16 февраля 2016г.
Возможность для формирования востребованной обществом, жизнеспособной и успешной личности открывает эффективное спортивное образование. Если не предоставить возможности школьнику примерить на себя роль тренера, комментатора или судьи соревнований, а только создать условия для учебно-тренировочных занятий, то это существенно не повлияет на понимание учащегося всей культуры спорта. Целевая направленность спортивного образования заключается в формировании компетентной, увлеченной и грамотной спортивной личности.
Термин «спортивное образование», по мнению Л.И. Лубышевой, означает методику и технологию преподавания предмета «Физическая культура» с ориентацией на освоение ценностей культуры спорта.
Спортивная личность − личность, в которой заложены знания, навыки и умения, которые, в свою очередь, позволяют получать удовольствие от занятий спортом и вызывают желание совершенствоваться. Грамотная спортивная личность понимает и уважает правила, этикет, ритуалы и традиции спорта и может провести различие между хорошими и плохими методами спорта. Увлеченная спортивная личность участвует в спорте и ведет себя так, чтобы сохранять, защищать и обогащать культуру спорта.
В.К Бальсевич и Л.И. Лубышева, координирующим спортивно ориентированным направлением в физическом воспитании, указывают, что для реализации методики преподавания спортивного образования может подойти любой вид спорта. Однако независимо от выбранного вида спорта необходима модификация или упрощение правил этого вида спорта в соответствии с наличием инвентаря и сооружений, уровнем физического развития и подготовленности занимающихся.
Методика преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе, основанная на принципах спорта, была разработана Дарролом Сидентопом и получила название SportEdu («спортивное образование»). Данная методика получила широкое распространение в Новой Зеландии и Австралии, успешно применяется в Англии и Соединенных Штатах Америки.
Профессором Л.И. Лубышевой разработана концепция спортивного образования для российских старшеклассников. Данная концепция является теоретической базой для разработки программ спортивного образования, организации в общеобразовательной школе креативной среды, способствующей самореализации старшеклассников в области спорта посредством освоения ценностей спортивной культуры, построения собственных тренировочных программ и рефлексии учебной деятельности.
Концепция опирается на следующие принципы:
– человек − целостное социобиологическое существо, главная функция которого интеллектуальное, нравственное, гражданское, практическое и физическое бытие;
– каждый человек потенциально способен осваивать ценности спортивной культуры;
– старшеклассники способны действовать в условиях самоопределения и самопостроения как личности средствами спорта;
– современное мышление определяется не только как логика научного познания, но и как логика мышления гуманитарного типа, для которого главное − свобода выбора и мера ответственности за этот выбор;
– использование креативного потенциала феномена тренировки − основополагающий принцип спортивного образования.
Целью спортивного образования является удовлетворение физкультурно-спортивных интересов, формирование спортивной культуры личности старшеклассника, которое проходит несколько взаимосвязанных этапов.
На первом этапе спортизации учебного процесса происходит включение старшеклассников в спортивную деятельность в избранном виде спорта, посредством решения ряда специфических задач. На данном этапе создаются организационные и методические условия проведения учебно-тренировочных занятий, отличные от традиционных учебных занятий в общеобразовательной школе. Основной задачей тренера-преподавателя на данном этапе становится обеспечение занимающимся возможности для освоения ценностей физической культуры и спорта в соответствии с их потребностями, личными установками и интересами, средствами избранного вида спорта. Систематические занятия спортом постепенно адаптируют старшеклассников к увеличивающейся тренировочной нагрузке, помогают преодолевать собственные слабости и недостатки, воспитывают волевые качества.
Продолжением учебно-тренировочного процесса является переход занимающихся на следующий этап обучения − спортивное совершенствование. Суть данного этапа заключается в том, чтобы создать условия для дальнейшего повышения спортивного уровня в избранном виде спорта.
Задачами спортивного образования старшеклассников является:
– использование ценностного потенциала спорта как средства для формирования спортивного стиля жизни;
– формирование у старшеклассников мотивации, интереса и потребности в занятиях спортивной деятельностью и восприятие спортивного стиля жизни как неотъемлемой части своей жизнедеятельности;
– использование возможностей спорта для повышения уровня здоровья старшеклассников.
Спортивное образование должно быть ориентировано на любого субъекта процесса обучения, независимо от уровня его спортивной подготовленности.
Содержание спортивного образования включает:
· формирование спортивного стиля жизни как процесс формирования ценностного отношения старшеклассников к физкультурно-спортивной деятельности, изучения теории и истории спорта, овладения техникой вида спорта, развития специальных качеств, участия в соревнованиях, ведения спортивного стиля жизни, воспитания нравственного поведения на спортивных аренах;
· своевременное формирование мышечной системы старшеклассников, обеспечивающее предотвращение дисбалансов в развитии организма;
· своевременное развитие у старшеклассников координационных способностей и двигательных навыков, обеспечивающих высокий уровень культуры движений, их ловкость и надежность в экстремальных ситуациях, а также ускоренную адаптацию к новым требованиям среды;
· овладение необходимыми методами обучения и тренировки для регулярного использования в повседневной жизни;
· овладение рациональной техникой жизненно важных локомоций и знание особенностей их возрастной эволюции для активного противодействия явлениям преждевременного старения и обеспечения требуемого уровня физической активности в зрелом и пожилом возрасте.
Решение этих задач позволит сформировать социально активную, жизнеспособную личность, обладающую знаниями, умениями и навыками организации спортивного стиля жизни.
Список литературы
1. Лубышева, Л.И. Концепция спортивного образования в старшей школе / Л.И. Лубышева // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2005. – № 2. – С. 2-5.
2. Бальсевич, В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 3. – С. 2-4.
3. Филимонова, С.И. Физическая культура и спорт – пространство, формирующее самореализацию личности: монография / С.И. Филимонова. – М.: Теория и практика физической культуры, 2004. – 316 с.