Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА «ШКОЛА – ВУЗ – ПРЕДПРИЯТИЕ»

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
12 ноября 2018г.

В качестве одной из основных тенденций развития профессионального образования в стране выступает целенаправленное «сближение» производства и образовательных организаций разного уровня. Это находит отражение во введенном в действие Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от 01.12.2007 № 307-ФЗ [2] и предложенной «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года» [1].

Такое направление государственной политики определяется недостатком квалифицированных кадров в различных отраслях производства. Решение данной проблемы возможно путем создания образовательных кластеров разного состава, в которых осуществляется интеграция научного потенциала и подготовки квалифицированных кадров под потребности региональных экономик как на стадии обучения в образовательных учреждениях общего, среднего и высшего образования, так и на стадии оценки и признания их квалификации на предприятиях и в организациях.

Подготовка высококвалифицированного специалиста в условиях образовательного кластера будет успешна только в том случае, если у обучающегося формирование профессионального самоопределения начинается уже на ступени общего образования. При этом реализация данного процесса основывается на ряде общедидактических и специфических принципов.

К общедидактическим принципам можно отнести главные принципы обучения: принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития обучаемых, принцип научности обучения, принцип связи обучения с жизнью, принцип доступности, принцип наглядности обучения и т.д.

Специфические принципы характеризуют индивидуальные особенности процесса формирования профессионального самоопределения в образовательном кластере «школа – вуз – предприятие» и позволяют выявить условия организационно-педагогического сопровождения данного процесса.

Среди них можно выделить: принцип создания обучающей среды, принцип высокого уровня предметной подготовки, принцип систематичности и непрерывности профессионального самоопределения, принцип сотрудничества и сотворчества. Охарактеризуем каждый из данных принципов.

В организации учебной деятельности образовательного кластера принимают участие образовательные учреждения – школа и университет, а также отраслевая организация - предприятие. В данном случае высшее учебное заведение и школа имеют богатый опыт создания обучающей среды, в отличие от предприятия, для которого это принципиально новый процесс. Реализация обучающей среды в условиях предприятия должна осуществляться в соответствии с требованиями, представленными в образовательных стандартах, и опыту, накопленному в университете. Поэтому данный процесс предполагает, прежде всего, создание учебно-материальной базы производственного обучения и дидактических средств обучения, соответствующих техническим, технологическим, эргономическим, экономическим, педагогическим, санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям, а также требованиям безопасности труда и охраны здоровья обучающихся.

Реализация принципа обучающей среды обеспечивает:

- интеграцию всех видов деятельности, необходимых для достижения цели субъекта;

-   постоянный поиск альтернативных путей достижения цели субъекта и того варианта обучения, который подлежит реализации;

-   ориентацию субъекта на перспективу повышения уровня профессиональной подготовки.

Создание обучающей среды на предприятии также предполагает разработку и реализацию системы социальных и психолого-педагогических мер в целях управления этим процессом: подбор условий труда, создающих благоприятное психологическое и эстетическое влияние на обучающихся, и педагогическая оптимизация управленческих воздействий. Под условиями труда в образовательном кластере понимают оптимальное сочетание режима труда и отдыха обучающихся, различные способы их стимулирования к обучению. Система психолого-педагогических мер по управлению процессом создания обучающей среды должна обладать свойствами целесообразности применения, согласованности и включать в себя анализ педагогических последствий.

Принцип высокого уровня предметной подготовки состоит в обеспечении обучающихся таким уровнем предметной подготовки, который позволит их применить не только при получении профессии, на которую осуществляется заказ предприятием, а также для ряда других профессии, требующих владения сходными умениями и навыками. Следование данному принципу позволяет нам избежать некомфортного состояния обучающегося в случае недовольства предлагаемой профессией и приводит к сохранению благоприятного климата в учебном коллективе. Также данный принцип позволяет обучающимся продолжить обучение не только в университете, входящем в состав образовательного кластера, но и в любом другом высшем учебном заведении, реализующем подготовку специалистов по необходимому направлению.

Принцип систематичности и непрерывности профессионального самоопределения заключается в том, что при обучении в образовательном кластере старшеклассники попадают в созданную им единую профориентационную среду, позволяющую формировать у них ценности профессионализма и профессионально-личностной саморелизации. При таком подходе каждый субъект кластера вносит свою часть в формирование представление обучающихся о будущей профессии. Так первоначальное знакомство со специальностью происходит в рамках профориентационных мероприятий в школе, в университете оно дополняется рядом профессиональных умений и навыков, а полное погружение в профессию происходит на предприятии. В организованной таким образом среде все субъекты образовательного кластера объединены общей целью, материально-техническими, кадровыми и финансовыми ресурсами, что способствует предотвращению процесса разделения единого профориентационного пространства на части каждым из социальных субъектов. Такая среда целостностна, системна, непрерывна и интегративна, позволяет получить комплексное, наиболее полное представление о профессии, а это, безусловно, положительно влияет на качество профессиональной мотивации личности.

Также следование данному принципу позволяет последовательно достигать целей разработки системы содержания, методов и организационных форм учебного процесса в образовательном кластере. Системность необходима при отборе элементов знаний и распределении их в определенной последовательности, что способствует восполнению пробелов знаний в профильном обучении и равномерному распределению нагрузки при формировании образовательной программы. Непрерывность проявляется в согласованности воздействий разнообразных источников знаний и средств.

Принцип сотрудничества и сотворчества реализуется всеми субъектами образовательного кластера как в учебном процессе при взаимодействии с обучающимися, так и в организационном плане при решении внутренних вопросов.

Данным принципом руководствуются преподаватели школы и университета при выполнении с обучающимися творческих проектов по тематике, относящейся к выбранной профессии, на различного рода конкурсы. Также следование этому принципу предполагает помощь предприятию в решении возникающих задач экспериментального характера через выполнение таких проектов.

Придерживаясь принципа сотрудничества и сотворчества, участники образовательного кластера организуют собственную работу, направленную на решение спорных вопросов, требующих совместных действий и нетрадиционного подхода к их решению.

Таким образом, использование описанных выше общедидактических и специфических принципов позволяет рационально разработать структуру образовательного кластера «школа – вуз – предприятие», установить необходимые взаимосвязи между его субъектами и организовать учебный процесс в нем таким образом, чтобы формирование первичного профессионального самоопределения обучающихся происходило наиболее эффективно.

 

Список литературы

 

1.      Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://минобрнауки.рф/коллегия/319/файл/2293/13.06.17-Стратегия.pdf (дата обращения: 23.03.2018 г.).

2.    Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от 01.12.2007 № 307-ФЗ. [Электронный      ресурс].    –   Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=140560&fld=134&dst=10 00000001,0&rnd=0.1417977326724703#05745740777711857 (дата обращения: 24.03.2018 г.)