17 февраля 2016г.
Ключевые слова: профессионально-личностная культура, физическая культура, ювенология, ювенальная среда, педагогические условия
Введение.
Переход к уровневой подготовке специалистов и приближение высшего образования к международным стандартам предполагает реформирование не только содержательных вопросов педагогического образования, определяющих качество подготовки будущих специалистов, но и новые подходы к решению проблемы формирования профессионально-личностной культуры студентов [1-4].
В этой связи актуален ювенальный подход в формировании содержания образования студентов физкультурных вузов. Поэтому возникла необходимость обращения к новой области междисциплинарного знания
- ювенологии – «науки о молодежи» (Juventilis - молодость, юность logos - знание) [5].
У истоков развитии ювенологии как науки. стояли Е.Г. Слуцкий, И.В. Скомарцева, О.И. Иванов, Ю.В. Манько и др. Достаточно остро был поставлен вопрос о медико-биологических характеристиках молодежной популяции, опосредующих ее социальную жизнедеятельность [5, 6].
В настоящее время понятие «профессионально-личностная культура» учителя в педагогической науке остается недостаточно разработанным, что приводит к усилению противоречия между педагогической теорией и образовательной практикой и широко обсуждается новая система ценностей образования [8], основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Профессионально- личностная культура личности педагога является как «внутреннее видение» [7] и включает в себя установки и ценности.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать организационно- педагогическое обеспечение формирования профессионально-личностной культуры студентов в процессе физической подготовки.
Методы и организация исследования.
Для этого нами была разработана специальная методика диагностики уровня профессионально-личностной культуры, благодаря которой студент может оценить свои достижения сам, оценивая свои показатели по каждому из компонентов профессионально-личностной культуры. Сравнительный анализ уровней сформированности профессионально-личностной культуры контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента показал, что большинство студентов находятся на низком уровне и среднем уровнях: 92,1% ─ в контрольной группе; 88%
— в контрольной группе. Эксперимент подтвердил, что контрольные и экспериментальные группы имели равные условия обучения и примерно равные уровни физической подготовки. На втором этапе опытно-экспериментальной работы в контрольных группах (КГ) обучение продолжалось в соответствии с прежними методиками. В экспериментальных группах применялась экспериментальная программа формирования профессионально- личностной культуры студентов в процессе физической подготовке.
В контрольной группе по общепринятой программе занимались 84 студента. Экспериментальная группа в составе 79 человек занимались по экспериментальной программе, предусматривающее формирования профессионально-личностной культуры будущих специалистов.
В процессе экспериментальной работы наблюдался у студентов устойчивый интерес к будущей спортивно- педагогической, профессиональной деятельности, управление собственными морально-нравственными, эмоционально-волевыми качествами, умение аргументировать и обосновывать собственную позицию в процессе физической подготовки в условиях ювенально-образовательной среды, понимание специфики, функций будущего специалиста физической культуры и спорта.
Результаты и их обсуждение.
Анализ результатов проведенной опытно-экспериментальной работы, в ходе которого в контрольной и экспериментальной группе осуществлялось решение задач по формированию профессионально-личностной культуры студентов ИФКИС СВФУ, позволил выявить улучшение в исследуемых показателях в обеих группах (смотрите Табл.1). Сравнительный анализ данных, полученных в начале и в конце эксперимента, позволяет сделать следующие выводы. На первом курсе уровень профессионально-личностной культуры практически одинаков. Срез в конце пятого курса показал, что в экспериментальной группе уровень профессионально-личностной культуры в среднем существенно выше, чем в группе, где внедрение системы организационно-педагогического обеспечения формирования профессионально-личностной культуры не осуществлялось.
Таблица 1 Динамика показателей студентов ЭГ и КГ по уровням сформированности профессионально-личностной культуры в конце констатирующего этапа исследования человек
Достоверность результатов эксперимента определялась на основании статистического критерия χ2. G является показателем повышения уровня сформированности профессиональной культуры, то есть уровня мотивации, определенных практических умений, навыков студентов.
Проведенные расчеты показали, что достоверность различий уровней сформированности профессионально- личностной культуры КГ и ЭГ после эксперимента равна 95% по статистическому критерию χ2. Это дает нам возможность утверждать, что предложенная нами технология формирования профессионально-личностной культуры студентов в процессе физической подготовки позитивно сказывается на уровне их культуры (смотрите Табл.2).
Заключение.
Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что реализация теоретической модели формирования профессионально-личностной культуры студентов обеспечивается совокупностью педагогических условий: программно-информационное обеспечение процесса физической подготовки студентов в вузе; модернизация содержания физической подготовки путем внедрения практикориентированных технологий по организации спортивно-педагогической деятельности в условиях ювенально-образовательной среде; гуманизация отношений в системе преподавания специальных дисциплин по физической подготовке с интеграцией ювенально ориентированных национальных спортивных игр; моделирование компонентов содержания физической подготовки путем создания ювенально-образовательной среды; управление ювенально-образовательной средой.
Список литературы
1. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исслед. центр проблем качества подг. спец-в, 2004. – С. 142.
2. Степура, Т.В. Внеучебная деятельность студентов педвуза как фактор формирования их профессиональной самостоятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Степура. - М., 2008. - 19 с.
3. Физическая культура и физическая подготовка. [Текст] /Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. –М.: Юнити, 2007. 431 с.
4. Целикова, С.В. Роль культуры поведения спортсменов в тренировочном процессе: XV научная конференция студентов и молодых ученых / СВ. Целикова. - Волгоград: ВГПУ, 2009. - 326 с.
5. Ювенология в XXI веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении [Текст] / Под редакцией Е.Г. Слуцкого и В.В. Журавлева. – СПб.: ООО ИД «Петрополис», 2007. – 216 с.
6. Ювенальный потенциал как основа человеческого потенциала: сущность, структура и показатели // Ювенология в XXI веке. Комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении [Текст] / Под редакцией Е.Г. Слуцкого и В.В. Журавлева. – СПб.: ООО ИД «Петрополис», 2007. – 216 с. С.93-98.
7. Юдин, С.В. Педагогическая культура и педагогические ценности [Текст] / С.В. Юдин // Педагогическая наука на гребне становления. — Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2008 - С 146-459.
8. Ясвин, В.А. Образовательная среда - от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: ЦКФЛ РАО, 2008. - 248 с.