17 февраля 2016г.
Среди студенческой молодежи особую популярность имеют игровые виды спорта, которые привлекают высокой эмоциональностью, зрелищностью, многообразием проявления физических качеств и др. В них соревнуются не столько отдельные спортсмены, сколько игровые коллективы, объединенные единой целью и действием. Участники такого соревнования несут двойную ответственность: за себя и за всю команду, что многократно усиливает переживания и дает возможность испытать глубокие и сильные эмоции. Не меньшее значение для получения удовольствия от участия в соревнованиях имеет и стремление к достижению превосходства в качестве и быстроте принимаемых решений. Умение предугадать ход развития игровой ситуации или способность «читать игру» составляют основу для овладения инициативой в игре, навязывания собственного стиля игры и осуществления своих замыслов, что неминуемо приводит соперников к поражению.
Мини-футбол, как и все виды спорта, включает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические человеческие отношения и нормы поведения, складывающиеся на основе этой деятельности.
Играя в мини-футбол, каждый значительно чаще, чем в футболе, соприкасается с мячом и участвует в общих игровых действиях, голов в мини-футболе забивается значительно больше.
Место мини-футбола в системе физического воспитания обусловлено его доступностью. Относительно невысока стоимость спортивной формы, инвентаря и оборудования. В эту игру можно играть на простейших площадках малых размеров (в спортивных залах, в хоккейных «коробках») и с меньшим числом игроков в командах.
В целом, мини-футбол имеет полное право на существование как отдельный вид спорта. Это не такая атлетическая и жесткая игра, как современный футбол, и все же достаточно интенсивная, увлекательная и зрелищная, требующая от игроков высокой техники, умения хорошо ориентироваться и взаимодействовать с партнерами в условиях постоянного дефицита времени и пространства.
Мини-футбол как средство физического воспитания обладает большим педагогическим потенциалом. Занятия этим видом спорта способствуют сохранению и укреплению здоровья, совершенствованию функциональных возможностей организма, развитию физических качеств, обогащению двигательного опыта, формированию социально-психологических свойств личности. Освоенные технико-тактические приемы игры, а также используемые в учебном процессе физические упражнения могут использоваться студентами на протяжении всей жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры и спортом.
Важно также отметить, что запрет на применение силовых приёмов одновременно уменьшает опасность травматических повреждений, что помогает сохранить здоровье. По мнению врачей, мини-футбол следует отнести к числу наиболее важных, с гигиенической точки зрения, физических упражнений для полноценного развития растущего организма. Его ценность особенно велика в совершенствовании деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Длительная мышечная работа прерывисто-переменного характера, предусматривающая к тому же возможность ее саморегулирования, способствует укреплению сердечной мышцы, развитию легких и формированию грудной клетки.
Процессам полноценного физического развития способствует также и то, что техника мини-футбола базируется на самых простых и естественных движениях, каковыми являются бег, прыжки, остановки, повороты во время перемещения по площадке, разнообразные действия с мячом, включая ведение, обводку, отбор, удары и прием мяча. Это не только помогает совершенствованию в этих жизненно важных двигательных навыках, но и обеспечивает гармоничное физическое развитие, помогает улучшить физическую подготовленность занимающихся, делает их сильными, ловкими и выносливыми.
Еще одна отличительная особенность этой игры в том, что насыщенная разнообразными игровыми ситуациями тактическая борьба всегда интересна, поскольку требует размышления, постоянного творчества от каждого участника игры. Это развивает оперативное мышление, совершенствует творческие возможности игроков.
В 2008 году Российским футбольным союзом совместно с Ассоциацией мини-футбола России при содействии Министерства образования и науки Российской Федерации был разработан инновационный общероссийский проект «Мини-футбол в вузы», который по замыслу разработчиков, призван стать одной из наиболее популярных, массовых и эффективных организационно-методических форм физического воспитания студенческой молодежи.
В значительной мере это связано с увлечением подавляющего большинства молодых людей мини-футболом– спортивной игрой, приобретающей с каждым годом все большую популярность не только в России, но и во многих странах мира. В то же время эта игра отличается простотой в организации учебно-тренировочных занятий и проведении соревнований. В этих целях в условиях вузов можно использовать не только физкультурные залы, но и практически любые плоскостные спортивные сооружения. Эта игра не требует дорогостоящей экипировки и инвентаря. Привлекателен мини-футбол и тем, что здесь каждый игрок всегда является активным участником состязания, которое проходит динамично, без вынужденных и утомительных остановок. Словом, данная спортивная игра как наиболее увлекательный вид физических упражнений, словно специально создана для развития именно в учебных заведениях, в том числе и среди студенческой молодежи.
Реализация данного проекта позволяет существенно увеличить количество студентов вузов, систематически занимающихся физическими упражнениями как в форме учебных (академических) занятий, так и во внеучебное время, внести значительный вклад в укрепление здоровья и физической подготовленности молодого поколения, создать реальные возможности для подъема массовости занятий футболам в нашей стране.
Основными целями проекта являются:
1. Комплексное решение проблем двигательной активности, укрепление здоровья и приобщение студенческой молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом, закладывание в студенческие годы необходимой базы физической подготовленности и работоспособности для будущей общественно полезной профессиональной деятельности.
2. Обеспечение логической взаимосвязи эффективных инновационных организационно-методических форм физического воспитания учащихся школ и студентов вузов.
3. Подъем массовости занятий футболом среди студенческой молодежи, дальнейшее развитие инфраструктуры студенческого спорта в стране.
4. Ориентация межрегиональных объединений футбола, территориальных федераций футбола на массовое развитие различных видов футбола, в том числе и мини-футбола.
Для реализации данных целей требуется решение следующих задач:
1. Способствовать комплексному решению проблем двигательной активности и укрепления здоровья студентов вузов путем целенаправленного внедрения мини-футбола как в структуру учебных (академических занятий в форме элективных практических и факультативных), так и индивидуальных и индивидуально-групповых занятий).
2. Создать систему стимулов для развития мини-футбола среди студенческой молодежи путем:
– организации внутривузовских городских, областных и всероссийских соревнований;
– привлечения наиболее перспективных игроков, обучающихся в вузах, в сборные студенческие команды России для участия в соревнованиях, чемпионатах Европы и мира;
– введения в единую Всероссийскую спортивную классификацию спортивных званий и разрядов (разных уровней) по мини-футболу, присваиваемых за участие в соревнованиях среди студентов вузов;
Учитывая высокую потребность в занятиях этим видом спорта среди студенческой молодежи, реализация общероссийского проекта «Мини-футбол в вузы» даст возможность одновременно поднять массовость занятий футболом в нашей стране, значительно увеличить численность молодых людей, постоянно занимающихся этой спортивной игрой.
Важно, что инновационный общероссийский проект «Мини-футбол в вузы» полностью согласуется и с содержанием Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ», вступившего в силу 6 мая 1999 года. Статья 14 данного Закона дает право образовательным учреждениям самостоятельно, с учетом имеющихся ресурсов и условий определять формы занятий физической культурой, средства физического воспитания и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов подготовленности.
Список литературы
1. Андреев, С.Н. Мини-футбол: методическое пособие / С.Н. Андреев, В.С. Левин. – Липецк: Арес, 2004. – 496 с.
2. Андреев, С.Н. Мини-футбол в школе / С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. – М.: Советский спорт, 2006. – 224 с.
3. Николаев Д.С., Шальнов В.А. Начальное обучение мини-футболу: специализированные тренировочные программы: методические указания для специализации «Футбол» / сост. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 41 с.