30 ноября 2016г.
Общеизвестно, что каким бы не был труд человека (умственный, физический) к концу рабочего дня он, как правило, утомляется [8]. В результате нерациональной организации жизнедеятельности большинство педагогов испытывают на работе излишние психоэмоциональные нагрузки. Это ведет к накоплению утомления, что в конечном итоге сказывается на состоянии здоровья и эффективности профессиональной деятельности педагогов[9].
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительные занятия, утомляемость, учителя, укрепление здоровья.
Введение
Последние десятилетия внесли существенные изменения в отношении многих людей к занятиям физической культурой и спортом [4]. Возросла необходимость укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта, использовать двигательную активность как профилактическое средство профессиональных заболеваний и травматизма [5]. Многие специалисты считают, что функциональное состояние организма человека во многом определяется наличием резервов его основных систем [6, 2]
Особое значение приобретает здоровье педагогов, которое является основой эффективной работы и резервом развития трудового потенциала современной образовательной отрасли. Необходимость его укрепления, прежде всего, обусловлена тем, что в результате воздействия социальных, экологических и профессиональных факторов у большей части представителей педагогической профессии отмечаются крайне низкие показатели здоровья [1].
В последние годы стали активно разрабатываться программы, направленные на сохранение и поддержание здоровья школьников. С возрастом уровень заболеваемости различного контингента учащихся заметно возрастает [7]. Однако, очень редко обращается внимание на здоровье самого педагога, который ежедневно находится в тех же условиях, что и школьник, но из-за специфики своей работы более подвержен возрастающим факторам социальной напряженности общества. [3].
В настоящее время в Астраханской области организованно занимаются физической культурой и спортом около 30% работников образовательных учреждений от общего числа населения, это больше чем в 2011году на 10,5%. Рост удельного веса граждан Астраханской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, ежегодно составляет в среднем - 2,3%.
Таблица 1.
Охват населения Астраханской области различными формами физической культуры и спорта (в % от общего числа населения)
годы
|
011
|
012
|
013
|
014
|
015
|
016
|
2
|
удельный вес %
|
9,5%
|
1%
|
3,5%
|
6,5%
|
8%
|
0%
|
3
|
Одним из ключевых моментов в планировании физкультурно-оздоровительной работы служит моделирование организации физкультурно-оздоровительной работы [6].
В связи с этим нами предлагается модель организации физкультурно- оздоровительной деятельности в
образовательных учреждениях.
Цель модели: сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического,
психического
и нравственного здоровья личность педагога.
Данная модель должна позволяет
в комплексе решить следующие задачи:
-
создать систему многолетнего мониторинга здоровья сотрудников с анализом факторов негативного влияния и поиском путей их минимизации;
-
организовать в коллективе образовательно-просветительскую работу,
призванную, в первую очередь, повысить у педагогов
уровень компетентности в области
физической культуры
и мотивацию к
занятиям двигательной активностью
;
- внедрить в
режим работы школы комплекс коррекционно-профилактических мер,
предусматривающих проведение физкультурно-оздоровительных занятий различной направленности, массовые спортивные и рекреационные мероприятия, а также доступность восстановительных средств, применение которых не требует значительных финансовых затрат;
-
привести условия физкультурно-оздоровительной деятельности педагогов в
соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями, а профессиональной - с
требованиями рациональной
организации труда и отдыха;
-
обеспечить педагогам необходимый уровень психологической и медицинской защиты.
Организационное направление должно курироваться активом школы.
Данный компонент предусматривает оснащение и корректировку программы по ходу ее
внедрения, составление поэтапного плана мероприятий и обеспечение условий для его
реализации; организацию и контроль деятельности различных служб здоровья, координацию их взаимодействий со спортивными, образовательными, медицинскими и профилактическими учреждениями города; вовлечение в работу квалифицированных специалистов различного профиля для научно-методического сопровождения программы,
поиска наиболее эффективных оздоровительных мер
и создания совместных практических разработок.
В рамках диагностического направления модели, основываясь на результаты мониторинга здоровья,
в целях повышения мотивации педагогов к активной деятельности
по его укреплению, для каждого сотрудника разрабатывается и периодически обновляется индивидуальный графический
профиль здоровья. Это позволяет наглядно демонстрировать педагогам динамику изменения основных морфофункциональных
показателей здоровья,
как под влиянием физических нагрузок (у тех, кто занимается
физическими упражнениями), так и при отсутствии активных усилий, направленных на оздоровление.
В дальнейшем графические профили здоровья служат
базой для формирования индивидуальных программ физкультурно-оздоровительных занятий, в первую очередь
регламентирующих параметры
двигательного режима. При составлении таких программ
учитываются не только функциональные возможности и уровень физической
подготовленности педагогов, но и их личные цели и предпочтения в выборе видов и форм двигательной активности, что способствует формированию желания и потребности в
физкультурных занятиях.
