Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Профессионализация - это один из основополагающих и приоритетных этапов становления личности, ее самоопределения. Смотря широко на профессиональное воспитание, мы имеем ввиду одно из направлений трудовой и общественной жизни человека. Если взглянуть на этот вопрос в его более узком понимании, то можно сказать, что это функция высшего учебного заведения, создающего условия для подготовки специалистов которые способны выполнять свою профессиональную деятельность в реалиях современной жизни и постоянно меняющегося мира. Туризм сегодня выступает не только экономически рентабельным бизнесом, но также представляет собой социокультурное явление и одно из направлений досуговой деятельности. По праву, туризм называют феноменом 21 века, а также фактором социальной и культурной интеграции. В последние десятилетия туризм получил колоссальное импульсное развитие. Данной тенденции расширение и усиление политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами. Всѐ это способствует воспитанию поликультурной толерантности, терпимости, что так необходимо сегодня, когда мир разрывают националистические конфликты. Помимо вышесказанного, развитие туристической деятельности актуализирует необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов. Так сегодня в туризме достаточно четко проявляется проблема нехватки кадров специализированного профессионального туристского профиля, в таких его проявлениях как: в тур индустрии, социокультурной и туристской деятельности, туристском просвещении, обучении и воспитании. Проблема кадровых ресурсов в России стоит довольно остро, поскольку профессиональное образование в туризме не только формирует облик специалиста, ответственного за целостное развитие туристского движения, но и должно отражать философию и политику всего государства в целом, в части межкультурной интеграции народов [1, с. 34]. Движущей силой развития практически любой сферы, а в частности туризма является эффективная и действующая система подготовки соответствующего направления. Таким образом возникает необходимость совершенствование и оптимизации всего учебного образовательного процесса в подготовке кадров туристской сферы. Формирование профессиональных компетенций - это основополагающая задача всех учебных заведений, а также всей туристской образоʙательно-педагогической системы. Социальный заказ российского общества определяет необходимость совершенствования системы профессионального образования в туризме. Сегодня повышаются требования к уровню качества подготовки выпускника со стороны работодателей, и в связи с этим назревает необходимость кардинальных изменений образовательно-педагогической системы. Сейчас необходимо разрабатывать модель профподготовки соответствующую требованиям времени и позволяющую самому учебному заведению устойчиво закрепится на, столь разнообразном, рынке образовательных услуг. Квалификация рабочей силы определяет социальный и экономический уровень развития государства. В этой связи, динамика образовательной системы должна соответствовать тем повышенным требованиям которые предъявляются к современным специалистам. «Сегодня профессиональные учебные заведения должны внедрять инновационные подходы к обучению, обеспечивающих наряду с его фундаментальностью развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций, потребностей в самообразовании на основе потенциальной многовариантности содержания и организации образовательного процесса» [4, с.12]. Туристская деятельность, а в частности еѐ организация, предполагает: отклик на неустанно изменяющиеся тенденции современного мира, гибкость, принятие нестандартных решений, творческого подхода в решении задач, изобретательности. Педагогический процесс в условиях профессионального туристского образования нацеленный на подготовку специалиста ʙ области менеджмента, имеет свои эксклюзивные характеристики. Первая из которых, это изучение дисциплин инноʙационно-теоретического цикла: туристики, рекреационного ресурсоʙедения, географии туристических центров, менеджмента туроперейтинга и др. Вторая, это практико-ориентироʙанные дисциплины, изучение которых требует реального включения в профессиональную трудовую деятельность: программный туризм, спортивный туризм, изучение работы турагентств и др.

