Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БОРЬБЫ «ХАПСАГАЙ»

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
16 февраля 2016г.

Предшественником борьбы можно считать поведение мужчин в примитивном обществе, на заре человечества, в котором сохранение жизни нередко зависело от способности оказывать сопротивление в борьбе. Если мы будем забираться в такую древность, с этим неизбежно будет связано расплывчатость и исчезновение границ событий, поэтому мы возьмем средний период, где факты известны, соразмерность их очевидна, достоверность их установлена двухтысячелетним изучением первоклассных историков, работавших до нас, и используем этот средний период как образец, на базе которого мы  будем строить все наши соображения. Хронологические рамки этого периода: примерно XI – X вв до н.э. до начала XX в. н.э. Между этими датами совершенно достаточно материала для того, чтобы разобраться во всей сложности проблемы.

Цель любого единоборства - получить преимущество над соперником в схватке. Это достигается путём либо получения позиционного преимущества (то есть в положении тела), либо проведения такого приёма (как правило, заранее изученного и отработанного), при котором соперник не может дальше вести поединок, будучи не способен защищаться и атаковать. Создание систем таких приёмов, в начале указанного промежутка времени, было призвано увеличить шанс на сохранение жизни освоившему их воину. В условиях господства холодного и отсутствия скорострельного оружия стимул к разработке и освоению способов достижения победы в рукопашной схватке более чем убедительный. И здесь мы наталкиваемся на первую интересную закономерность. Все старые единоборства очень чётко делятся на бросковые и ударные. Бросковые единоборства подразумевают наличие плотного контакта с телом соперника. Основа этих видов поединка – захват. Вся техника строится на захвате корпуса или конечностей оппонента. Будет справедливо даже сказать, что эти виды борьбы начинаются с захвата, то есть, как только произошло плотное соприкосновение двух поединщиков. Наиболее яркими представителями таких единоборств сегодня являются самбо, дзюдо, вольная и греко-римская борьба [3].

В «хапсагае» технические действия выполняются в основном из положения вне захвата, реже в захвате и с мгновенного захвата [1]

В другом же типе единоборств напротив, касание тела соперника должно быть максимально коротким.

Победа достигается посредством нанесения ударов своими наиболее крепкими и нечувствительными к боли частями тела по наиболее болезненным или жизненно важным частям тела соперника. Здесь, как правило, традиция иная. Схватка останавливается при наличии клинча, то есть плотного захвата. Таким образом, схватка в ударных видах спорта заканчивается как раз там, где начинается в бросковых. Наиболее яркими сегодня представителями ударных видов спорта являются бокс, карате, таеквондо, кикбоксинг. Все перечисленные виды спорта имеют свою достаточно стройную систему приёмов, методику тренировок, философию и традиции, но только в рамках указанной концепции.

В связи со сказанным было бы интересно опуститься в прошлое и постараться увидеть те корни, из которых выросли современные системы боевых искусств. Техника достижения победы оттачивалась в течение веков, проходила, так сказать, естественный отбор, свято хранилась культурами разных  народов,  раскиданных по бескрайним просторам Европы, Азии и Африки, передавалась из поколения в поколение и дошла до наших дней в виде национальных видов борьбы, присутствующих практически у каждого народа Евразии.

Интересно, что борцовские виды единоборств как бы существовали всегда. В то же время даты появления ударных видов единоборств очень чётко позиционированы во времени. Все они, как один, появились в 16 веке или чуть позже. Возможно, это связано с какими-то общественно-политическими процессами, бушевавшими на дальнем востоке в тот период. Забегая вперёд, осмелимся сделать смелый вывод. Разделение борьбы на два принципиальных класса и преобладание одного класса в культуре одного народа, а другого в другом, - не случайно. Оно обусловлено серьёзными историческими особенностями государства, породившего тот или иной вид боевого искусства. Этот вывод напрашивается сам собой, но насколько он адекватен реалии жизни?

Весьма интересна тема наличия пояса в большинстве видов борьбы. Причём не просто верёвочной повязки, запахивающей полы одежды (рубахи, халата или кимоно), а именно серьёзного кожаного или плотного тряпичного пояса, на наличии которого можно строить целый пласт приёмов. Откуда такая традиция и уверенность в наличии у соперника этого, прямо скажем, не очевидного элемента одежды. Речь здесь идет именно о прочном поясе, способном выдержать  огромную нагрузку при рывке за него  атакующего  борца,  когда масса двух человек умножается на весьма серьёзное ускорение, придаваемое телу атакуемого. Такую силу может выдержать только пояс, специально созданный для боя, – пояс воина. Именно воины носили «силовые» пояса. Это было совершенно необходимо для крепления оружия в походе и защиты живота от ранения [3].

Борьба, в которой присутствует техника, основанная на захвате, и особенно захвате пояса, очевидно, возникла как часть подготовки воина, вооружённого человека, профессионального солдата, готовящегося к войне. Это чисто логическое заключение довольно ярко подтверждается дошедшими до нас традициями, связанными с поясными видами борьбы.

Исходя из анализа существующих национальных видов борьбы, можно сделать вывод о том, что существовало две разновидности борьбы – условно назовем «в схватку» (борьба на поясах) и «не в схватку» - борьба с выведением из равновесия, мгновенным захватом. Борьба «в схватку» предназначалась для конного войска, а элементы борьбы «не в схватку» применялись пешими войсками в ближнем бою [2].

Очевидно, что мы имеем дело с некогда единой системой подготовки воинов, которая родилась и отшлифовалась в недрах единой культуры – культуры профессиональных военных, прошедших просторы Евразии и оставивших  следы своего пребывания на завоёванных территориях. Этот процесс вряд  ли  был  слишком длительным и уж точно не отличался многовековыми лакунами – периодами забвения всего и вся. Иначе был бы нарушен основополагающий принцип обучения, так называемый принцип трёх «П» – последовательность, постоянство и постепенность. После распада единого государства его осколки сохраняли многие традиции, в том числе обычаи военной подготовки и методику тренировки профессиональных воинов. Эти традиции оставались жить в среде местных народов даже после исчезновения или ассимиляции изначальных носителей этой культуры.

И.И. Куринной пишет, что граница соприкосновения «борцовских» и «ударных» культур очень близка к границе Великой Татарии образца 18 века, изображённой на французском атласе 1787 года и в Британской энциклопедии того же времени (см. работы А.Т, Фоменко и Г.В. Носовского). После начала 19 века перечисленные земли в состав одного государства уже не входили. Великая Татария образовалась в результате средневековых монгольских походов. Не означает ли это, что татаро-монгольские походы и «разнесли» борьбу на поясах по всей Евразии? Там же где монголы не были (или не задержались), мы видим действительно самобытные боевые искусства, основанные на ином принципе ведения поединка и достижения победы [3].

Мы разделяем гипотезу И.И. Куринного о возникновении и распространении борьбы в мире во времена татаро-монгольского нашествия. Осталось уточнить конкретный период переселения народа саха на нынешнюю территорию и дальнейшую трансформацию борьбы в национальную борьбу «хапсагай» в ее нынешнем состоянии.

 

Список литературы

1.      Андросов Г.Г. Хапса5айдаhан тустуу. – Я., 1963.

2.      Возрождая традиции предков / В.П. Кочнев, И.Ю. Григорьев, В.П. Коротов. –Я.: Медиа-холдинг «Якутия», 2009.

3.      Куринной И.И. Борьба: История. География. Закономерности. – М.: Академия, 2003.