Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

Исследования современных ученых все больше подтверждают взаимосвязь и взаимозависимость между психическим состоянием и физическим здоровьем. На этом и основывается метод психофизической тренировки – специальной системы занятий, в основу которых положена определенная физическая нагрузка – несложные физические упражнения в сочетании с приемами психической регуляции. Целью проведенного преподавателями кафедры физической культуры ПетрГУ исследования – пронаблюдать наличие связи между физическим здоровьем и психическим состоянием у студентов университета.

Основу психоэмоционального состояния человека составляют такие понятия как: эмоция, волнение, стресс.

Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. [4]

Волнение - чувство беспокойства, тревоги, душевное возбуждение. Я начинаю испытывать волнение.

Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой (температурный), световой, голодовой и другие стрессы (облучения и т. д.). [4]

Как известно, студенты во время учебной деятельности рано или поздно, так или иначе испытывают все (или почти все) вышеперечисленные состояния на себе. Учебная деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:

-   противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и дефицитом времени на ее освоение;

-     между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;

-   между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ. [3]

Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и, особенно, на психофизическом состоянии студентов. Может понижаться успеваемость, также возможно ухудшение аппетита, возникновение проблем со сном и т.д.

Необходимо уметь справляться с вышеперечисленными и возможными другими трудностями, знать, что физические упражнения могут оказать благоприятное воздействие на организм человека в целом и на его психоэмоциональное состояние в частности.

Снятие нервно-эмоционального напряжения с окончанием зачетной недели и экзаменационной сессии, как правило, не приводит к быстрой нормализации психофизических показателей, что свидетельствует о наличии стойкого умственного утомления и нервного напряжения. Однако проведенные исследования с сопоставлением экспериментальных данных по использованию физической нагрузки различного уровня (малого, среднего, большого), а также пассивного отдыха и идеомоторных средств показало благоприятное воздействие на снятие чрезмерного возбуждения и утомления центральной нервной системы малых и средних нагрузок двигательной активности аэробной направленности. В то же время имеются данные научных исследований, что студенты, испытывающие негативные эмоциональные состояния, лучше воспринимают и выполняют статические упражнения в положении сидя и лежа. [4] Физкультурно-спортивная деятельность в условиях недостаточного естественного воздействия на органы чувств (зрение, слух, обоняние) способствует восстановлению остроты зрения, слуха, обоняния и, следовательно, восстанавливает оптимальное состояние психоэмоциональной сферы. В занятиях физическими тренировками необходимым компонентом должны быть упражнения на растягивания, потому что у людей, склонных к негативным эмоциональным состояниям и, как правило, перенапряженным, происходит нерациональное распределение усилий при выполнении любой физической нагрузки. [1]

Немаловажное значение для регулирования психоэмоциональных состояний имеет и обучение правильному дыханию (через нос), особенно при выполнении силовых упражнений, а также освоение дыхательных методик А.Н. Стрельниковой, К.П. Бутейко, йогов и т.д. Психофизиологической основой регуляции состояний посредством дыхания является то, что вдох повышает тонус коры головного мозга, а выдох – снижает. Поэтому, например, максимальное усилие человек может сделать в момент задержки дыхания на вдохе, а максимально расслабить мышцы на выдохе.

Эффективными методами физкультурно-спортивной регуляции психоэмоционального состояния являются: физкультурно-спортивная и оздоровительная тренировка, ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями, оздоровительная ходьба, активный отдых и многие другие методы. В основе степени эффективности перечисленных методов лежит умение подобрать оптимальную физическую нагрузку, включить в работу мышцы антагонисты, разнообразие средств и методов физического и психического воздействия, учет особенностей жизнедеятельности студентов, умение избегать ярко выраженных эмоциональных состояний, применение технически освоенных движений и упражнений. [1]

Осторожно нужно отнестись к регулированию психоэмоциональной сферы транквилизаторами, антидепрессантами, гормональными препаратами и подобными стимуляторами

Потребности в физической культуре — главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом важны и интересы. Они отражают избирательное отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Если же человек не имеет определенных целей в физкультурно- спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней. Это необходимо учитывать преподавателям физической культуры, тренерам, а также самим студентам. Занятия, осуществляемые через силы и не приносящие положительных эмоций, могут привести к отрицательным последствиям. [2]

Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.

