Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Ключевые слова: профессионально-личностная культура, физическая культура, ювенология, ювенальная среда, педагогические условия

Введение.

Переход к уровневой подготовке специалистов и приближение высшего образования к международным стандартам предполагает реформирование не только содержательных вопросов педагогического образования, определяющих качество подготовки будущих специалистов, но и новые подходы к решению проблемы формирования профессионально-личностной культуры студентов [1-4].

В этой связи актуален ювенальный подход в формировании содержания образования студентов физкультурных вузов. Поэтому возникла необходимость обращения к новой области междисциплинарного знания

-   ювенологии – «науки о молодежи» (Juventilis - молодость, юность logos - знание) [5].

У истоков развитии ювенологии как науки. стояли Е.Г. Слуцкий, И.В. Скомарцева, О.И. Иванов, Ю.В. Манько и др. Достаточно остро был поставлен вопрос о медико-биологических характеристиках молодежной популяции, опосредующих ее социальную жизнедеятельность [5, 6].

В настоящее время понятие «профессионально-личностная культура» учителя в педагогической науке остается недостаточно разработанным, что приводит к усилению противоречия между педагогической теорией и образовательной практикой и широко обсуждается новая система ценностей образования [8], основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Профессионально- личностная культура личности педагога является как «внутреннее видение» [7] и включает в себя установки и ценности.




Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать организационно- педагогическое обеспечение формирования профессионально-личностной культуры студентов в процессе физической подготовки.

Методы и организация исследования.

Для этого нами была разработана специальная методика диагностики уровня профессионально-личностной культуры, благодаря которой студент может оценить свои достижения сам, оценивая свои показатели по каждому из компонентов профессионально-личностной культуры. Сравнительный анализ уровней сформированности профессионально-личностной культуры контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента показал, что большинство студентов находятся на низком уровне и среднем уровнях: 92,1% ─ в контрольной группе; 88%

— в контрольной группе. Эксперимент подтвердил, что контрольные и экспериментальные группы имели равные условия обучения и примерно равные уровни физической подготовки. На втором этапе опытно-экспериментальной работы в контрольных группах (КГ) обучение продолжалось в соответствии с прежними методиками. В экспериментальных группах применялась экспериментальная программа формирования профессионально- личностной культуры студентов в процессе физической подготовке.

В контрольной группе по общепринятой программе занимались 84 студента. Экспериментальная группа в составе 79 человек занимались по экспериментальной программе, предусматривающее формирования профессионально-личностной культуры будущих специалистов.

В процессе экспериментальной работы наблюдался у студентов устойчивый интерес к будущей спортивно- педагогической, профессиональной деятельности, управление собственными морально-нравственными, эмоционально-волевыми качествами, умение аргументировать и обосновывать собственную позицию в процессе физической подготовки в условиях ювенально-образовательной среды, понимание специфики, функций будущего специалиста физической культуры и спорта.

Результаты и их обсуждение.

Анализ результатов проведенной опытно-экспериментальной работы, в ходе которого в контрольной и экспериментальной группе осуществлялось решение задач по формированию профессионально-личностной культуры студентов ИФКИС СВФУ, позволил выявить улучшение в исследуемых показателях в обеих группах (смотрите Табл.1). Сравнительный анализ данных, полученных в начале и в конце эксперимента, позволяет сделать следующие выводы. На первом курсе уровень профессионально-личностной культуры практически одинаков. Срез в конце пятого курса показал, что в экспериментальной группе уровень профессионально-личностной культуры в среднем существенно выше, чем в группе, где внедрение системы организационно-педагогического обеспечения формирования профессионально-личностной культуры не осуществлялось.


Таблица 1 Динамика показателей студентов ЭГ и КГ по уровням сформированности профессионально-личностной культуры в конце констатирующего этапа исследования 
человек

      

 

Достоверность результатов эксперимента определялась на основании статистического критерия χ2. G является показателем повышения уровня сформированности профессиональной культуры, то есть уровня мотивации, определенных практических умений, навыков студентов.

Проведенные расчеты показали, что достоверность различий уровней сформированности профессионально- личностной культуры КГ и ЭГ после эксперимента равна 95% по статистическому критерию χ2. Это дает нам возможность утверждать, что предложенная нами технология формирования профессионально-личностной культуры студентов в процессе физической подготовки позитивно сказывается на уровне их культуры (смотрите Табл.2). 

    


Заключение.

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что реализация теоретической модели формирования профессионально-личностной культуры студентов обеспечивается совокупностью педагогических условий: программно-информационное обеспечение процесса физической подготовки студентов в вузе; модернизация содержания физической подготовки путем внедрения практикориентированных технологий по организации спортивно-педагогической деятельности в условиях ювенально-образовательной среде; гуманизация отношений в системе преподавания специальных дисциплин по физической подготовке с интеграцией ювенально ориентированных национальных спортивных игр; моделирование компонентов содержания физической подготовки путем создания ювенально-образовательной среды; управление ювенально-образовательной средой.

 

Список литературы

1.      Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исслед. центр проблем качества подг. спец-в, 2004. – С. 142.

2.      Степура, Т.В. Внеучебная деятельность студентов педвуза как фактор формирования их профессиональной самостоятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Степура. - М., 2008. - 19 с.

3.      Физическая культура и физическая подготовка. [Текст] /Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. –М.: Юнити, 2007. 431 с.

4.      Целикова, С.В. Роль культуры поведения спортсменов в тренировочном процессе: XV научная конференция студентов и молодых ученых / СВ. Целикова. - Волгоград: ВГПУ, 2009. - 326 с.

5.     Ювенология в XXI веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении [Текст] / Под редакцией Е.Г. Слуцкого и В.В. Журавлева. – СПб.: ООО ИД «Петрополис», 2007. – 216 с.

6.      Ювенальный потенциал как основа человеческого потенциала: сущность, структура и показатели // Ювенология в XXI веке. Комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении [Текст] / Под редакцией Е.Г. Слуцкого и В.В. Журавлева. – СПб.: ООО ИД «Петрополис», 2007. – 216 с. С.93-98.

7.     Юдин, С.В. Педагогическая культура и педагогические ценности [Текст] / С.В. Юдин // Педагогическая наука на гребне становления. — Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2008 - С 146-459.

8.     Ясвин, В.А. Образовательная среда - от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: ЦКФЛ РАО, 2008. - 248 с.