Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
16 февраля 2016г.

Возможность для формирования востребованной обществом, жизнеспособной и успешной личности открывает эффективное спортивное образование. Если не предоставить возможности школьнику примерить на себя роль тренера, комментатора или судьи соревнований, а только создать условия для учебно-тренировочных занятий, то это существенно не повлияет на понимание учащегося всей культуры спорта. Целевая направленность спортивного образования заключается в формировании компетентной, увлеченной и грамотной спортивной личности.

Термин «спортивное образование», по мнению Л.И. Лубышевой, означает методику и технологию преподавания предмета «Физическая культура» с ориентацией на освоение ценностей культуры спорта.

Спортивная личность − личность, в которой заложены знания, навыки и умения, которые, в свою очередь, позволяют получать удовольствие от занятий спортом и вызывают желание совершенствоваться. Грамотная спортивная личность понимает и уважает правила, этикет, ритуалы и традиции спорта и может провести различие между хорошими и плохими методами спорта. Увлеченная спортивная личность участвует в спорте и ведет себя так, чтобы сохранять, защищать и обогащать культуру спорта.

В.К Бальсевич и Л.И. Лубышева, координирующим спортивно ориентированным направлением в физическом воспитании, указывают, что для реализации методики преподавания спортивного образования может подойти любой вид спорта. Однако независимо от выбранного вида спорта необходима модификация или упрощение правил этого вида спорта в соответствии с наличием инвентаря и сооружений, уровнем физического развития и подготовленности занимающихся.

Методика преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе, основанная на принципах спорта, была разработана Дарролом Сидентопом и получила название SportEdu («спортивное образование»). Данная методика получила широкое распространение в Новой Зеландии и Австралии, успешно применяется в Англии и Соединенных Штатах Америки.

Профессором Л.И. Лубышевой разработана концепция спортивного образования для российских старшеклассников. Данная концепция является теоретической базой для разработки программ спортивного образования, организации в общеобразовательной школе креативной среды, способствующей самореализации старшеклассников в области спорта посредством освоения ценностей спортивной культуры, построения собственных тренировочных программ и рефлексии учебной деятельности.

Концепция опирается на следующие принципы:

–   человек − целостное социобиологическое существо, главная функция которого интеллектуальное, нравственное, гражданское, практическое и физическое бытие;

–   каждый человек потенциально способен осваивать ценности спортивной культуры;

–   старшеклассники способны действовать в условиях самоопределения и самопостроения как личности средствами спорта;

–   современное мышление определяется не только как логика научного познания, но и как логика мышления гуманитарного типа, для которого главное − свобода выбора и мера ответственности за этот выбор;

–   использование креативного потенциала феномена тренировки − основополагающий принцип спортивного образования.

Целью спортивного образования является удовлетворение физкультурно-спортивных интересов, формирование спортивной культуры личности старшеклассника, которое проходит несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе спортизации учебного процесса происходит включение старшеклассников в спортивную деятельность в избранном виде спорта, посредством решения ряда специфических задач. На данном этапе создаются организационные и методические условия проведения учебно-тренировочных занятий, отличные от традиционных учебных занятий в общеобразовательной школе. Основной задачей тренера-преподавателя на данном этапе становится обеспечение занимающимся возможности для освоения ценностей физической культуры и спорта в соответствии с их потребностями, личными установками и интересами, средствами избранного вида спорта. Систематические занятия спортом постепенно адаптируют старшеклассников к увеличивающейся тренировочной нагрузке, помогают преодолевать собственные слабости и недостатки, воспитывают волевые качества.

Продолжением учебно-тренировочного процесса является переход занимающихся на следующий этап обучения − спортивное совершенствование. Суть данного этапа заключается в том, чтобы создать условия для дальнейшего повышения спортивного уровня в избранном виде спорта.

Задачами спортивного образования старшеклассников является:

–   использование ценностного потенциала спорта как средства для формирования спортивного стиля жизни;

–   формирование у старшеклассников мотивации,  интереса  и потребности в занятиях спортивной деятельностью и восприятие спортивного стиля жизни как неотъемлемой части своей жизнедеятельности;

–   использование возможностей спорта для повышения уровня здоровья старшеклассников.

Спортивное образование должно быть ориентировано на любого субъекта процесса обучения, независимо от уровня его спортивной подготовленности.

Содержание спортивного образования включает:

· формирование спортивного стиля жизни как процесс формирования ценностного отношения старшеклассников к физкультурно-спортивной деятельности, изучения теории и истории спорта, овладения техникой вида спорта, развития специальных качеств, участия в соревнованиях, ведения спортивного стиля жизни, воспитания нравственного поведения на спортивных аренах;

· своевременное формирование мышечной системы старшеклассников, обеспечивающее предотвращение дисбалансов в развитии организма;

· своевременное развитие у старшеклассников координационных способностей и двигательных навыков, обеспечивающих высокий уровень культуры движений, их ловкость и надежность в экстремальных ситуациях, а также ускоренную адаптацию к новым требованиям среды;

· овладение необходимыми методами обучения и тренировки для регулярного использования в повседневной жизни;

· овладение рациональной техникой жизненно важных локомоций и знание особенностей их возрастной эволюции для активного противодействия явлениям преждевременного старения и обеспечения требуемого уровня физической активности в зрелом и пожилом возрасте.

Решение этих задач позволит сформировать социально активную, жизнеспособную личность, обладающую знаниями, умениями и навыками организации спортивного стиля жизни.

 

Список литературы

1.      Лубышева, Л.И. Концепция спортивного образования в старшей школе / Л.И. Лубышева // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2005. – № 2. – С. 2-5.

2.      Бальсевич, В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 3. – С. 2-4.

3.      Филимонова, С.И. Физическая культура и спорт – пространство, формирующее самореализацию личности: монография / С.И. Филимонова. – М.: Теория и практика физической культуры, 2004. – 316 с.