Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Улан-Удэ
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
В современных условиях формирования системы управления качеством образования в вузе становится необходимым использование в образовательном процессе инновационных образовательных технологий, активизирующих самостоятельную работу студентов, их учебную мотивацию. Сегодня балльно-рейтинговая система является важной составной частью новых образовательных технологий. В вузах уже сложилась и продолжает интенсивно развиваться система оценки качества образования, основанная на принципах ранжирования по определенным индикаторам [1].
Система балльно-рейтинговой оценки позволяет эффективно оценивать не только знания, умения и навыки, приобретенные в течение всего срока обучения, но и все виды самостоятельной деятельности студентов в
57
процессе подготовки по будущей специальности, степень их сложности и качество выполнения; дает возможность объективно и всесторонне оценить практическую деятельность студента в течение всего периода обучения и является одним из главных стимулов получения знаний и практического опыта. Балльно-рейтинговая система оценки качества знаний позволяет стимулировать самостоятельную подготовку студентов, активизировать все виды самостоятельной деятельности, создает мотивы для внеучебной деятельности, обеспечивает возможность реализации потребностей в получении знаний, достаточных для включения в профессиональную деятельность после окончания вуза. Самостоятельная работа студентов может иметь различные формы. Аудиторная самостоятельная работа организуется во время проведения учебных занятий: на лекции, на практическом и лабораторном занятии, на консультации, целью которой является развитие знаний и умений по темам, выносимым на самостоятельную работу, под руководством преподавателя. Внеаудиторная самостоятельная работа предполагает выполнение конкретных видов заданий: самостоятельное изучение определѐнных тем и разделов учебных дисциплин, выполнение курсовых проектов, выполнение выпускных квалификационных работ, выполнение научно-исследовательской работы, а также подготовку ко всем видам занятий. Преподаватель должен контролировать, направлять и оценивать ход и результаты самостоятельной работы. Кроме того, может осуществляться самостоятельная работа, не предусмотренная основной образовательной программой, по собственной инициативе студентов с целью реализации своих учебных и научных интересов, таких как участие в научных исследованиях, выступление на научно-практических конференциях, выполнение индивидуальных проектов, участие в олимпиадах и т.д. Многобалльное оценивание студентов - это не простой переход от пятибалльной шкалы, а возможность объективно отразить в баллах расширение диапазона оценивания индивидуальных способностей студентов, их усилий, потраченных на выполнение того или иного вида самостоятельной работы. Существует большой простор для создания блока дифференцированных индивидуальных заданий, каждое из которых имеет свою «цену». Правильно организованная технология рейтингового обучения позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системы оценивания и прийти к ней лишь при подведении итогов, когда заработанные студентами баллы переводятся в привычные оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Кроме того, в систему рейтинговой оценки включаются дополнительные поощрительные баллы за оригинальность, новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы или разрешению научных проблем. При этом студенты, не спешащие сдавать работу вовремя, могут получить и отрицательные баллы. Вместе с тем, поощряется более быстрое прохождение программы отдельными студентами. Например, если учащийся готов сдавать зачет или писать самостоятельную работу раньше группы, можно добавить ему дополнительные баллы. Большинство студентов положительно относятся к такой системе отслеживания результатов их подготовки, отмечая, что рейтинговая система обучения способствует равномерному распределению их сил в течение семестра, улучшает усвоение учебной информации, обеспечивает систематическую работу без «авралов» во время сессии. Большое количество разнообразных заданий, предлагаемых для самостоятельной проработки, и разные шкалы их оценивания позволяют студенту следить за своими успехами, и при желании у него всегда имеется возможность улучшить свой рейтинг за счет выполнения дополнительных видов самостоятельной работы. Для оценивания учебных достижений студентов по балльно-рейтинговой системе используется следующий алгоритм. Курс «Информатика» разбивается на шесть модулей: «Информация и информационные процессы», «Технические средства реализации информационных процессов», «Программные средства реализации информационных процессов», «Модели решения функциональных и вычислительных задач», «Алгоритмизация и программирование», «Компьютерные сети и защита информации». Для объективной оценки результатов работы студентов в учебный процесс вводится система разнообразных по форме и содержанию контрольных рубежей, каждый из которых оценивается определенным количеством баллов. На первом занятии до сведения студентов обязательно доводятся правила применения балльно-рейтинговой системы:
 процедуры контроля и их распределение по неделям семестра,
 распределение баллов по элементам контроля
 общая максимальная сумма баллов, которую студент может набрать в течение семестра за выполнение всех видов работ во время аудиторных и внеаудиторных занятий, активность и посещаемость
 возможность выполнения индивидуальных заданий по соответствующим темам в случае пропуска занятий.
Общая максимальная сумма баллов, которую студент может набрать по дисциплине в течение семестра равна 100 баллам, из которых 60 баллов составляет текущий и рубежный контроль, и 40 баллов - итоговый контроль (зачет /экзамен). Минимальная сумма баллов, при которой студент допускается к итоговому контролю должна быть не ниже 36 баллов, что составляет 60% от 60 баллов. Минимальная сумма баллов, при которой студент получает положительную итоговую оценку по дисциплине равна 60 баллам. Рассмотрим разбивку баллов по первому модулю «Информация и информационные процессы» (2 часа - лекции, 4 часа – лабораторно-практические работы, 8 часов - самостоятельная работа, включая контроль) Распределение трудоемкости работы студента в течение 1 модуля представлено в Табл.1.

Формы текущего контроля (виды текущей работы) по модулю:
 устный опрос;
 выполнение лабораторных заданий во время занятий;
 самостоятельная работа студента (выполнение домашних заданий, подготовка презентации, доклада, сообщения, конспектов и т.д.);
 посещение занятий;
 выполнение индивидуальных заданий
Формы рубежной аттестации по модулю:
 тест;
 контрольная работа;
 самостоятельная работа;
 индивидуальный/парный проект по одной из тем курса
 другие виды учебной деятельности (Положение о порядке разработки и утверждения рабочей программы в ФГБОУ «БГУ»).
Таким образом, балльно-рейтинговая система активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности, позволяет добиться более ритмичной и организованной работы студента в течение семестра и дает возможность по достоинству оценивать качество усвоения знаний и овладения умениями в процессе выполнения самостоятельной работы.

Список литературы
1. Кружалин В. К Рейтинги и качество образования / В.И Кружалин, КА. Артюшина // Аккредитация в образовании. - 2008. -№ 4. - С. 26-29.
2. Положение об организации учебного процесса с применением кредитно-модульной системы обучения.// Учебно-методический совет ФГБОУ «Бурятский государственный университет» (от 20 февраля 2012 г.).
3. Шарф И.В. Реализация самостоятельной работы студентов в компетентностной модели//Высшее образование в России. 2011.№6. С.98-103.
4. Шехонин А.А.,Тарлыков В.А. Бально-рейтинговая результатов обучения //Высшее образование в России. 2011.№6. С.22-29.