Специфика профессиональной подготовки специалиста ʙ области туризма диктует необходимость взаимопроникновения и взаимосвязи профессионального, социологического, культурологического, экономического и педагогического знаний. Уровень квалификации персонала во многом определяет качество предоставляемых услуг в туристской сфере. «Сегодня перед высшим образованием стоит глобальная цель, а именно, организации учебной работы, таким образом, в процессе которой студенты бы активно приобретали не только теоретические знания, но и практические умения и навыки как непосредственно в учебном процессе, так и во внеучебное время. Еѐ решение невозможно без практической реализации методов организации учебно-познаʙательной деятельности студентов, которая должна быть направлена на развитие творческих способностей и культуры мышления студентов» [3, с.178]. В данном контексте можно выделить триединство параметров, которые являются фундаментом образовательного процесса в сфере туризма: технология непосредственно профессионального туристского образования; отношения, которые возникают в процессе реализации этой технологии; социально-психологические характеристики личности и индивидуальные качества, определяющие культурно-личностный образ человека. Первая подсистема, определяется как технология профессионального туристского образования, включает следующие компоненты: пространстʙенно-ʙременные условия непрерывной многоступенчатой подготовки; специалистов, педагогов, ответственных за общую гуманитарную и социально-экономическую, общепрофессиональную и специальную туристскую подготовку, владеющих средствами, методами и приѐмами профессионально-педагогической деятельности; средства, методы, приѐмы: консультации, лекции, семинары, мастер практику, творческие лаборатории и др. Очевидно, что будущий специалист должен иметь глубокие знания и ʙладеть профессиональным инструментарием, обеспечивающих трудовую деятельность на уровне мировых стандартов в конкретных направлениях менеджмента туризма. Вторая подсистема - отношения, возникающие при реализации туристской профессионально-педагогической технологии, разʙиʙается в трех направлениях: 1) Отношение к предметному миру (предмету туристской деятельности, предмету труда, области специальности «менеджмент» и туристских специализаций) ʙ процессе общения, понимания места профессиональной трудовой деятельности в жизни общества и в своей личной профессиональной карьере, в сфере туризма и гостеприимства, престижность профессии, еѐ аттрактиʙность; 2) Отношение к людям на институциональном и не институциональном уровнях, широта и разнообразие взаимодействий в туристском пространстве; 3) Отношение к самому себе как к будущему специалисту туристской деятельности, видение себя в системе реальных ролевых предписаний профессионального характера, прогнозирование тенденций ʙ развитии профессионального интереса. Третья подсистема педагогических условий успешности профессионального туристского образования - культурно-личностный рост человека как цель и результат целостного процесса становления специалиста - включает: 1) Профессиональную направленность, сопряжѐнную с культурологической доминантой образования, обусловленную отношениями человека к обществу; 2) Нраʙстʙенно-ʙолеʙые свойства, обеспечивающие самореализацию, согласующиеся с целями общества; 3) Интеллектуально-эстетический потенциал личности, включающий общетеоретическую, общепрофессиональную и специальную подготовку, эстетическое отношение к действительности (чувство красоты), творческие формы воображения, развитую интуицию, умение ставить цели, согласующиеся с эстетическим идеалом и достигать их нраʙстʙенно-профессиональными средствами [2, с. 127]. Таким образом подводя итог, можно сказать, что система профессионального туристского образования представляет собой некий конгломерат и носит комплексных характер. Содержание такого образовательного процесса предусматривает: профессиональное «вхождение» в реальную деятельность; развитие функционально-ролеʙой готовности к данному виду деятельности; формирование и коррекцию профессионально-ценностных ориентаций, мотиваций, качеств и свойств личности, способствующих результативности и успеху.

Список литературы
1. Жолдак В.И., Квартальнов В.А. Основы менеджмента в спорте и туризме: организационные основы: Учебник. Т.1. - М., 2001.
2. Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии. - Брюссель: TACIS, 2000.
3. Квартальнов В.А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристической деятельности. Дисс. докт. пед. наук. - М., 2000.
4. Материалы секции Минобразования России «По совершенствованию перечня профессий, направлений подготовки и специальностей, квалификационных требований (профессиональных стандартов) к основным должностям работников туристической индустрии и государственным образовательным стандартам в области туризма», 2003.