Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПОРТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Проблема становления спортивного стиля жизни (ССЖ) является актуальной для современного физического воспитания. К сожалению, в последнее десятилетие отмечается резкое ухудшение состояния здоровья студентов. Во многом это объясняется изменениями экологической ситуации, неблагоприятными социально-экономическими условиями, увеличением учебной нагрузки в вузе. Данную ситуацию подтверждают многочисленные исследования научных лабораторий различных регионов России (гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Екатеринбурга, Казани).

С ориентацией на личностный подход связаны введения в психологию понятий «стиль жизни» и «стиль поведения», выделение и описание инструментальной и компенсаторной функций стиля и его интегративных возможностей по отношению к различным личностным структурам и поведению.

Понятие «стиль жизни» включает в себя понятие «стиль деятельности», «стиль взаимодействия», «стиль поведения», но не ограничивается этим, поскольку одно из ведущих положений занимает в нем система отношений личности к миру и самому себе.

Стиль жизни – способ жизнедеятельности отдельного индивида. Он обозначает характерные специфичные способы самовыражения представителей различных социокультурных групп, проявляющиеся в их повседневной жизни, деятельности, поведении, отношениях [2].

«…Стиль жизни – не составная часть образа жизни, а воплощение последнего на уровне личности» [1].

«Разграничение термина «стиль жизни» и «образ жизни» является принципиальным лишь при наличии определенного уровня индивидуальности и субъективности, позволяющего личности сделать выбор собственного способа жизни из ряда альтернативных выборов» [1].

Субъектность в индивидуальном жизненном стиле может быть выражена в большей или меньшей степени в зависимости от природных (половозрастные и психофизиологические особенности человека, естественно- природная среда и др.) и социальных факторов (социально-экономическое устройство общества, социокультурная среда, принадлежность к социальной группе, направленность личности, типичные способы достижения желаемых благ и др.), детерминирующих жизнедеятельность человека.

В последнее время стали говорить о физкультурно-спортивном стиле жизни. И.В. Манжелей рассматривает физкультурно-спортивный стиль жизни как способ самовыражения личности средствами физической культуры и массового спорта, детерминированный его психофизиологическими особенностями, мировоззрением и субъектной активностью, природной и социокультурной средой и направленный на укрепление здоровья, восстановление и поддержание работоспособности, физическое и духовное самосовершенствование, организацию культурного досуга [2].

Автор отмечает, что физкультурно-спортивный стиль жизни является своеобразной экологической нишей личности, позволяющей ей «быть самой собой», обеспечивая самосохранение, саморазвитие, самосовершенствование и самовыражение в мире природы, культуры и социума.

Становление спортивного стиля жизни личности осуществляется на основе трех взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов формирования, саморазвития и самовыражения, в которых в разной степени представлена субъектная активность учащегося, осваивающего спортивную среду образовательного учреждения, района, города и др.

К основным принципам спортивного стиля жизни И.В. Манжелей относит:

–   принцип самоценности здоровья, ориентирующий на отношение к здоровью как к ценности, а не средству достижения жизненных целей;

–   принцип адаптивности как способ самовыражения индивидуальности средствами физической культуры и спорта, соответствуя половозрастным и индивидуальным психофизиологическим особенностям индивида;

–    принцип динамичности и мобильности или оптимальности режима спортивной активности человека внутренним и внешним условиям его жизнедеятельности в плане укрепления здоровья, поддержания работоспособности, самосовершенствования и самореализации;

–     принцип коактивности, свидетельствующий о коллективном характере спортивного взаимодействия, регламентированного правилами видов спорта и взаимоотношениями в малой группе;

–     принцип нравственности, касающийся поведения человека и его отношений с людьми с позиций нравственного сознания и самосознания как свободной, ответственной, толерантной личности;

–   принцип гармоничности, отражающий гармонию телесности, духовности, ритмичности и эстетичности в процессе самовыражения индивидуальности в жизнедеятельности.

Критериями спортивного стиля жизни могут выступать осознанная, значимая, действенная и ответственная

мотивация здоровья и занятий физической культурой и спортом; благоприятное психофизическое состояние; здоровьесозидающее поведение во всех сферах жизни; повышение уровня спортивных компетентностей; спортивная активность в свободное время; развитие волевых и коммуникативных качеств личности; ориентированность субъекта на популяризацию спортивного стиля жизни в социокультурной среде и приобщение к нему ближайшего окружения [3].

По мнению И.В. Манжелей, в основе становления спортивного стиля жизни как способа самовыражения индивидуальности в жизнедеятельности лежат системные процессы самосохранения и самосовершенствования личности, опосредованные рядом взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов [3]. Автор в своих исследованиях выделяет четыре типа отношения личности к спортивному стилю жизни и степени выраженности в нем субъектности

Формирование спортивного стиля жизни современных студентов предполагает высокую организованность жизнедеятельности. Заданные этим стилем регулярные действия: утренняя зарядка, спортивная тренировка, режим дня, учет физических нагрузок и оценка результатов их применения, объективная оценка своих возможностей и способностей в спортивной деятельности являются реальными показателями освоения старшеклассниками ценностей спортивной культуры.

Таким образом, становление спортивного стиля жизни предполагает взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы формирования, саморазвития и самовыражения старшеклассников, что проявляется в терминально-ценностном отношении к своему здоровью и инструментально-ценностном – к физической культуре и массовому спорту. Спортивный стиль жизни может проявляться в довольно широком диапазоне и будет зависеть от ряда факторов: активной или пассивной жизненной позиции; спортивной компетентности; позитивного отношения к здоровью, физической культуре и спорту; ближайшего социального окружения;   достаточного   материально-ресурсного   и   технологического   обеспечения   спортивной   и оздоровительной деятельности; наличия спектра оздоровительных и спортивных услуг в социокультурном пространстве.

Вывод.

Индивидуальное приобщение студентов к спортивному стилю жизни должно происходить в результате успешного протекания пяти взаимосвязанных процессов: присвоения спортивных ценностей (хочу); развития физических, эмоционально-волевых и коммуникативных качеств (могу); освоения спортивных знаний (знаю); овладения спортивными умениями и навыками (умею); обогащения субъектного спортивного опыта, спортивного стиля жизни (имею) [3].

 

Список литературы

1.      Виленский. М.Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М.Я. Виленский, С.О. Авчинникова // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 11. – С. 2-7.

2.      Лубышева. Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие / Л.И. Лубышева. – М.: Академия, 2001. – 240 с.

3.      Манжелей. И.В. Педагогические модели физического воспитания: учебное пособие / И.В. Манжелей. – М.: Теория и практика физической культуры, 2005. – 185 с.