Для того, чтобы доказать и показать студентам наличие связи между физическим здоровьем и психоэмоциональным состоянием было проведено следующее исследование. Студентам ПетрГУ (в исследование приняли участие студенты 3 курса Института филологии) было предложено ответить на ряд вопросов по теме исследования:

1.                   Как, по-вашему, есть ли связь между психическим состоянием и физическим здоровьем?

2.                   Испытываете ли вы стресс на учебе? В какие моменты больше всего?

3.                   Есть ли у вас потребность в физической нагрузке?

4.                   Помогают ли физические нагрузки снять вам нервное напряжение?

5.                   Какого рода эти нагрузки?

6.                   Как часто вы используете физические нагрузки для снятия стресса? Результаты оказались следующими:

100 % опрашиваемых считают, что связь между психическим состоянием и физическим здоровьем, непременно, существует.

Как считают студенты, данная связь существует, «потому что, например, при стрессовых ситуациях мы физически себя хуже чувствуем. Появляется слабость, ухудшается аппетит».

Вот еще одно мнение: «да, например, потому что меньше волнуешься по поводу посторонних взглядов, когда знаешь, что в неплохой форме и внезапные "физические нагрузки" лучше удаются (нести тяжести, не потерять равновесие, перепрыгнуть лужу, наклониться что-то поднять) и это тоже важно, потому что больше шансов не попасть в комичную ситуацию из-за неуклюжести и недостаточной подготовки мышц».

Также было мнение о том, что физическая активность и физическое здоровье благоприятным образом влияют на работу мозга. В следствие этого улучшается успеваемость.

64 % опрашиваемых испытывают стресс на учебе во время сессии, 10% - испытывает стресс на учебе всегда, 10% – никогда не испытывали стрессовых состояний.

Все опрашиваемые ответили, что у них есть потребности в физических нагрузках, для хорошего самочувствия ребятам нужна хотя бы минимальная физическая активность. Некоторые также считают, что занятия физической культурой вызывают азарт и появляется желание заниматься чаще и больше. Соответственно, физические нагрузки помогают студентам снять нервное напряжение и справиться со стрессом («отвлекают и поднимают настроение благодаря результатам и совмещению с музыкой»).

В основном, опрашиваемым помогают снять стресс такие нагрузки, как: плавание, бег, велосипед, силовые упражнения, растяжка, отжимания. Некоторые студенты занимаются физической культурой дополнительно, помимо учебных занятий, например, покупают абонемент в тренажерный зал.

Опрос показал, что студенты активно занимаются физической культурой и это помогает им бороться со стрессовыми ситуациями.

Каждому человеку хочется быть сильным, выносливым, ловким, быть обладателем хорошо развитого тела, иметь прекрасную координацию движений. Хорошее физическое здоровье всегда были залогом успешной карьеры, учебы или полезной и плодотворной работы. С детства каждому из нас известно, что физически здоровому и подготовленному человеку намного легче выполнить любую работу и любое задание, чем тому, кто здоровьем слаб.

К сожалению, не каждый человек может похвастаться прекрасными природными данными и отменным природным здоровьем. Однако, многое можно приобрести, если серьёзно относиться к физической культуре.

 

Список литературы

 

1.                   Картышева С. И. Физиология физических упражнений / С. И. Картышева. – Воронеж : ВГПУ, 2012. – 176с.

2.                   Кремнева В.Н., Кариаули А.С. Организация самостоятельной работы студента по физическому воспитанию /  В сборнике: Непрерывное образование: опыт ПетрГУ Исследования преподавателей и студентов. Электронный сборник научных статей. Научный редактор Т.А. Бабакова. Петрозаводск, 2016. С. 80-85

3.                   Кремнева В.Н. Организация опыта отношений подростков в учебной деятельности/ диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Петрозаводск, 2002

4.                   Родионов А.В. Психофизическая тренировка / А.В. Родионов. - М.: ТОО «Дар», 1995. – 124 с.