтерева.- Екатеринбург, 2011.- 226 с.- С. 47-77.
4. Ларионова,И.А. Интегративные тенденции в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы/ Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 2010.- 574 с.