Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Социализация - это процесс постижения культурных норм и правил, усвоения социальных ролей. Осуществление этого процесса возможно только лишь в обществе и представляет собой превращение человека из индивида в личность и гражданина, при условии усвоения социальных ценностей, норм и правил. Это процесс становления человека полноценным членом общества. Тема становления подрастающего поколения всегда была актуальной. Особенно относительно категории воспитанников с ОВЗ в специальных (коррекционных) школах-интернатах. В последние годы в связи с рядом причин (экологическими, генетическими, неправильным образом жизни матери и отца, инфекциями в пренатальном периоде, травмами при родах) возросло количество рождения детей с патологиями в психофизическом развитии. Но не этот факт является основой для беспокойства общества, а то, что лишь 78 % детей с ОВЗ остаются в семьях, другие попадают в детские дома (из-за недееспособности или смерти родителей, ограничения родительских прав, отбывания в исправительных колониях, добровольный отказ от ребенка). Однако все это несет за собой непоправимые последствия в развитии ребенка, приводящее к отклонениям в развитии, давиантности, делинквентности. В первые несколько месяцев жизни важен эмоциональный контакт матери, так как ребенок еще не в полной мере стал самостоятельным существом, - Л.С. Выготский отмечал, «что, отделяясь от матери физически, ребенок не отделяется от нее биологически. А потому существование ребенка в период новорожденности можно рассматривать как промежуточное состояние между внутриутробным и внеутробным развитием». Эмоциональный отклик ребенка может способствовать выявлению патологий, а так же играет значительную роль в формировании психических процессов [1, с.303]. Дети-сироты не могут получать полноценное внимание от работников детских домов, это влияет на социально-психическое и физическое развитие. Данная проблема занимала умы разных ученых (Л. Адлер, Дж. Боулби, Т. М. Землянухина, С. И. Мещерякова) не одно десятилетие. Обучающиеся дети с ОВЗ из школ-интернатов отличались агрессивностью, слабым здоровьем, заниженной самооценкой, школьной неуспеваемостью, - именно поэтому были определены причины, влияющие на исход такого развития [2, с. 154]. В связи с чем, выделим следующие факторы, препятствующие социализации:
1. Социальный статус – каждый ребенок отображает тактику взаимодействия с окружающим миром, основываясь на образце поведения родителей, однако у детей-сирот нет примера для подражания, что отображается на формировании личности, интеллектуальном развитии, коммуникабельности;
2. Здоровье и психическое развитие – в большинстве случаев дети, оставшиеся без родителей, имеют какие-либо нарушения в психофизическом развитии, сказывающееся на нарушении общения (нужда в ласке и понимании, но, в то же время, отторжение любых эмоциональных контактов, желание взаимодействовать в большей степени со взрослыми, восприятие таких же детей из интернатов как «своих» и недоверие к остальным сверстникам);
3. Формирование мировоззрения – дети-сироты живут настоящим моментом, не особо осознавая, чем будут заниматься в будущем; так же отношения к каким-либо аспектам жизни за пределами интерната у них не сформированы, нет понимания жизни в общественной среде, развития самостоятельности и стремления к какой-либо цели [4, с. 94].
В течение жизни дети-сироты вырабатывают определенную тактику поведения «беспомощного ребенка», что ограничивает все вариации поведения в социуме, отстраняя их от окружающих, а имея какие-либо отклонения в развитии, чаще всего они замыкаются в себе. Выходя из детских домов, дети надеются на покровительство, ограничивая свои социальные возможности во благо привычной системе поведения и во вред себе. Ответственность лежит на педагогах школ-интернатов, главной задачей которых является создание устойчивого положительного климата в учебно-воспитательном процессе. Организация психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся позволяет отслеживать динамику развития психических процессов, первичных и вторичных нарушений, компенсаторных механизмов, выявляя положительные и отрицательные стороны и на этой основе составляя индивидуальный учебный план [2, с. 45]. Также для положительного результата (успешной социализации) необходимым выступает соблюдение определенных педагогических и психологических условий: Психологические:
 Создание комфортной психологической атмосферы;
 Постепенное включение ребенка в новую среду, предварительно создав необходимый плацдарм его знаний для оптимального взаимодействия с другими людьми;
 Эмоционально-личностный контакт с каждым из участников образовательного процесса.
Педагогические:
 Строить ход уроков так, чтобы ребенок с ОВЗ мог воспринять информацию наравне со всеми, не ощущая ущербности;
 Подготовка коллектива (педагогического и одноклассников) к появлению нового ученика, обозначив его особенности, проведение бесед.
Исходя из вышеперечисленного, условно можно выделить следующие уровни социально – трудовой адаптации, при усвоении которых возможна трудовая реализация через профессионально-трудовое обучение и, как следствие, успешная социализация детей-сирот с ОВЗ в общество:
 высокий (соблюдение условий дисциплины, реализация профессиональных навыков, выполнение производственных норм, стабильность рабочего места);
 неполный (затруднено овладение профессиональных навыков, сбивчивость условий производственного плана, смена работы);
 низкий (невозможно овладение производственными навыками).
Однако, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья связанна не только с их последующим трудоустройством, но и с «включением» их в социальную деятельность и их организацией в быту. Это требует наличия у учащихся установленных социальных качеств:
 коллективизма;
 умения общаться со сверстниками и взрослыми;
 построение речи в зависимости от лиц, с которыми ведется беседа;
 коммуникативной активности.
Эта работу необходимо проводить с детьми с первого дня пребывания их школе-интернате. Так как некоторые из них склонны к замкнутости, другие – наоборот, эгоцентричны, поэтому становится необходимым учить их взаимодействовать в коллективе, учитывать стороннее мнение и интересы других. Об уровне социализации воспитанника дают представление его трудовая квалификация, характер взаимодействия со сверстниками, отношение к трудовой деятельности, определенная степень развития культурных увлечений и потребностей. В заключение хотелось бы сказать, что воспитанники школ-интернатов, имеющие нарушения в развитии, являются полноправными гражданами нашей страны, и от их воспитания и обучения зависит наше будущее, а, значит, необходимо приложить максимальные усилия для успешной социализации их в общество с целью реализации их возможностей, основываясь на индивидуально-личностных качествах и компенсаторных возможностях. Материализация условий социализации положительно влияет на возможность быстрой адаптации к изменяющимся условиям в обществе, коммуникативную активность и открытость личности для получения знаний.

Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 672 с.
2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
3. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1998 - 110 с.
4. Логопсихология: учебно-методическое пособие. С.В. Лаутина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 173 с.
5. Юдинцева Н.Н., Панов А.И., Левин С.А. Постинтернатная адаптация выпускников детских домов. Социально - психологические технологии. Общая ред. Панов А.И.- М.: «Альтекс», 2001.