Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
12 ноября 2018г.

Анализ выбранной проблемы показывает, что на сегодняшний момент существенно возрос интерес исследователей к проблеме профессионального становления студентов. Изучение психологических аспектов данной проблематики посвящены работы таких выдающихся ученых, как: Ф. Э. Зеер, Е. А. Климов [7], Н. Н. Нечаев [8], А. А. Бодалев [2], А.А. Вербицкий [3].

В психолого-педагогической литературе Е. А. Климов [7] профессиональное становление рассматривает, как противоречивый, длительный динамический процесс целенаправленного изменения личности, на который оказывает влияние социальные воздействий и собственная активность, направленная на самосовершенствование и самоактуализацию в результате последовательно взаимосвязанных этапов.

Рассматривая понятие «становления», мы берем за основу позицию Э.Ф. Зеера [5], для которого становление это процесс, обусловленный биологическими и социальными факторами, собственной активностью личности и жизненно важными событиями.

Э. Ф. Зеер [5] основой профессионального становления считает взаимодействие личности и профессии. В случае если прибегнуть к суждению понятия профессионального становления, исследование литературы показывает, что оно является общим ядром таких наук как психология, педагогика, философия, однако «профессиональное становление» личности в психолого-педагогической науке не определено однозначно.

С. Я. Батышев [2] профессиональное становление студентов рассматривает на примере лестницы, где основную ступень отводит профессиональной компетентности, так как именно она, по его мнению, позволяет реализоваться в трудовой деятельности.

Формирования будущего профессионала это в первую очередь развитие его как личности, учитывая систему его интересов. Закон об образовании основывается на гуманизме и свободном развитии индивида. Это означает, что сам обучающийся влияет на процесс самореализации и эффективность профессионального становления.

Обобщив опыт зарубежных и отечественных исследователей можно сделать опыт, что психологическая готовность занимает одно из центральных мест, в профессиональном становлении студентов и является условием качественного выполнения любой деятельности.

Процесс профессионального становления студентов происходит на протяжении всего времени обучения и представляет совокупность взаимосвязанных этапов Б. Н. Гузанов [4] выделяет следующие этапы:

Первый этап – адаптациястудента в вузе. Этот период подразумевает социализацию личности. В связи с новыми целями и профессиональными планами происходит изменение мотивационной сферы и анализ накопленного опыта.

Следующий этап, на который опираются Б. Н. Гузанов [4] это – самоактуализация. Организация, самопознание, рефлексия и развитие студента – это и есть составляющие компоненты процесса самоактуализации.

Одним из главных этапов обучения является становление профессиональных умений. Данный этап характеризуется формированием профессиональных компетенций на базе приобретенных теоретических и практических знаний, с учетом компетентностного подхода.

Обязательный и завершающий этап профессионального становления студента в вузе основан на умении анализировать свои возможности, способности, владеть необходимыми видами деятельности, объективно оценивать себя как профессионала.

Профессиональное становление в вузе представляет собой специально организованный, контролируемый процесс, в ходе которого происходит профессиональное воспитание специалиста, развитие профессиональной структуры его личности, постепенный переход от вчерашнего школьника к субъекту самостоятельного профессионального труда.

Эксперт в теории и практики вузовской подготовки специалистов Н. Н. Нечаев [8], профессиональное становление студентов делит на три уровня: предметный, теоретический, практический.

Последняя стадия практическая Н. Н. Нечаев [8] отмечает, что она имеет решающее значение при  профессиональном становлении и предполагает овладение студентом такими умениями, как постановка задач и их решение.

В. Г. Иванов [6] целью профессионального воспитания видит личностное развитие субъекта обеспечивающие, самоактуализацию и полноценное участие в профессиональной жизни.

Под профессиональным становлением студентов С. Я. Батышев [1] подразумеваем процесс развития самосознания, включающего самосовершенствование профессионально важных качеств личности, и самообразование, а также формирование ценностно-мотивационного отношения к будущей профессии. При этом главной целью профессионального обучения является получение конкретной специальности.

В. Д. Шадриков [10] во главе профессионального становления видит отношение человека к профессии как жизненной задачи, неотъемлемой части жизненного сценария.

Адаптация к новой социальной среде, учебной и профессиональной деятельности по мнению А. А. Бодалева [2] основана на формировании и развитии компонентов профессиональной направленности, освоении и становлении профессиональных ценностей. Автор подчеркивает, что это является одной из важнейших задач этапа обучения в вузе, как центрального периода становления личности. А. А. Бодалев [2] утверждает, что профессиональное становление влияет на изменение психологических структур, содержании речи, способах общения, моторики, мышления. Профессиональное становление для каждого человека занимает особое место, начиная с выбора специальности и до окончания профессиональной деятельности.

Период обучения в вузе является одним из самых значимых в профессиональном становлении студента. В это время формируются знания и умения, личностные качества, помогающие студенту приобрести профессиональный опыт. О. А. Иванов [6] пишет, что условием преобразования учебного процесса в эффективный фактор профессионального развития является использование личностно- ориентированного подхода к обучению. Компетентности усвоенные в период обучения в вузе по словам А. А Вербицкого [3] рассматриваются не как предмет учебной деятельности, а как средство профессиональной деятельности. Сказанное выше позволяет сделать вывод, что обучения в вузе формирует у студентов основу трудовой и профессиональной деятельности, одновременно вырабатывая решимость.

Значимость выбранной темы, определяется требованиями нормативно-правовых документов, регламентирующих отношения в сфере образования и предполагающих в качестве приоритета, формирование условий и факторов, обуславливающих профессиональное становление студентов на этапе вузовского обучения. Именно поэтому методологическую основу составляют государственные образовательные стандарты, представляющие собой эталон минимальных требований к квалификации выпускника.

В современной психологической науке, остро ставится вопрос о выработке приемов, которые позволят контролировать качество профессиональной подготовки будущих профессионалов. Таким образом, данная проблема является значимой и требует специального психологического изучения.

 

Список литературы

 

1.     Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. / С. Я Батышев — М.: Профессиональное образование, 2009. — 512 с.

2. Бодалёв А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев – М.: Флинта; Наука, 2009.

3. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Педагогическая диагностика. — 2016. — № 6. — С. 44–50.

4.   Гузанов Б. Н. Профессиональное становление студентов профессионально-педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода / Б. Н. Гузанов, А. С. Кривоногова // Казанский педагогический журнал.– 2011. – №5-6 – С.3 – 5.

5.         Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования / Э. Ф. Зеер. – Москва: Академия, 2009. – 384 с.

6.    Иванов В. Г. Профессиональное становление студентов и процесс профессионализации / В. Г. Иванов, И. Р.Искакова // Вестник Казанского технологического университета. – 2010. - № 3. – С. 5 – 8.

7. Климов Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов – Москва, 2003. – 456 с.

8.      Нечаев Н. Н., Ермаков В. Г. Инновационное образование как объект педагогческой теории // Психолого-педагогические аспекты развития образования. — М., 2009. — С. 96-113.

9.       Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования А. В. Хуторской // Народное образование.– 2003. – №2. – С.58 – 64.

10. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 27-31.