Образовательно-просветительское направление
модели реализовывается через научно-методическую деятельность и систему информационного обеспечения,
включающие расширение и техническое оснащение научно-методического фонда
учреждения; непрерывное обновление стенда «Здоровье»; индивидуальное
консультирование педагогов;
создание банка здоровьесберегающих технологий и разработку практических рекомендаций по их внедрению в учебный процесс школы; публикацию результатов
проделанной работы в материалах конференций различного уровня, а в нашем случае и в журнале «Образование в Астраханской области»; постоянно
действующий «семинар о здоровье» с привлечением специалистов различного профиля (медиков,
психологов, педагогов).
В коррекционно-профилактическом компоненте - решаются задачи повышения трудовой и двигательной активности педагогов.
В нашем случае в этих целях должны быть организованы занятия в группах ОФП, ритмической и силовой гимнастики, волейбола, бально-спортивных танцев, настольного тенниса, а для лиц с низкими показателями здоровья - в группе общефизической подготовки. Организация данного направления предусматривает условия для
самостоятельных туристических прогулок и оздоровительных занятий плаванием; динамические паузы в режиме рабочего дня и Спартакиада по видам спорта.
В рамках программы
должна быть расширена система психологической
помощи (индивидуальные и микрогрупповые тренинги с использованием методов аутогенной, медитативной, мышечной и дыхательной
релаксации); организована деятельность семейного
туристического
«Клуба выходного дня»; кроме того, проводиться систематические коллективные выезды на природу с элементами активного отдыха, а также регулярные«Дни здоровья» в
каникулярное время.
Санитарно-гигиеническое сопровождение программы оздоровительной работы с педагогами будет осуществляться через проведение ежегодного профосмотра в
специализированной поликлинике.
Представленная нами модель физкультурно-оздоровительной работы с педагогами
обеспечивает необходимые условия для организации их индивидуально-ориентированной
физкультурной
деятельности и позволяет
в комплексе решать поставленные задачи а,
следовательно, достигать поставленных целей.
Развитие физической культуры и спорта для населения на территории РФ должно
осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры. В
стране должна быть разработана Программа сохранения здоровья работающих, коллективные договоры
между руководителями и профсоюзными организациями
предприятий и учреждений в обязательном порядке должны содержать полноценные
разделы с реальными мерами по развитию физкультурно-спортивной и оздоровительной
работы в определенном трудовом
коллективе.
В связи с этим проблема разработки и реализации программ укрепления здоровья и
повышения трудовой активности педагогов с учетом характера труда, возраста, уровня
физического
состояния, а также отклонений в состоянии здоровья является актуальной и перспективной!
Список
литературы
1.
Амосов, Н.М. «Раздумья о здоровье» / Н.М.Амосов. М. : Физкультура и спорт,1987.
2.
Бондин, В.И. «Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического
образовании» В.И.Бондин ТиПФК. 2014. - № 10.
3.
Гашкова, С.Н. Здоровьесберегающие технологии в условиях школы / С.Н. Гашкова //Здоровье нации основа процветания России: материалы II Всероссийского форума. - М. : Изд-во НЦССХ им. А.Н.Бакулева РАМН,
2006.
4.
Доронцев А.В. «Основы здорового образа жизни» (учебное пособие) ГОУ ВПО
Астраханская
государственная медицинская
академия
Астрахань 2009.
5.
Доронцев А.В. «Современные оздоровительные двигательные системы в
практике работы ВУЗА» методическое пособие.Федеральное агентство
по здравоохранению и социальному развитию, Гос. образовательное учреждение высш.
проф. образования Астраханская гос. мед. акад. (ГОУ ВПО АГМА Росздрава). Астрахань,
2007.
6.
Доронцев А.В. «Формирование у будущих врачей навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта» автореферат диссертации
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волгоградская государственная академия
физической культуры. Волгоград, 2006.
7.
Доронцев А.В. Козлятников О.А. «Характеристика и структура заболеваемости различного контингента школьников Астраханской области» Научно теоретический
журнал «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта № 11(117) С. 46
– 49. Санкт –
Петербург 2014.
8.
Ермолина Н.В., Зинчук Н.А. Влияние профессиональной деятельности педагога
по Физической культуре на его здоровье. /Н.В. Ермолина, Н.А. Зинчук //Физическая
культура, спорт и здоровье: актуальные проблемы и инновации /Материалы научно
практической конференции с международным участием (15 апреля 2016г.), Астрахань:
Издатель: Сорокин Роман
Васильевич-2016, 186с.
9.
Науменко,
Ю.В. «Миссия здоровьесберегающей
деятельности школы» Валеология. 2007. - № 2.